СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение инновационной работы в МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье  по теме  «Может ли методическая работа в  школе считаться инновационной?» анализируется работа школы по 6 направлений инновационной  деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение инновационной работы в МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»»

Методическое сопровождение инновационной работы

в МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (слайд)

Выступление на ПС от 22.11.2018 г. заместителя директора по УВР Обуховой Г.В.

Методическая служба школы в современном обществе выходит на первую позицию в системе приоритетов образования. Методистом называли СПЕЦИОЛИСТА ПО МЕТОДИКЕ, методам преподавания, а сегодня он приравнивается к менеджеру (специалист по управлению методической работой) в образовании. Получив такое «звание» ( в нашей школе вся администрация прошла курсы « Менеджмент в образовании»), он вступает в большую страну ОБРАЗОВАНИЕ со своей инновационной должностью.

Перед методической службой школы встала сразу проблема: Можно ли считать работу школы по различным направлениям образования и воспитания инновационной?

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание, как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.(слайд)

Основные направления инновационной работы были заданы направлением государственной политики: чему учить? Как учить? Ради чего учить, выступлениями главы государства, слова которого были взяты нами для эпиграфа: «Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации».

(В.В. Путин)

(слайд)

Проектируя свою работу по теме «Может ли методическая работа в школе считаться инновационной?» мы взяли для анализа следующие 6 направлений инновационной деятельности:

  • 1. нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

  • 2. новых механизмов управления образованием, направленных на его модернизацию, новых форм государственно – общественного управления образовательным учреждением (директор);

  • 3. новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);

  • 4. систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий учащихся;

  • 5. новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

  • 6. учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Собрав информацию по проблеме и обработав ее, мы установили, что методическая работа в нашей школе это:

- освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

- повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы;

- обмен опытом между членами педагогического коллектива;

-выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.

А диагностический срез педагогов по теме "Барьеры, препятствующие освоению инноваций", анкетирование «Готовность учителя к инновационной деятельности» позволило спланировать ее по разделам:

Работа с кадрами

Работа с молодыми специалистами.

Аттестация педагогических работников

Методические мероприятия: МС, ПС

Инновационная деятельность

Работа с образовательными стандартами

ВЫВОДЫ: мы не имеем еще сетевого взаимодействия с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, научными организациями, не являемся стажировочной площадкой для апробации образовательных продуктов.

  • 4. систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

  • 5. новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

  • 6. учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

1. Итак, первое направление нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов после исследования показало: (слайд)

1.1. Переход на новые образовательные стандарты

Основные направления инновационной деятельности в применении ИКТ на этапе внедрения ФГОС в школе.

Одна из характеристик Школы Будущего – это школа с ИКТ-насыщенной и образовательной средой, обеспечивающей развитие ИКТ-компетенности всех пользователей образовательного пространства, школа полной информатизации.
В нашей школе созданы кадровые, материально–технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Инновационная деятельность по внедрению ФГОС в образовательном пространстве нашей школы включает несколько этапов:

1 этап - обучения учителей по программе «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника», освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе, через методическое сопровождение – Создание перспективного графика прохождения курсов по «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника» .

Выводы: на сегодняшний день освоили ИКТ -80% учителей, есть перспектива изменить диаграмму на 20% (5 учителей владеют, но не имеют документа).

2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем.

Деятельность школы по этому направлению должна осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно–педагогические кадры инновационной России. Одним из направлений педагогической инноватики является создание технологичных, открытых образовательных систем, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. Ученикам с помощью сети Интернет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Проанализировав ситуацию в школе, мы увидели, что:













Учителями начато ведение электронных журнал в рамках внедрения системы открытого образования (http://Kurs.eljur.ru). Эта система взаимодействия между школьным и родительским сообществом дается возможность медленно, но уверенно двигаться к заветной цели - 46 родителей, заявивших участие в системе. На сегодня мы добились участия 30 родителей, т.е.65 % от заявивших.

Внедрение системы «Электронный журнал» позволило родителям принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.

ВЫВОДЫ: не достаточна материальная база по использованию мультимедийных систем, перспектива - разработка плана по применению дистанционного обучения. Работа с родителями, регистрация в госуслугах.

3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.

Предмет

Ф.И.О. учителя

Интеграция во внеурочную деятельность

Классы

Математика

Коклина Л.А.

Глебова Н.А.

«Математика вокруг нас»

«За страницами учебника математики»

5

8 «а»

Информатика

Галкина Е.В.

«Инфознайка»

«Современные компьютерные технологии»

1-4

5—8 «а»

Русский язык

Комарова О.С.

«Культура речи»

7

Литература

Крамаренко А.В.

Выскребенцева Р.Н.

Бабарыкина Г.В.

Емельянова Е.А.

«В гостях у сказки»

«Как хорошо уметь читать»

«Соловушка»

1

2

3-4

Биология

Волкова Л.А.

Бабарыкина Г.В.

«Экомир»

«Я познаю мир»

7

3

География

Гранкина Ж.В.

Болтенкова Н.А.

«Мой родной край»

«Юный турист: изучаю родной край»

5

5

Обществознание

Волкова Т.К.

«Основы финансовой грамотности»

8 «а»

Технология

Апатьева Н.В.

Крамаренко А.В.

Кислинская М.В.

Долженков А.А.

«Маленький мастер»

«Умелые ручки»

«Рукоделие»

«Сделай сам»

2

1

6 «а»

7

Физкультура

Гранкина Ж.В.

Апатьева Н.В.

Бабарыкина Г.В.

Иванова Т.А.

«В стране здоровья» «Здоровейка»

«Зоженька»

«Спортивная мозаика»

2

2

3

3


ВЫВОДЫ: интеграция с 9 дисциплинами во внеурочной деятельности на сегодня запланирована в школе. Есть потенциал для интеграции еще по 5 предметам (ОБЖ, физика, химия, история, музыка).

3 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала учащимися и работы учителей.


Название

Платформа

Класс

Учитель

Количество участников

Всероссийская олимпиада по английскому языку «Заврики»

«Дино-олимпиады»

VIII Онлайн-олимпиада «Плюс» по математике

Всероссийская олимпиада по русскому языку

Межпредметная

онлайн-олимпиада по русскому языку

Учи.ру

1-4

Крамаренко А.В.

Обухова Г.В.

Бабарыкина Г.В.

Емельянова Е.А.

Понарина Т.В.

21

Марафон финансовой грамотности в рамках V Всероссийской недели сбережений.

Инфоурок

5-11

Волкова Т.К.

10

Конкурс им. Д.И.Менделеева научно-исследовательских работ обучающихся

ФГБУ ВО Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева

8

Волкова Л.А.

2

«Мой лучший урок»










ВЫВОДЫ: дифференцированно подходить к участию в конкурсах, олимпиадах, мотивировать учителей к участию в них.

4 этап. Введен курс «Учусь создавать проект» для учащихся с 1 класса, способствующий активному внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.
4. Учебный план начального, основного и среднего общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и 5 – ти направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

С 201802019 года в УП за счет компонента ОУ введен курс «Индивидуальный проект» в 8 «а» классе (методическое сопровождение – положение). В соответствии с запросами учащихся введены ЭУП по русскому языку в 11 классе «Пишем сочинение на ЕГЭ. Часть С», ЭП по обществознанию в 10 классе «Сложные вопросы обществознания», остальные часы компонента ОУ отданы на предметы, т.к.ученики будут сдавать их на ЕГЭ.

ВЫВОДЫ: УП нуждается в ежегодной корректировке в соответствии с запросами родителей и учащихся.

5 этап. Методическое сопровождение выбора УМК идет на уровне МО, муниципального заказа школы. УМК для детей с ОВЗ для обучения по программе вар.2 для детей с глубокой умственной отсталость, нарушениями речи, инвалидами.

ВЫВОДЫ: не апробируются параллельно УМК других авторов. Нет учебников для детей с ОВЗ.

2. Разработка, апробация и отработка новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций.

Расширение самостоятельности школ

В рамках этого, ежегодно ведётся рейтинг образовательных достижений школы.

С 2010 года Минобрнауки России ввелся в эксплуатацию электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – мониторинг ОО-1, www.kpmo.ru). Использование мониторинга помогает систематизировать аналитическую деятельность школы, способствует отслеживанию статистических показателей по разным направлениям работы школы.

Как правило, работа образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает изменения и в системе внешних (социальных) связей. Появляется необходимость в системном взаимодействии с другими школами. Таким образом, школа становится открытой развивающейся системой.

Проходят семинары, открытые мероприятия с МКДОУ «Глебовский детский сад, МКОУ «Большеаанненковская СОШ», ДК, ДШИ, ДПШ. (Методическое сопровождение – совместные планы работы, обмен опытом)


3. новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);












ВЫВОДЫ: мы не имеем еще сетевого взаимодействия с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, научными организациями, не являемся стажировочной площадкой для апробации образовательных продуктов.

4. Разработка, апробация и отработка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации учащихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий учащихся.

Одним из направлений инновационной деятельности является:

4.1. Развитие системы поддержки талантливых детей

В нашей школе систематизирована работа по программе «Одарённые дети» через методическое сопровождение ШМО, практику дополнительного образования, работу Электронного Портфолио для учета индивидуальных достижений учащихся.

Внедрена система поощрения учителей, благодаря которым школьник добился высоких результатов (стимулирующие выплаты).

5. Разработка, апробация и отработка новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг.

5.1. Совершенствование учительского корпуса

В школе внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки учителей.

Еще одним стимулом стала аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. В школе высшую категорию имеют 7 учителей (Волкова Л.А., Коклина Л.А., Анненкова Е.Н., Михалева О.И., Гранкина Ж.В., Михалев В.Н., Обухова Г.В.). Первую категорию имеют – 13учителей, 5- не имеют категории.

В настоящее время обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ через:

- курсы на базе ОГБУ ДПО КИРО;

- вебинары;

- Всероссийское тестирование – по 33 предметам и направлениям, 100% прошли;

- стажировочные площадки;

- открытые уроки, мастер-классы;

- методическое сопровождение МС и ШМО.

Подводя итоги можно сказать, что объем задач, которые нужно решить нашей школе, колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли  и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования. «Результатом нашего поиска плюсов и минусов методического сопровождения инновационной работы школы стала Программа инновационной деятельности МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2020 г.г.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Закон Российской Федерации `Об образовании`

  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.

  3. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу [Текст] / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – C. 10-15.

  4. Бешенков, С.А. Моделирование как стратегия и символ современного образования / С.А. Бешенков // Инновации в образовании. – 2007. – № 6. – С. 16-21.

  5. http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации

  6. (Минобрнауки России)

  7. http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml Приоритетный национальный проект «Образование»

  8. http://www.auditorium.ru Российское образование

12. http://sinncom.ru/-специализированный образовательный портал «Инновации в образовании»




8