СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ




Кафедра педагогики и специального образования








КУРСОВАЯ РАБОТА





Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (воспитательных дел)
























Содержание………………………………………………………………....2

Введение………………………………………………………………….....3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Коллективная творческая деятельность: понятие, характеристика..6

1.2. Стадии коллективной творческой деятельности…………………..9

1.3. Виды коллективной творческой деятельности……………………..12

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

2.1. Педагогические условия успешности коллективной творческой

деятельности………………………………………………………………17

2.2. Коллективное творческое дело «Поиск клада»……………………20

Заключение………………………………………………………….…….29

Список используемой литературы…………………………………..….31

















Введение

Актуальность темы. Современная педагогика предлагает множество средств формирования межличностных отношений, но наиболее успешной, на наш взгляд, является методика коллективных творческих дел, которая находит свое выражение в творческой форме. Благодаря этой методике формируются отношения в классе и развивается интеллектуальная, творческая личность с достаточным уровнем коммуникативных умений. Но данной методикой редко пользуются на практике, уступая место стандартному набору воспитательных мероприятия, проводящихся время от времени.

У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как коллективная творческая деятельность, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.

Использование проведения коллективного творческого дела для формирования и развития коммуникативных умений видится изученным недостаточно, а, возможно, и недооцененным. Ведь нет лучше способа развить умение общаться, чем непосредственно дать детям общаться, тем более в ситуации интересной им и подконтрольной, подчиненной задумке учителя.

Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.

Коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

Коллективная творческая деятельность — это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Объект исследования - коллективная творческая деятельность .

Предмет исследования - методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (воспитательных дел)

Цель курсовой работы – изучить методику подготовки и проведения коллективных творческих дел.

В соответствии с выдвинутой целью исследования были поставлены следующие задачи:

- На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие « Коллективная творческая деятельность»

- Рассмотреть сущность коллективной творческой деятельности, их виды, стадии

- Подобрать методики по использованию коллективной творческой деятельности

- Разработать сценарий коллективного творческого дела

Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, наблюдение, обобщение

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении представлена актуальность темы исследования. Сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования. Подобраны методы исследования.

В первой главе раскрыто понятие «Коллективной творческой деятельности». Рассмотрены виды и стадии коллективной творческой деятельности.

Во второй главе рассмотрены педагогические условия успешности коллективной творческой деятельности. Приведен пример разработанного сценария коллективной творческой деятельности.

В заключении подведены итоги исследовании, сделаны выводы по данной теме. Список использованной литературы включает 20 источников

















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1Коллективная творческая деятельность: понятие, характеристика

«Коллективное творческое дело» это социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта)[17].

При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Коллективные творческие дела - это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Однако не всякое коллективное дело является коллективной творческой деятельностью.

Отличительными признаками коллективной творческой деятельности могут стать:

- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

- его социальный характер (для кого это нужно?),

- высокая мотивация создателей[14]. Именно эти особенности коллективных творческих дел определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Коллективная творческая деятельность - форма работы, которая направлена на:

- Развитие творческих способностей.

- Развитие интеллектуальных способностей.

- Реализацию коммуникационных потребностей.

- Обучение правилам и формам совместной работы.

- Создание мотивации ребенка для участия в коллективной творческой деятельности

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам). Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах[3].

Мотивы ребенка:

- Потребность в коммуникации.

- Выполнение данного коллективного творческого дела, для того чтобы принимать участие в других делах.

- Желание выиграть (дух соревнования).

- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

- Осознание развивающей роли коллективного творческого дела.

- Осознание социальной роли коллективного творческого дела.

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях [18].

Коллективное творческое дело даёт возможность ребенку :

- реализовать и развивать свои способности;

- расширять знания об окружающем мире;

- приобретать навыки проектирования;

- проявлять организаторские умения;

- закреплять коммуникативные навыки;

- формировать способности школьников к рефлексии (анализу).

Коллективное творческое дело даёт возможность педагогу :

- развивать творческий потенциал;

- совершенствовать организаторские способности;

- изучать детский коллектив;

- объединять обучающихся, педагогов, родителей;

- управлять процессом развития личности;

- развивать рефлексивные способности.

И как следствие:

- формирование коллектива единомышленников;

- освоение культурного пространства;

- формирование личности

Таким образом, дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это - творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается [13]. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно - частица жизни.[20]


1.2.Стадии коллективной творческой деятельности

Выделяют следующие стадии коллективной творческой деятельности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – предварительная работа. Педагоги и взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

ВТОРАЯ СТАДИЯ – коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по – товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как ? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска и т. п.

ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно боятся отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из – за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также боятся и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей для которых организуется дело, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного коллективного творческого дела может осуществляться и с помощью других средств: опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своём собственном и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе коллективного творческого дела, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ – ближайшие последствия коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете воспитанники и воспитатели высказывали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями, говорили о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов коллективного творческого дела необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому. Педагогу необходимо найти и свое место в коллективной творческой деятельности. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть коллективного творческого дела ; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить коллективной творческой деятельности через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы. Каждая модель коллективного творческого дела вариативна и несёт своё воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое коллективное творческое дело можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками “облегчая” или усложняя её композицию, программу и содержание. Коллективная творческая деятельность – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других коллективных творческих дел, которые её только обогащают.


1.3.Виды коллективной творческой деятельности

Существуют несколько видов коллективной творческой деятельности: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, спортивные, художественные, досуговые.

Трудовая коллективная творческая деятельность: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, поста трудовая, рейд, фабрика трудовая.

В трудовых, коллективных творческих делах воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания педагогов — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых, коллективных творческих дел — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательная коллективная творческая деятельность : вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Суть познавательных , коллективных творческих дел— открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у детей гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных , коллективных творческих дел — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные, коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Художественная коллективная творческая деятельность. Концерт. Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий.

Художественные, коллективные творческие дела в самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, дети применяют знания, умения и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание художественных обозрений), трудовым (предметно-художественное творчество), познавательным, творческим.

Спортивная коллективная творческая деятельность: веселая спартакиада, спартакиада народных игр и т.д.

Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных, коллективных творческих дел, заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные, коллективные творческие дела помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

Например. Веселая спартакиада — несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры.

Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения. Это коллективное творческое дело — хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых,

Экологическая коллективная творческая деятельность: операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» и т.д.

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Общественно-политическая коллективная творческая деятельность: агит-афиша, агит-календарь, агитпоход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа политического обозревателя, беседа за «круглым столом» и т.д.

Деидеологизация и деполитизация, идущие сейчас в стране, не означают, что ребят надо совсем уводить от общественных и политических дел. Это было бы серьезной ошибкой. Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Забота педагога – помочь ребятам использовать те знания, которые они уже усвоили на уроках истории, обществоведения, литературы. Коллективное творческое дело «политического» толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

Досуговая коллективная творческая деятельность: ринг, рыцарский турнир, турнир бумажных голубей, хит-парад, хоровод друзей, цирк из газетной бумаги, чаепитие, час импровизаций, час инсценировки и т.д.

Итак, многие формы коллективной творческой деятельности, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действительная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти коллективные творческие дела несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.













ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ


2.1. Педагогические условия успешности коллективного творческого дел

Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Но почему наше воспитательное воздействие нередко оказывается бессильным, односторонним, тормозящим становление личности ребенка? Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит и от незнания общих условий успешного решения педагогических задач в самых разных обстоятельствах — обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных, но требующих немедленного выхода из трудного положения. Назовем главные из этих условий.

Первое условие- общая забота.

        Надо научиться включать  каждого воспитанника как своего младшего товарища  в  совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных  людям;   в выбор и  открытие лучших  средств решения жизненно  важных задач; в  опыт творения добра и  преодоления того, что мешает  добру  и красоте  утвердиться в нашей жизни;  в оценку  сделанного  и извлечение уроков на будущее.

        Говоря кратко, воспитывать- значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в  такой заботе  у ребят рождается и  крепнет гражданское отношение к окружающей жизни- людям,   труду,   природе,  культуре - как источнику  общей радости и пользы, ответственное  отношение к самим себе  как  юным гражданам.

        Второе условие - единство  уважения  и   товарищеской требовательности.

        Воспитатель  должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как  младшему товарищу.  Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

        Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как  все более умелого и   увлеченного участника - в настоящем и  будущем-  общей гражданской заботы; понимание сильных и  слабых  сторон  человека,  стремление раскрывать,  развивать лучшие  стороны и  преодолевать недостатки,  слабости.

        Из товарищеского  уважения  вытекает  и  товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда  возникает ответное отношение  воспитанников к воспитателю, создает и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.Макаренко) взрослого.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

        Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную;  формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину  нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие - единый коллектив.

        Влиять  так, чтобы  способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и  способами воздействия самих воспитателей на себя, а также  способами воздействия воспитанников друг на  друга, на  воспитателей и каждого воспитанника  на самого  себя.

        Тогда  воспитательный  процесс идет в единстве  всех своих звеньев:  воспитания  воспитателями своих  воспитанников, самовоспитания воспитанников- взаимного  и  личного, самовоспитания воспитателей, воспитание  воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает  единый воспитательный коллектив- старших  и  младших, воздействуя  на общую жизнь,  улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие - творчество, а не шаблон.

        Необходимо  влиять так,  чтобы  использовать различные  виды воспитательного  воздействия- незаметное и  открытое, прямое  и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого,  убивающего  неординарность  однообразия.

        Дети не  чувствуют себя (и не являются) объектами воспитания,  когда они участвуют  в творческом решении  общих с  воспитателями (другими  взрослыми, своими   родными) жизненно  важных  практических  задач.  Воспитательное  воздействие  опосредовано  и скрыто.  Они-  младшие  товарищи  взрослых по общей творческой гражданской  заботе.  Чрезвычайную важность  незаметного, скрытого воздействия  подчеркивали А.С.Макаренко, В.Н.Терский, В.А.Сухомлинский.

        Коллективные творческие дела, должны быть способом-общим и  конкретным -  товарищеского  творческого сотрудничества. И  надо, чтобы этот способ  организации жизни активно противостоял командно-административным  методам  одностороннего,  формального влияния, вытеснял их  из  педагогической практики.

        Наше время  требует  реального участия школьников в окружающей  жизни, преодоления  замкнутости  в своем “детском” мире. Учиться  сотрудничеству в общей заботе об улучшении  жизни- это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не  надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их  решения.

        Область действия и содержание коллективного творческого дела должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д.

Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и  сотворчества.

        Каждое дело - творчески, иначе- зачем?

        Каждое дело - с пользой, иначе- зачем?

        Каждое дело - людям,  иначе- зачем?

       Таким образом,  воспитывая высокообразованную, культурную, творческую  и социально-активную личность необходимо  понимать и постигать мир  прекрасного, не забывая о радостях жизни,  эстетически  формировать  мышление  и чувства  ребят,  их отношение  к  Родине, к природе, к обществу, к  труду, к семье,  к самому себе,  формировать жизненные представления  по законам красоты.        

        Такой  подход   позволяет  осуществить гармоничный переход через  красоту  к сопереживанию,  через сопереживание  к отзывчивости,  через  отзывчивость  к активным социальным действиям.


2.2. Коллективное творческое дело «Поиск клада»

Название «Поиск клада».

1. Руководитель коллективного творческого дела: Климова Ольга Сергеевна

2. Возраст участников: 9-10 лет

3. Дата проведения: 23.12.2016

4. Место проведения: Нижнеландеховская МСОШ

5. Продолжительность данного мероприятия -1,5 часа

6. Количество участников: 20

Цели

  • сплочение детского коллектива,

  • научить быстро принимать решения,

  • показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Задачи:

  1. знакомство детей с коллективной игровой деятельностью;

  2. формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок;
    выявление лидеров.

  3. Форма проведения коллективного творческого дела – работа по станциям

План проведения коллективного творческого дела:

1. Совместная подготовка и разработка коллективного творческого дела

2.Старт игры
3.Чтение Указа и выдача первой подсказки.
4.Игра (прохождение станций и выполнение заданий).
5.Финиш.
6. Награждение.

Условия проведения

1. В игре принимают участие одна команда.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (ведущие).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (ведущие) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Этот факт фиксируется в маршрутном листе «ведущего» и учитывается при подведении итогов игры.

Станции:

  1. «Поле богатырское»;

  2. «Марья Искусница»;

  3. «Ярмарка»;

  4. «Русская печь»;

  5. «Кони дивные»;

  6. «Царевна - Несмеяна»;

  7. «Лестница в небо»;

  8. «Радуга»;

  9. «Путанка»;

  10. «Сокровища сказок».

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при коллективной творческой деятельности. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагает наличие совместной деятельности детей и педагогов.

Поэтапная организация совместной деятельности:

- Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива.

- Проведение. Стадия проведения коллективного творческого дела – это итог работы, проделанной при его подготовке.

- Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов коллективного творческого дела, становится содержанием шестой стадии коллективного творческого дела – его ближайшего последействия.

Предполагаемые результаты

  1. Участники игры должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

  2. Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы.

Сценарий мероприятия

Мероприятие начинается неожиданно: при общем сборе детей, собранных для заполнения анкет одним из игротехников (воспитателем) запускается в воздух самолет – письмо следующего содержания:

УКАЗ

В некотором царстве-государстве «РАДУГА» 23 декабря 2016 года объявляется заколдованным днем.

В этот день запрещается:

  • Ходить по одному;

  • Думать и отвечать поодиночке;

  • Бегать в разные стороны;

  • Кричать в людных местах.

Разрешается:

  • Ходить по 20 человек;

  • Думать и делать сообща с сударями и сударынями;

  • Активно участвовать во всех конкурсах и играх;

  • Вести себя прилично.

Кто будет соблюдать все вышеперечисленные пункты, тот сможет открыть тайну пиратского клада.

А первые условия ты найдешь вместе с картой, которая спрятана в темнице. Ключ от этой темницы находится у главной Радуги

Разгадка: нужно найти и снять ключ от кабинета, где лежит карта - маршрут начала игры. Ключ у главной Радуги - ключ, который висит на гвоздике возле вывески.

А условия на карте такие:

«Во широком поле, где добры молодцы силушкой меряются и богатырскую удаль свою показывают, стоят деревянные кони. Обойдите широкое поле, найдите нужного скакуна, который подскажет вам нужную дорожку».

Разгадка: В спортзале, на котором по одну сторону расположены трибуны, а по другую стоят деревянные скамейки. Под одной из скамеек заранее на скотч игротехниками цепляется «подсказка» следующего содержания:

«Есть среди вас Марья Искусница. Чтобы получить от нее подсказку о дальнейшем пути – выполните ее условия»

Разгадка: дети должны догадаться, что Марья Искусница – это их преподаватель. Когда они догадываются, игротехник (Марья Искусница) дает им поручение: разделиться на 2 группы и пройти по «мостику» (лавочке) навстречу друг другу никого не уронив «в воду».

Когда задача выполняется без потерь, Марья Искусница отдает ребятам подсказка следующего содержания:

«ЭЙ! Собирайся, честной народ! Доставай свои пятаки да гривны! Ведь путь – дороженька ведет вас на главную ярмарку!

И чего только там нет: ковры-самолеты самотканые, сапоги-скороходы спортивные и домашние, скатерти – самобранки заморские китайские! А среди этого добра стоит русская печь с душистыми хлебами и булками. Подойди к печке попроси вежливо булку с начинкой, она тебе и подскажет путь-дорожку!»

Разгадка: рядом со спортзалом находится рынок, где торгуют как продовольственными товарами, так и продуктовыми. Русская печь – это «Хлебная лавка». Попросить булку с начинкой – спросить у продавщицы дальнейший путь. Продавца предупреждают заранее и в уже купленную булку суют записку. Чтобы получить булку с запиской от продавца – нужно выполнить его задание. (Задание зависит от фантазии продавца – в данном случае продавщица оказалась человеком творческим и с удовольствием пела частушки вместе с детьми). Когда задание выполнено - ребята получают булку с подсказкой:

«Оглянись вокруг, увидишь большую поляну. Иди туда – стоят там дивные кони и спрятаны они по 300 штук под каждым капотом. Возьмитесь на этой поляне все за руки и встаньте в круг. А дальше – увидите, что будет...»

Разгадка: записка указывает на автостоянку перед рынком, где есть большая площадка, отсыпанная гравием. На ней игротехники устраивают массовую игру «Кошки-мышки» .Когда игра окончена – игротехник, отвечающий за эту станцию, отдает следующую подсказку

«Подойдите к нужному кучеру и шутками, да прибаутками вежливо попросите указать дорогу».

Разгадка: детям нужно угадать, под капотом какой из машин спрятана очередная подсказка, для этого нужно выполнить задание водителей, присутствующих здесь же. Определив водителя, при этом придется и отвечать на вопросы водителей и может даже станцевать, нужно попросить у него следующую подсказку и выполнить его условия. Разгадать следующую загадку:

«3 женщины решили купить чайник, который стоит 30 долларов, и скинулись по 10 долларов. Потом менеджер узнал, что чайник стоит 25 долларов, он получил из кассы 5 долларов и решил отдать их женщинам. Но как поделить 5 на 3. Поэтому он каждой женщине отдал по 1 доллару (всего получается 3), а себе взял 2. Итак, каждая женщина получила обратно по 1 доллару. То есть вместо 10 потратила 9 долларов.

Во сколько обошелся чайник женщинам?.. Правильно, в 9х3 = 27 долларов. К ним прибавляем 2 доллара, которые менеджер положил себе в карман. Получается 29. Вопрос: где тридцатый доллар?»

Ответ: чайник обошелся женщинам в 25 долларов. А 2 доллара от 27 надо отнимать, А не прибавлять.

После отгадывания водитель отдает подсказку с дальнейшим маршрутом.

«А путь ваш дальнейший лежит к белому терему, что стоит неподалеку, цепями окованный. Напротив того терема в двухэтажных палатах живет Царевна - Несмеяна! И ходят к ней и ее помощникам дети обучаться разным премудростям. Рассмешите ее своими потешками, и подскажет она вам путь к заветному кладу»

Разгадка: белый терем – цепями окованный – здание детского сада. Следовательно, идти нужно прямо туда, где на крыльце ребят ждет Царевна - Несмеяна .Она встречает ребят с грустным выражением лица. Дети должны придумать, как рассмешить царевну.

Когда Несмеяна рассмеется – она загадает им следующую загадку.

«Есть в моем царстве – государстве лестница в небо и растет она корнями в земле. Пошлите гонца на эту лестницу, пусть он добудет вам верную подсказку! А если ошибется гонец, попадет он ко мне в темницу глубокую и выручит его только мудрый человек».

Разгадка: На территории детского сада растет много деревьев, среди них есть 2 сросшиеся у корня березы, из стволов которых туристы соорудили нечто в виде перекладин так, чтобы можно было на тренировках залезть высоко на дерево. Над последней перекладиной подвешиваются 3 зеленых воздушных шарика надутых не до конца, чтоб их снизу было плохо видно и чтоб подсказка, написанная на бумажке и спрятанная в одном из шариков, была плохо видна. Гонец должен выбрать только один шарик. Ребята должны в точности исполнять то, что там написано. Если подсказка не верная, а человек, который шел по этой подсказке упирается лбом в флагшток с «садится за решетку», т.е. закрывается на ключ в одном их кабинетов. Посылается следующий гонец на лестницу за другой подсказкой и так пока не найдут верную.

Подсказки для шариков:

1. Стоит в поле пенек, встань на этот пенек лицом к главным воротам и отсчитай 10 шагов, повернись налево – сделай 3 шага, повернись еще раз налево и путь твой лежит прямо, иди и не оглядывайся... (верная подсказка)

2. Встаньте на крыльцо терема лицом к воротам. Отсчитайте 12 шагов прямо, повернитесь налево, пройдите 20 шагов, повернитесь направо, сделайте еще 10 шагов, еще раз направо и 9 шагов.

Теперь налево повернись и 9 шагов пройди, еще раз налево – 2 шага, повернись налево и еще 2 шага, и еще раз налево -20 шагов!

Разгадка правильной подсказки: отсчитав шаги, дети упираются прямо в березу, на которой висит записка:

«А сокрыт-то клад глубоко в земле, пойди – отыщи его...

Встань спиной к волшебной лестнице, лицом к главной радуге, сделай 20 шагов, повернись направо - еще 20 шагов. Возьмитесь все за руки и встаньте в круг. А дальше – тайна великая, и откроется она вам после условий главного градоначальника «Радуги»

По окончании игры, игротехник отдает последнюю подсказку детям.

«Найди на этой поляне одинокую березу со скворечником. Встань к березе спиной – увидишь пенек. Дойди до нужного пенька 10 шагов. Повернись направо, сделай 3 шага. УРА! Вы открыли тайну сокровищ!!!»

Разгадка: в 3-х шагах от пенька находится клумба, а возле ее бордюра зарыты сладости.

Таким образом, основополагающей целью данного коллективного творческого дела стало сплочение коллектива детей.

Мероприятие предполагало совместную деятельность детей и педагогов при прохождении этапов.

Дети самостоятельно и очень успешно справились с данной задачей. Такая форма работы является эффективным средством мотивации совместной деятельности.

Данное мероприятие носило не только игровой и конкурсный, но и познавательный характер. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

Заключительным этапом коллективного творческого дела «Поиск клада» стало награждение.















Заключение


Коллективная творческая деятельность – это вид деятельности, который помогает сблизить детей, преодолеть преграды в общении, а главное – развивает творческие способности учащихся.

Коллективная творческая деятельность даёт возможность ученику расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу) педагогу развивать творческий потенциал; совершенствовать организаторские возможности; изучить классный коллектив; объединить учащихся, педагогов, родителей; управлять процессом развития личности школьника; развивать рефлексивные возможности.

В ходе исследования определены содержание, методы: анализ, синтез, дедукция, наблюдение, обобщение. Виды коллективной творческой деятельности: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, спортивные, художественные, досуговые. Стадии коллективной творческой деятельности: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки, коллективное подведение итогов коллективного творческого дела, ближайшие последствия коллективного творческого дела.

Разработан сценарий КТД «Поиск клада». Основополагающей целью данного коллективного творческого дела стало сплочение коллектива детей, принятие быстрого решения и необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Мероприятие предполагало совместную деятельность детей и педагогов при прохождении этапов.

Дети самостоятельно и очень успешно справились с данной задачей. Такая форма работы является эффективным средством мотивации совместной деятельности.

Данное мероприятие носило не только игровой и конкурсный, но и познавательный характер. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

Заключительным этапом коллективного творческого дела «Поиск клада» стало награждение.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что коллективная творческая деятельность является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
















Список используемой литературы и источников


1.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И.П. Иванов –

Москва, 1989.

2.Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания/ И.П. Иванов – Москва:

Просвещение – 1990.

3.Караковский В.А. Воспитание для всех/ В.А. Караковский- Москва: НИИ

школьных технологий, 2008.

4.Коммунарская методика как феномен педагогической деятельности.

Кострома, 1989.

5.Мудрик А.В. Социальное творчество и технология/ А.В. Мудрик//

Учительская газета- 23 января 1988.

6.Никитина Н.Н., Сидорова Н.А., Сущик О.Н. Методические рекомендации

по организации коллективного планирования деятельности школьников. -

Магадан, 1991.

7.Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Коллективный анализ и планирование

деятельности школьников: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Никитина,

И.Ю. Шустова – Ульяновск: УИПКПРО, 2002.

8.Поляков С.Д. О новом воспитании/ С.Д. Поляков- Москва: Знание-1990.

9.Поляков С.Д. В поисках педагогических инноваций. / С.Д. Поляков -

Москва,1993.

10.Поляков С.Д. Реалистическое воспитание/ С.Д. Поляков-Москва, 2004.

11.Родники творчества. Методическое пособие по проведению коммунарских

сборов. Авторский коллектив: В.Т. Морозов, Т.В. Морозова. - Тверь-2000 г.

12.Соловейчик С. Воспитание по Иванову. / С. Соловейчик-Москва:

Педагогика, 1989.

14.Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.

Щуркова - Москва: Новая школа, 1993.

15. Ясницкая В.Р. Новый взгляд на коллективное творческое дело.

Методическое пособие для классного руководителя. Приложение к детской

газете областной газете «Антошка» - 1993 №7.

16.Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков/ В.Р.

Ясницкая – Москва: Просвещение, 2008

17.Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Лен. области. — М.: Педагогика, 1982.

18.Иванов И. П. Два подхода к воспитанию // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.

19.Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. — 1989. — № 8.

20.Иванов И. П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.