СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения прыжкам и метанию в школе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка пригодиться учителям физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения прыжкам и метанию в школе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3 им. А.С. Пушкина» г. Воткинска Удмуртской Республики.

















«Методика обучения прыжкам и метанию в школе.»





учитель: Шуклина Елена Викторовна













г. Воткинск 2019 г.

ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ

«ПЕРЕШАГИВАНИЯ»



Задача 1. Ознакомить учащихся с техникой прыжка, создать представление о его выполнении.

Средства: 1. Показ прыжка в целом и отдельных его частей.

2. Разбор кинограмм.

3. Произвольные прыжки на небольшой высоте с 3-4 шагов разбега.



Задача 2. Учить технике отталкивания и сочетанию маховых движений с толчком.

Средства: 1. Прыжки перекатом с пятки на носок.

2. Придерживаясь рукой за опору на уровне груди или плеч выставить толчковую ногу вперёд и выполнить мах с ускорением согнутой ногой. Спину и толчковую ногу жёстко закрепить, стараться чтобы маховым движением прыгуна подняло с пятки на носок с ощущением вырастания вверх-назад на 8-10 см.

3. То же самое, но мах закончить отталкиванием.

4. Выполнить серией через шаг мах с отталкиванием, толкаясь всё время одной ногой.

5. Из и.р. – толчковая нога впереди, маховая нога сзади, выполнить мах с отталкиванием, доставая какой-нибудь предмет головой или маховой ногой.

6. То же, но с проходом через маховую ногу.

Методические указания: Необходимо чтобы маховые движения выполнялись с большей амплитудой и отталкивание заканчивалось полным выпрямлением толчковой ноги и туловища.



Задача 3. Учить переходу планки и прыжку через неё с 1-3 шагов.

Средства: 1. Стоя боком к планке со стороны маховой ноги (высота 30-50 см), перешагнуть через неё маховой ногой. Поставить ногу на опору, толчковую поднять вверх, таз «уводится» от планки назад, туловище наклонять вперёд.

2. Выполнить переход с 1-2 шагов подхода.

3. Выполнить переход после прыжка с 1-2 шагов.

4. Выполнить мха с отталкиванием серий через шаг, через 3 шага.

5. Выполнить прыжок через планку с трёх шагов по отметкам.

Методические указания: Отметки от места отталкивания ставятся так: первый от места отталкивания шаг – 3,5 стопы, второй 4,5 стопы, третий – 4 стопы. Приземляться на маховую ногу.



Задача 4. Учить ритму разбега в сочетании с отталкиванием.

Средства: 1. Выполнить мах с отталкиванием через 3 шага серией под ритм, задаваемый учителем хлопками или счётом.

2. Прыжки с трёх шагов с доставанием маховой ноги или головой ветки или подвешенного предмета под ритм с пробеганием по отметкам.

3. Прыжки через планку с 3-х шагов с постепенным её повышением с подсчётом ритма и пробеганием по отметкам.

Методические указания: ритм задаётся учителем хлопками или счётом «раз, два, топ».



Задача 5. Учить подбору разбега и прыжку с полного разбега.

Средства: 1. Повторить упражнение предыдущего занятия.

2. Разметить индивидуальные разбеги.

3. Выполнить прыжки по отметкам разбега с ускорением без отталкивания.

4. То же, но с подсчётом ритма на последних трёх шагах и с отталкиванием «на вылет».

5. То же, но через планку на свободно преодолеваемой высоте.

6. Прыжок в целом с постепенным увеличением высоты.

Методические указания: отметки шагов по разбегу от места отталкивания для 7 шагов разбега: 5 стоп, 6 стоп, 5,5 стопы 5 стоп, 4,5 стопы, 4 стопы, 3,5 стопы.

Ошибки и рекомендации по их устранению.

1. Отклонение плеч назад на третьем шаге от толчка.

- Держать туловище прямо, наклоняясь вперёд лишь на 2-5˚ от вертикали. Выполнять бег активным выводом бедра вперёд.

2. Большой наклон туловища вперёд и вынос толчковой ноги у места отталкивания не от бедра, а от голени.

- Выносить толчковую ногу вперёд от бедра. Убирать живот. Ставить ногу с перекатом с пятки на носок.

3. Во время отталкивания – сильный наклон к планке плеча, разноимённого толчковой ноге. Неполное использование силы отталкивания. Сваливание прыжка на планку.

- Удерживание туловища прямо, подняться на стопе толчковой ноги. Послать руки вверх с незначительным обгоном одноимённой толчковой ноге.

4. При переходе через планку – поворот туловища к маховой ноге и наклон вперёд.

- Повернуть туловище и наклониться к толчковой ноге.

5. Опускание маховой ноги, вниз за планку прямо, толчковой – носком внутрь.

- При опускании за планку развернуть маховую ногу носком внутрь, толчковую коленом и носком наружу.



Прыжок в длину с разбега способом “согнув ноги”

Задача 1. Ознакомить занимающихся с техникой прыжка.

Средства: 1. Показ техники прыжка.

2. Разбор кинограмм.

Задача 2. Проверить умение выполнять прыжок в длину с произвольного разбега.

Средства:

  1. Прыжок в длину с 10-12 беговых шагов, отталкиваясь от грунта с любого места.

  2. То же отталкиваясь с бруска.

Методические указания: начинать разбег о общей отметки, установленной учителем, оттолкнуться в любом месте. выполнять разбег в любом ритме. Учитель следит за каждым учеником и вносит поправку в начало разбега каждого ученика. После внесения поправки выполнить 8-10 прыжков с разбега от своей отметки. Попадая на брусок. Так определяется длина среднего разбега. Изменяется в ступнях и запоминается.

Задача 3. Учить технике отталкивания в сочетании с полетом в “шаге”

Средства:

  1. Имитация отталкивания на месте с активным выведением таза в момент постановки толчковой ноги и подъем колена маховой вперед-вверх.

  2. То же, в ходьбе.

  3. И.п. - толчковая нога впереди, маховая сзади. Прыжок с места с приземлением в положении выпада.

  4. Прыжки вверх толчком одной ногой с активным выведением колена маховой, с доставанием рукой, одноименной с толчковой, веток, и подвешенных предметов.

  5. Прыжки вверх толчком одной ногой с приземлением на обе.

  6. Прыжки с 2-3 шагов разбега, приземляясь на маховую ногу и пробегая дальше.

  7. Прыжок в длину с небольшого разбега через резиновую ленту на высоте 30-40 см на расстоянии 1-1,5 м от места отталкивания.

  8. Прыжки в “шаге”, сериями отталкиваясь на каждом третьем или пятом шаге.

  9. Прыжки с ноги на ногу.

  10. Прыжки с короткого разбега через различные препятствия (веревочка, скамейка, гимнастический коль и т.д.).

  11. Прыжок в длину с акцентом на выполнение в “шаге”.

  12. Прыжок в шаге с тумбы.

Методические указания: Основные упражнения для овладения отталкиванием - прыжки с 3 и 5 шагов разбега последние два шага более энергичные и ускоренные.

Задача 4. Учить технике движений рук и ног в полете.

Средства:

  1. Имитация работы рук на месте в сочетании с махом.

  2. Прыжки в длину с 3-5 шагов разбега с приземлением в шаге.

  3. Прыжок в “шаге” с 5-7 шагов разбега с дальнейшим пробеганием. Обратить внимание на движение рук: одноименную с толчковой ногой посылать вперед-вверх и немного внутрь, другую в сторону и несколько назад.

  4. Прыжки с увеличение длины разбега. В полетной фазе прыгун летит в положении “шага” до половины длины прыжка, затем подтягивает толчковую ногу к маховой, а колени согнутых ног к груди. Рука одноименная маховой ноге, к ⅓ полетной фазе поднимается сзади через сторону вверх. Перед приземлением руки движутся свехру-вперед. Затем вниз и назад. Ноги разгибаясь в коленных суставах выносят как можно дальше вперед.

  5. Прыжок через две планки. На расстоянии 1 метра от места толчка устанавливаются стойки для прыжков в высоту с планкой (веревочкой, резиновой) высотой 30-40 см. На расстоянии 70-120 см, от левых стоек устанавливаются вторые с планкой (веревочкой, резиной). Высота планки может быть на 20-30 см выше первой планки.

Задача 5. Учить технике приземления.

Средства:

  1. Прыжки с места в длину с активным подтягивание ног вверх возможно дальше выбрасывая ноги вперед.

  2. Прыжки с 3-5 шагов разбега на горку матов (5-6 матов положенных один на другой).

  3. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 20-40 см до предлогаемого места приземления.

  4. То же, через веревочку положенную на предполагаемом месте приземления.

  5. Повторить упражнение 5 предыдущего занятия.

Методические указания: Следить за тем, чтобы не было преждевременного опускания ног, падения назад после приземления.

Задача 6. Установить длину полного разбега (подбор индивидуального разбега).

Средства:

  1. Повторное пробегание разбега без отталкивания.

  2. Повторное пробегание разбега с отталкиванием.

  3. Прыжки с полного разбега.

Методические указания: Разбег следует всегда начинать со стандартного положения и стандартного выполнения первых шагов. Если прыгуну не хватает длины разбега для достижения максимальной скорости прибавляется два беговых шага (12-13 ступлей). Если прыгун успевает развить скорость раньше, то разбег уменьшается.

Ошибки и рекомендации по их устранению

  1. При разбеге - нестабильность беговых шагов.

-пробегать по разбегу по контрольным отметкам.

2. Удлинение последних 2-4 шагов перед отталкиванием.

-пробегать последние шаги по отметкам в сочетании с отталкиванием.

3. Излишний наклон вперед в разбеге.

  • поднять плечи, вывести таз, смотреть вперед.

4. При отталкивании - наклон вперед, отставание таза

  • вывести таз вперед за счет удлинения предпоследнего шага.

5. Стопорящее отталкивание.

  • поставить ногу активным загребающим движением на месте отталкивания.

6. Вращение туловища вперед после отталкивания.

  • в момент отталкивания активно вывести таз (толчковой ногой) и колено маховой.

7. Чрезмерное отталкивание туловища назад при отталкивании

  • выполнить прыжки с места и с одного-трех шагов разбега повиснуть на гимнастическую стенку.

8. Мах прямой или слегка согнутой ногой при отталкивании.

-выполнить движение с доставанием подвешенного предмета маховой ноги.

9. Недостаточное выбрасывание ног во время приземления.

-укрепить мышцы: брюшного пресса, выполнить подъем коленей вперед-вверх.







Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры.

  1. Преодоление жерди или бревна с опорой на руки (руки-грудь) махом правой ногой за препятствие левой - коленом наружу.

  2. Прыжки через 2-3 препятствия (барьер, планка) высотой 50-60 см “перешагивание” без остановок после приземления.

  3. Бег через барьер (высота 40-50 см.) барьерным шагом.



Обучение технике барьерного бега.

Задача 1. Создать у учеников представление о правильной технике барьерного бега.

Средства: показ техники преодоления барьера.

Демонстрация и разбор кинограмм.

Преодоление полосы препятствий (юноши).

-старт лежа; бег 10 м; барьер высотой 76 см.; бег до 10 м ; ров 2,5 м ; бревно 5 м ; бег 10 м ; забор (3 жерди высота 2 м ; бег 10 м ; метание мяча (тенисного) с 15м. в цель (вертикальный габарит) ; лабиринт; вкопанные в шахматном порядке балки (имитация разрушенного моста) 6 штук-высота от 15 до 40 см. (последняя): бег 10м.

Метание малого мяча

Задача 1. Ознакомление учащихся с правильной техникой метания мяча.

Средства:

  1. Показ техники метания с разбега.

  2. Ознакомление со снарядом, места для метания, правилами соревнований.

Задача 2. Учить правильному хвату мяча.

Средства:

  1. Показ и проверка правильности держания мяча.

Задача 3. Учить держанию кисти руки.

Средства:

  1. Броски перед собой движением кисти.

Методические указания: и.п. перед броском: ноги врозь, рука с мячом над головой на вытянутой руке. Провести соревнования на высоту откоса мяча после броска поймать отскочивший мяч другой рукой. Выполнять всей шеренгой одновременно.

Задача 4. Учить броску (хлесту) всей рукой с выпрямлением ее в локтевом суставе.

Средства:

  1. Броски мяча вперед по направлению в ориентир расположенной на стенке примерно в 2-2,5 м от пола (и.п. лицом к стенке рука с мячом согнута, локоть на уровне головы).

Методические указания: При броске рука загибается в локтевом суставе, но не отпускается. Необходимо предварительно отклонять плечи назад и сочетать последующий бросок с рывком вперед грудью, опережая руку двигающуюся со снарядом.

Задача 5. Учить фазе финального усилия.

Средства:

  1. Метание мяча из положения стоя лицом по направления метания.

  2. Метание мяча с места из и.п. стоя левым боком, левая нога впереди на носке, правая рука со снарядом отведена назад.

  3. Метание с места из и.п. стоя на правой ноге, согнутой в колене, левую приподнять. С активной постановкой левой ноги и поворотом носка и колена правой ноги внутрь через положение “натянутого лука” выполнить бросок.

Методические указания: обращать внимание на то, чтобы метающая рука шла за голову локтем вперед. При метании стараться не сгибать левую ногу в колене и не отклоняться влево.

Задача 6. Учить технике метания с разбега.

Средства:

  1. Бросок мяча с двух шагов. Стоя лицом в направлении броска, на счет “раз” сделать шаг с правой ноги (скрестный шаг) на счет “два” левой, заканчивающихся выведением груди вперед и броском мяча.

  2. Бросок мяча с трех шагов. Движением начинается с левой ноги, одновременно рука с мячом отводится назад. На втором шаге выполняется обгон снаряда (скрестный шаг), на третьем - бросок.

  3. Метание с 4-х шагов разбега (с места под счет) на “раз” шаг правой ногой начинается отведение правой руки назад, на ”два” шаг левой ногой , повернуться левым боком, правая рука полностью выполняется: на “три” скрестный шаг, выполняется прыжком : на “четыре” постановка левой ноги и бросок. Счет: “раз”, “два”, “три”, “четыре” можно заменить словами “ шаг левой, шаг правой, скрестный , бросок”.

  4. Метание мяча с разбега.

Методические указания: длина разбега 8-10 беговых шагов. Вначале контрольная отметка устанавливается учителе для всех одна. На контрольную отметку должна попасть левая нога и с шага правой ногой начинается бросковые шаги. При разбеге мяч держится в согнутой руке на уровне головы. Отводить руку с мячом на первых двух бросковых шагах. Движение тела вперед гасится после выпуска снаряда, перескоком на правую ногу. При метании мяча допустимо встречное метание. Метание гранаты производится только в одну сторону и по команде учителя.

Техника метания гранаты аналогична технике метания малого мяча.

Ошибки в разбеге.

  1. Уменьшение скорости разбега перед попаданием на контрольную отметку.

  2. Не попадание на контрольную отметку.

  3. Напряженный бег, закрепощенное положение руки с мячом.

Исправление ошибок:

  1. Включение в урок большого числа ускорений с мячом.

  2. Повторное выполнение разбега с задачей добиться свободных и непринужденных движений и совершать небольшие движения рукой во время разбега.

  3. Уделить больше внимания беговой подготовке, добиваясь стандартных шагов в разбеге.

Ошибки при выполнении бросковых шагов.

  1. Чрезмерное снижение скорости движений в бросковых шагах и особенно перед броском.

  2. Слишком высокое или слишком низкое положение руки со снарядом перед броском.

  3. Отсутствие достаточного обгона снаряда, вялое или слишком короткое выполнение стандартного шага.

Исправление ошибок:

  1. Повторное выполнение ускоренного разбега с отведением руки в исходное положение перед броском.

  2. Упражнение в отведении руки со снарядом на нужную высоту на месте, в ходьбе и беге.

  3. Выполнение бросковых шагов с целью своевременного обгона снаряда, бег скрестными шагами.

Ошибки в броске:

  1. Опускание локтя во время броска, метание согнутой рукой.

  2. Отклонение метателя влево, бросок, сбоку.

  3. Недостаточное выпрямление ног и туловища при броске, метание выполняется в основном одной рукой.

  4. Переступание через планку после бросков.

Исправление ошибок:

  1. Имитация бросков - при поддержки учителем локтя метающей руки, не спешить с окончанием рывка до выпрямления руки.

  2. Имитация выполнения броска без отклонения влево, увеличение поворота плеч и отведение руки за спину при обгоне снаряда.

  3. Укрепление ног, выполнение прыжковых упражнений для туловища, связанных с их разгибанием.

  4. Проверка разбега, выполнение бросковых шагов по отметкам, тренировка в торможении после броска.

Техника метания гранаты с колена.

При метании из положения с колена занимает и.п., повернувшись левым боком в направлении броска и опускается на правое колено, упираясь носком в грунт. Левая нога, согнута, в коленном суставе почти под прямым углом, ставится вперед на всю стопу на расстоянии удобном для броска. Рука с гранатой отводиться вниз-назад, не задевая землю, после чего выполняется бросок из-за спины через плечо после вылета гранаты, продолжая движение туловища, метатель сильно наклоняется вперед.

Задача 1. Учить технике метания гранаты с колена.

Средства:

  1. Ознакомить с техникой гранаты с колена.

  2. Принятие и.п стоя на колене.

  3. Имитация метания с колена.

  4. Из положения стоя боком по направлению броска метание в горизонтальную цель 2,5*2,5 м с 15-20 м.

  5. Метание из положения с колен в горизонтальную цель 2,5*2,5 c 12-15 м.

  6. То же с 15-20 м.

Техника метания гранаты из и.п. лежа.

И.п. грудь касается земли, левая рука сгибается, упирается ладонью грунт. Правая (с гранатой) согнута в груди. Таз несколько повёрнут вправо, ноги слегка раздвинуты. Правая впереди опирается в грунт носком и внутренней частью стопы, левая - наружной частью. Отводя гранату прямой рукой назад-вправо, метатель слегка поворачивается вправо, сгибая ноги и туловище таким образом, чтобы не нарушилась опора ног о грунт и выпрямляет левую руку. Перед броском грудь находится у колена согнутой правой ноги. Рука с гранатой занесена на назад-вправо, левая почти выпрямлена и опирается ладонью о грудь. Бросок производится одновременно с выпрямлением ног и тела. Опирается на левую руку, спортсмен приподнимает тело от земли, подавая его вперёд и облегчает движения правой руки снизу-вверх. Выполнить метание прямой рукой, следует согнуть руки и принять положения лежа на груди.

Задача: Учить технике метания гранаты из положения лёжа на точность в горизонтальную цель.

Средства:

  1. Ознакомление с техникой метания лёжа.

  2. Принятия исходного положения.

  3. Имитация отведения гранаты прямой рукой у земли назад-вправо.

  4. Стоя на коленях, метание гранатой прямой рукой на дальность.

  5. Имитация метания из положения лёжа.

  6. Метание гранаты из положения лёжа в горизонтальную цель(условный ров 2,5 м) с расстояния 10-12 м.



Метание мяча по движущейся цели.

Задача: Учить метания мяча по движущейся цели.

Средства:

  1. Метание мяча в баскетбольный щит.

  2. Метание по движущейся цели.

Методические указания: Обращать внимание на выведение локтя вперёд-вверх, заканчивая движение кистью, расстояние 10-15 м. Движущиеся цель- привязана на верёвочке к баскетбольному щиту волейбольный или набивной мяч (качается) или прокатываемый по полу слева-направо и справа-налево мяч.

Метание мяча в горизонтальную цель.

Задача: Учить метанию мяча в горизонтальную цель.

Средства:

  1. Объяснения и показ упражнения.

  2. Метание мяча в горизонтальную цель 1*1 м (условный окоп), стоя лицом в сторону метания (мяч над головой) расстояние 8 м.

  3. То же с разворотом плечевого пояса и отведением руки с мячом назад.

  4. Метание в цель стоя левым боком к направлению броска, вес тела на правой, слегка в согнутой ноге. Расстояние 6 м.

  5. То же с расстояния 8 м, обратив внимание на полное выпрямление ног и выведение руки локтем.