СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения мастер-класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения мастер-класса»







Методическое пособие

«Мастер-класс.

Организация. Проведение»








Методист Центра дистанционного образования

для детей-инвалидов Забайкальского края

Спиридонова Юлия Викторовна

Содержание

1. Планирование работы мастер-классов …........................................................с.2

2. Критерии качества подготовки и проведения мастер-классов.......................с.9

3. Требования к организации и проведению мастер-классов............................с.10

4. Структура и типы мастер-классов...................................................................с.10

4.1. Тип 1. «Изучение вопроса»............................................................................с.10

4.2. Тип 2. «Погружение в проблему».................................................................с.11

4.3. Тип 3. «Презентация опыта».........................................................................с.14

4.4 Тип 4. «Инсайт».................................................................................................с.16

5. Формы проведения мастер-классов...................................................................с.17

6.Критерии оценки мастер-классов.......................................................................с.20

7.Типичные ошибки при проведении мастер-классов......................................с.21

8. Тезаурус................................................................................................................с.23

9.Список литературы.............................................................................................с.26

10. Приложение.......................................................................................................с.28














В последнее время многие политики и средства массовой информации говорят о необходимости реформирования системы образования и повышения качества обучения в российских школах и вузах.

Прежде всего остается открытым вопрос о подготовке учителя. Как оказалось, курсы, организуемые для учителей, – не решение проблемы. Назрела необходимость более тщательной и системной подготовки учителя, включающей не только чтение лекций по предмету, но и ознакомление с методикой преподавания, проведение мастер-классов с начинающими учителями.

Время требует развития мобильных образовательных структур, способных к грамотной оперативной работе с профессионалами. Мастер-класс - одна из самых перспективных форм таких предприятий, организующих обмен творческим опытом и повышение квалификации наиболее активных учителей.

Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области+class-занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов, представляют собой профессиональные объединения педагогов, в них объединяются учителя, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии и желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя-мастера.

Цель мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

-обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;

-передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Важнейшие особенности мастер-класса:

- в основе лежит новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

-внедряется метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

-выстраивается создание условий для включения всех участников в активную деятельность;

-начинается всегда с постановки проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

-используются приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

-предлагаются формы, методы, технологии работы, а не навязываются участникам;

-представляется возможность каждому участнику отобрать для себя предлагаемый методический материал;

-процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

-используются формы взаимодействия-сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

-обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

-стимулируется познавательный процесс, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

-осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого;

-это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Основные научные идеи мастер-класса:

-деятельностный подход;

-личностно-ориентированный подход;

-исследовательский подход;

-рефлексивный подход.

В ходе мастер-класса Участники:

-изучают разработки по теме мастер-класса;

-участвуют в обсуждении полученных результатов;

-задают вопросы, получают консультации;

-предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

-высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Тематика мастер-классов включает в себя:

-обзор актуальных проблем и технологий;

-различные аспекты и приемы использования технологий;

-авторские методы применения технологий на практике и др.

Формула мастер-класса:

успешная технология + компетентностный специалист (Мастер) + доступность для коллег + интерактивность = Мастер-класс.

Планирование работы мастер-класса

При планировании работы мастер-класса определяется единая основополагающая цель, достижению которой подчинена вся работа.

При подготовке мастер-класса педагогу-мастеру важно определить для себя следующие позиции:

-Какие аспекты своего опыта лучше представить в ходе мастер-класса?

-Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для раскрытия темы мастер-класса?

-Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта?

-Какие методические разработки и иллюстрации нужно подготовить и представить для участников?

Особенности мастер-класса состоят в том, что:

  • постановка проблемы и решение ее идет через проигрывание различных ситуаций,

  • предполагается активная деятельность всех участников мастер-класса,

  • создается атмосфера инициативности, творчества.

Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для полноценного использования технологии нужна предваряющая системно-целевая осмысленность опыта, отрефлексированность на целостной научно-методической основе.

При подготовке мастер-класса следует обратить внимание на то, что в технологии проведения мастер-класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то технология, методика, метод или прием.

Технологию подготовки мастер-класса как одной из форм презентации профессиональной деятельности педагога-конкурсанта можно представить как систему последовательных действий, которая включает:

  1. Осознание творческого задания темы мастер-класса:

а) Выделение образовательного объекта.

Образовательным объектом могут быть предмет, явление, действие, которое является ключевым в мастер-классе. Образовательный объект может быть в мастер-классе только ОДИН, иначе мастер-класс превратится в калейдоскоп различных видов деятельности - красивые, но бессмысленные картинки. Образовательный продукт, естественно, должен быть озвучен явно или косвенно в теме мастер-класса.

Например, тема мастер-класса: высказывание Н. Бердяева «Познание по существу активно, ибо активен человек». Объектом в данном высказывании может быть процесс познания.

б) Определение образовательного продукта и критериев его оценки.

При организации мастер-класса важно заранее спланировать результат, продукт деятельности. То есть то самое достижение, которое оценивается по предложенным критериям, является основой для формирования ситуации успеха и представляется зрителям.

Продукт не может быть случайным, он является логичным следствием действия, осуществляемого над объектом.

Помните, образовательный продукт озвучен явно или косвенно в теме мастер-класса (навыки исследования /…ибо активен человек»/).

в) Разработка идеи мастер-класса.

Рождение идеи находится в поле творчества мастера. Именно здесь проявляются индивидуальные особенности педагога, как профессионала.

В нашем примере (высказывание Н. Бердяева «Познание по существу активно, ибо активен человек») в основу идеи было положено раскрытие опыта работы педагога «Исследовательская деятельность школьников при обучении русскому языку» через современные активные формы общения такие как: SMS - сообщения

  1. Отбор содержания материала для раскрытия темы мастер-класса:

а) Предметное содержание.

Мастер-класс должен быть построен на предметном материале.

б) Культурологическое содержание.

Не весь материал может стать содержанием для раскрытия темы мастер-класса.

Во-первых, нужно помнить, что участниками мастер-класса являются учителя разных предметов.

Во-вторых, наибольший интерес представляют не предметные знания как таковые, а их культурологическая составляющая, которая в разных темах может быть более или менее выраженной.

Например, тема "Свеча горела на столе". "Свеча горела?" - скажет химик - "Это же химический процесс!". А физик увидит здесь переход из одного агрегатного состояния в другое (да простят меня физики за маленькую ложь, все-таки здесь нельзя говорить о фазовом переходе). А литератор? Правильно, филологи увидят здесь возможность поговорить о творчестве Пастернака. А учитель ОБЖ? Догадались? А историк? Так что у каждого участника найдется что сказать.

в) Методическое содержание. Помните, мастерство заключается в особенностях организации образовательного процесса (формы, методы и приемы, используемые мастером, особенности отбора содержания или оценки, структуры занятия и т.д.).

В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а прежде всего самого педагога-мастера) заглянуть «внутрь» своего опыта, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов, ведь оно позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта.

Необходимо учесть, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный момент технологии подготовки и проведения мастер-класса касается предваряющего прояснения вопроса о том, на каком принципиально возможном структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея.

В качестве универсальной рабочей схемы может быть определена четырехзвенная модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:

-уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;

-уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объемный, допускающий перенос наработанных учителем-мастером технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей, реализуемых в данном образовательном учреждении;

-уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно-психологических структур ребенка в процесс создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем воспитательно-образовательного пространства;

-уровень собственно педагогический, задающий свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.




Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Выделяются несколько типов мастер-классов в зависимости от целей и задач.

1 тип Мастер-класса «Изучение вопроса».

Алгоритм состоит из следующих компонентов: постановка вопроса, усвоение Участниками полученных знаний, рефлексия.

Первый этап «Постановка вопроса» - это теоретическая часть занятия. На данном этапе предоставляется педагогический опыт Мастера по определенному направлению деятельности, где предполагается использование видеозаписей и фотоматериалов, демонстрация в виде мультимедийной презентации.

Второй этап отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают Участники, а руководитель Мастер-класса в роли педагога.

Третий этап - рефлексия. Участники объединяются по группам и выносят на обсуждение результаты своей работы. Каждый участник на данном этапе получает конкретные рекомендации для практической деятельности.

2 тип Мастер-класса «Погружение в проблему».

Алгоритм проведения мастер-класса состоит из следующих компонентов: выделение проблемы - панель - объединение в группы для решения проблемы-работа с материалом - представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы - рефлексия.

Выделение проблемы - это этап постановки «толстого вопроса» для участников Мастер-класса. Данный этап основан на Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения - работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.

Объединение в группы для решения проблемы основывается на интерактивных технологиях обучения. Участники отбираются в состав группы по интересам, по опыту работы, по определенной целевой установке, уровню подготовки. Малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).

Работа с материалом строится на основе использования следующих элементов: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа. Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы - предпоследний этап работы Участников. На данном этапе используются следующие элементы: афиширование, разрыв.

Афиширование - представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия
слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.

Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

3 тип «Презентация опыта».

Алгоритм проведения мастер-класса состоит из следующих компонентов: презентация педагогического опыта Мастера, представление урока (занятия), системы уроков (занятий), урок (занятие) или имитационная игра с Участниками с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися-моделирование-рефлексия.

1этап - «Презентация педагогического опыта педагога-мастера»:

-обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой Мастером;

-характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог брал свои разработки);

-определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;

-описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, предоставляемой педагогом.

2 этап - «Представление урока (занятий), системы уроков (занятий)»:

-рассказ педагога о проекте занятия;

-определение основных премов и методов работы, которые будут демонстрироваться;

-краткая характеристика результативности используемой технологии;

-вопросы педагогу по изложенному проекту.

3 этап-«Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)».

Цель проведения конкретного урока (занятия) определяется Мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианты показов:

-показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.;

-показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;

-показ инновационных моментов деятельности.

Формы проведения урока (занятия): лекция, практическое занятие, интегрированное (лекционно-практическое занятие).

4 этап - «Моделирование» предполагает:

-самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

-обсуждение авторских моделей урока (занятия) Участниками.

5 этап - «Рефлексия» предполагает:

-дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей;

-заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Еще одна возможная модель проведения мастер-класса:

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

-Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

-Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.

-Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Обмен мнениями присутствующих, оценка происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе


4 тип мастер-класса - «Инсайт».

Структура мастер-класса отражает его идею как способ передачи концептуальной идеи педагогической системы мастера в форме проблемных, практико-ориентированных, творческих заданий.

а) первый этап - «индуктор» (лат. «inductor» - возбудитель). Необходимо продумать начало мастер-класса, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Здесь важно, чтобы начало было ярким, загадочным, личностно значимым для каждого участника.

б) второй этап - «дайвинг» - предполагает работу с проблемным материалом. На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал. Определяется способ организации мастер-класса, происходит отбор содержания материала для раскрытия темы, апробируется методика мастера (его секрет) и появляется убеждение в ее эффективности.

Помните: фирменные приемы, методы, способы организации деятельности педагога являются ключевым содержанием мастер-класса.

в) третий этап - «инсайт». Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.

г) четвертый этап - «рефлексия». Оценка мастер-класса включает рефлексию деятельности и рефлексию состояния участников.

Формы проведения мастер-классов:

  • сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;

  • демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;

  • представление систем воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;

  • уроки со взрослыми, на которых демострируются методы и приемы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;

  • самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;

  • совместное моделирование внеклассного мероприятия;

  • проектная, исследовательская, творческая деятельность слушателей.

Определение позиции мастера

Проводя мастер-класс, педагогу необходимо задействовать участников в процесс занятия. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Мастеру необходимо создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. С этой целью педагогу необходимо:

  1. проявлять мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью участников мастер - класса;

  2. во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, и др.

  3. уметь сосредоточиться на предмете разговора, владеть мнемотехникой;

  4. обладать навыками педагогической импровизации: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

  5. иметь психологическую зоркость: умение выделять людей из присутствующих, которые станут вашими помощниками;

  6. обладать коммуникативной культурой и чувством времени.

Особо следует обратить внимание на:

    • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

    • мимику, жесты, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

    • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

Практика показывает, что мастер-класс может проводить не один учитель, а то количество мастеров, которое необходимо для раскрытия основной идеи, концепции занятия. Одновременно могут работать с аудиторией от 2 до 5 человек в соответствии с планом (паспортом) проведения мастер-класса. (Приложение №1).

План проведения мастер-класса раздается перед началом мероприятия всем участникам для ознакомления и осмысления предстоящей работы.

Рефлексия

Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которого побуждает к размышлению. Для получения обратной связи необходимо «проиграть» мастер-класс с целью его коррекции (при необходимости): можно расшифровать успешность-неуспешность какого-либо действия, вскрыть причины психологического дискомфорта при проведении мастер-класса, декодировать причины негативных эмоциональных реакций участников, отработать механизмы вовлечения в коммуникативную деятельность, рассмотрения мастер-класса в рамках соответствия критериям его оценивания.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута собственных действий (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, участники имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других участников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии.

Для более плодотворного проведения итоговой рефлексии можно использовать приемы рефлексии из технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а именно: «Синквейн», «Кластер», «Эссе», «Устные и письменные столы», «Устные и письменные тонкие и толстые вопросы».

Итог мастер-класса:

-учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету;

-мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников; создает условия для роста педагогического мастерства «учеников» на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Критерии оценки мастер-класса

По мнению М. И. Ситниковой, критериями оценки деятельности учителя-мастера являются: содержание учебного занятия; методы и средства, технологии; личностные и профессиональные качества учителя-мастера.

Содержание учебного занятия включает:

*глубину, полноту, научность используемой информации;

*постановку и решение задач по апробации основных идей авторской концепции;

*изменения в содержании общего среднего образования, методические приемы, педагогические действия и т.д.

*Критерий «методы и средства, технологии» характеризуется такими показателями, как:

-способы активизации деятельности всех участников мастер-класса;

-передача опыта слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы;

-эффективность организации самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приемов работы (действий) в режиме технологии учебного занятия мастера;

-умение педагога-мастера представить слушателей одновременно в роли учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на учебном занятии;

-индивидуальный стиль учителя-мастера в отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Показателями критерия «личностные и профессиональные качества педагога-мастера» являются:

-гуманистическая направленность взаимодействия со слушателями;

-неординарность и глубина педагогического мышления;

-способность к творчеству, импровизации, нестандартность, образность;

-интеллектуальный уровень, педагогическая культура, эрудиция.

Мастер-класс является высшей формой профессиональной самореализации педагога, так как педагог является учителем и наставником своих коллег, педагог становится мастером со своим индивидуальным стилем работы, который является инновационным, актуальным – востребованным в организации профессиональной деятельности других педагогов.

Лист оценивания подготовки и проведения мастер-класса представлен в Приложении №2.

Типичные ошибки,

которых стоит избегать при проведении мастер-классов

1. Отсутствие постановки мастером задач перед участниками вначале каждого этапа и каждого упражнения. ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ 2 ГЛАВНЫХ ВОПРОСА: ЧТО УЗНАЕМ? ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

    1. Несоблюдение алгоритма проведения мастер-класса. В соответствии с выбранным типом мероприятия должны быть соблюдены этапы прохождения материала.

    2. Отсутствие раздаточного материала для участников в качестве наглядности. Здесь соблюдаем золотое правило: «Смотрим. Слушаем. Трогаем».

    3. Несоблюдение временного регламента при проведении мастер-класса.

    4. Непродуманность рационального использования программного обеспечения во время мастер-класса (работа с презентацией, работа с практическими упражнениями на компьютере и т.д.).

В Приложении №3 представлен Мастер-класс по технологии АМО.

В Приложении №4 представлен Местер-класс по Дистанционному уроку.

Тезаурус

А

Алгоритм-это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.

И

Интерактивные технологии обучения-это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Индукция(от лат. inductio — наведение)-умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может давать из истинных посылок ложное заключение; ее заключение может содержать информацию, отсутствующую в посылках.

М

Мастер–класс-это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс-это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер–класс-это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему,включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс-это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс-это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер–класс-это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер класс-одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

Т

Толстые вопросы-это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Толстые вопросы-это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо-это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.


«Математика - это доказательство и логическое мышление».



Логика - это бог мыслящих.

Лион Фейхтвангер

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях подготовки учащихся к олимпиадам:

  1. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов.

  2. Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их интеллектуального развития и профессиональной ориентации;

  3. Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;

  4. Развитие у учащихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач;


Мотивации

"Фантазёр"

На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…

"Индуктор"

Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

"Ассоциативный ряд"

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
•если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.









  1. Мастер-класс «Решение логических задач»

  2. Актуализация

  3. Что бы определить тему урока и о чем пойдет речь, прочитайте высказывания. Чем они связаны, и какое слово пропущено?

  4. «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)

  5. …………. - это, видимо, умение доказать какую - то истину. (Ж. Ламрюйер)

  6. Конечно же это логика. Существуют множество различных логических задач и сегодня на уроке мы с вами рассмотрим некоторые из них.

  7. Тема занятия Решение логических задач.

  8. Одним из активных методов работы на уроке является метод создания проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках.

  9. Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними найти ответ на поставленный вопрос.

  10. Прежде всего необходимо учащихся заинтересовать, создать интригу

  11. 1) Давным-давно один восточный владыка, просвещенный и мудрый, пожелал узнать все о математике всех времен и наро­дов. Вызвал он приближенных и объявил им свою во­лю.

  12. - Повелеваю,- молвил он,- написать мне все о ма­тематике. Как она возникла, какой была раньше, ка­кой стала теперь, какой будет в будущем.

  13. И дал на это пять лет сроку.

  14. Со всего цар­ства были собраны мудрейшие из мудрецов, и им объявили желание владыки.

  15. Миновало пять лет, и явились приближенные во дворец.

  16. - Твое желание, о владыка, исполнено! Выгляни в окно, и ты увидишь то, что хотел. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся где-то за горизонтом. И на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в каждом тюке было по десять толстенных томов.

  17. - Что это? - удивился правитель.

  18. - Это всемирная математика.

  19. - Вы смеетесь надо мной! - рассердился влады­ка. - Да ведь я до конца своей жизни не успею про­честь и десятой доли того, что они написали! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики.

  20. И дал на это год сроку.

  21. Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нем всего десять верб­людов, и по два тюка на каждом верблюде и по десять книг в каждом тюке.

  22. Еще больше разгневался владыка.

  23. - Пусть напишут мне самое-самое главное. Сколько времени нужно на это?

  24. - Завтра, о владыка. Ты получишь то, что же­лаешь!

  25. - Завтра? - удивился правитель.- Хорошо.

  26. ... Едва солнце взошло на лазурном небе, как владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец во­шел, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева;

  27. - Ты найдешь в нем, о владыка, самое главное в математике всех времен и народов, - произнес мудрец.

  28. Но прежде, чем откроем ларец и прочитаем, что там написано, я предлагаю вам решить несколько задач, кто знает может некоторые из них были в тех томах.

  29. Постановка проблемы:

  30. Задача1

  31. На семинар съехались учителя, которые преподавали разные предметы. Нам надо познакомиться с пятью из них. Известно, что их имена Алена, Берта, Вера, Галина, Дарья. Один из них учитель математики, другой – учитель географии, третий – учитель физики, четвёртый – учитель биологии, пятый – учитель истории. Они рассказали о себе следующее.

  32. Вера и Галина не пользуются в своей работе учебником математики.
    Галина и Берта живут в одном доме с учителем физики.
    Алена и Галина подарили учителю истории красивую вазу.
    Берта и Галина помогали учителю географии готовить открытый урок.
    Берта и Дарья по субботам встречаются у учителя истории, а учитель физики по воскресеньям приходит в гости к Алене.

  33. Кто из них преподаёт какой предмет?

  34. Прочитайте задачу. Попробуйте решить. Почему не получается?

  35. «Открытие» нового знания

  36. В математике есть приём, который значительно ускоряет, почти автоматизирует решение задач данного вида – это логические таблицы .

  37.  Между элементами каких множеств нам нужно установить  соответствие? (имя и предмет).
    Назовите имена (вписать), перечислите предметы (вписать).

    имя           предмет

    математика

    история

    география

    биология 

       физика

    А

     

     

     

     

     

    Б

     

     

     

     

     

    В

     

     

     

     

     

    Г

     

     

     

     

     

    Д

     

     

     

     

     

  38. Есть ли в условии ключевая фраза, которая поможет вам оттолкнуться? Может о ком-то из учителей известно больше, чем о других (о Г). Давайте читать, что известно о Г
    и, делая выводы, заполнять таблицу с помощью знаков + и –

    имя               предмет

    математика

    история

    география

    биология

    физика

    А

     

     

     

     

    Б

     

     

     

     

    В

     

     

     

     

    Г

    +

    Д

     

     

     

     

  39. Внимательно смотрите на таблицу и  друг на друга. Интересно, кого первого вы разгадаете, и  кто из вас окажется самым внимательным?
    В результате активной беседы решается задача.
    Итак, мы разгадали всех «инкогнито», то есть ответили на вопрос задачи. Проговорите, что мы выяснили.

    имя               предмет

    математика

    история

    география

    биология

    физика

    А

    +

    Б

    +

    В

    +

    Г

    +

    Д

    +

  40. Каким способом мы так быстро решили задачу? Как составляли таблицу? (Проговорить ещё раз).

  41. Первичное закрепление

  42. Сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Каждая группа получает задачу. Обговорить примерное время работы.

  43. Задача2

  44. Рядом  с нашей школой находится спортивный комплекс. Там работают четыре спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол и теннис. Ребята нашего класса тоже записались в секции этого спортивного комплекса. Там они познакомились с мальчиками из другой школы. Их звали Антон, Юра, Костя и Миша. Каждый из них посещал только одну из секций. Как-то по дороге на тренировку, ребята встретились и разговорились. Вот что они узнали о новых знакомых.

  45. Антон и Костя не используют в игре ракетки.
    Волейболист и футболист занимаются в один день с Михаилом
    Футболист собирается на соревнования к Косте.
    Юрий по утрам делает пробежку с футболистом.
    Михаил живёт в одном доме с теннисистом.
    Каким видом спорта занимается каждый из новых друзей ребят?

  46. Проверка:
    1) прочитайте задачу;
    2) что узнали об…. Все согласны? И так далее обо всех 4 ребятах. Можно попросить ребят ещё раз рассказать о том, как они рассуждали и составляли таблицу.

  47. Историческая справка

  48. Где появилась логика?

  49. Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Зародилась в связи с риторикой в Древней Греции и Древней Индии. В Индии очень популярны были состязания ораторов при большом стечении зрителей. Воздвигали арену состязаний, выбирали судей, определяли, каким должен быть результат спора. Если спорили два лица, то иногда побежденный должен был лишить себя жизни, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру, или отдать имущество бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить.

  50. Термин логика происходит от греческого слова logos, что означает “мысль”, “разум”, “закономерность”

  51. Задача3

  52. В лагере из 40 ребят 30 умеют плавать, 27 умеют играть в шахматы и пятеро не умеют ни того , ни другого. Сколько ребят умеют плавать и играть в шахматы?

  53. Можем мы решить задачу с помощью таблицы?

  54. Решим задачу с помощью кругов Эйлера.

  55. Решение:

  56. 40 – 5 = 35 (человек) плавают и(или)

  57. играют в шахматы.

  58. 27 + 30 – 35 = 22 (человека ) умеет плавать и играть в шахматы.

  59. Где и в каких областях знаний нам нужна логика?

  60. Решите в группах физические задачи. (5 мин)

  61. я лампочка


    Почему нить электрической лампочки не перегорает в течение долгого времени, несмотря на то что она накаляется добела?

    Нить электрической лампочки может находиться долгое время в накалённом добела состоянии, не перегорая, потому что из колбы лампочки выкачан воздух, и, следовательно, нет кислорода, который необходим для горения. Колбы электроламп наполняются разреженным инертным газом.

  62. Проба воздуха


    Ради любопытства Эрудит решил взять пробу воздуха в центре Санкт-Петербурга, чтобы определить степень его загрязнения. Он взял банку с плотно закрывающейся крышкой. Эрудит понимает, что в банке находится сравнительно чистый домашний воздух.

    Как Эрудиту взять пробу городского воздуха, если в банке находится домашний воздух?

    1) Можно дома наполнить банку водой, а потом вылить. И в это время банка наполнится тем воздухом, который требуется для пробы.
    2) Можно нагреть банку - воздух в ней тоже нагреется и поднимется наверх, а холодный уличный опустится вниз, в банку.

  63. Эрудит - аквалангист


    Эрудит решил стать аквалангистом и изучить подводный мир.
    На первом погружении Эрудит потерял ориентацию под водой...
    Он не знал куда всплывать, а воздух стал заканчиваться...

    Помогите Эрудиту определить где верх, а где низ? Пустить пузырики! :) Куда они поплывут, там и верх.

  64. Ответьте на вопрос:

  65. А вы знаете сколько будет 2 умножить на 2? Думаете 4? Я докажу, что вы сильно ошибаетесь.

  66. 25-20-5=20-16-4
    5(5-4-1)=4(5-4-1)
    5=4
    5=2*2

  67. Итак, вы согласны, что 2*2 = 5? Тогда докажите , что я не права.

  68. Это пример софизма. Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Любой софизм содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Разбор софизмов прежде всего развивает логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает повторение ее в дальнейшем в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается.

  69. А вот софизм - песенка английских студентов.

  70. Чем больше учишься, тем больше знаешь.
    Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
    Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
    Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
    Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
    Так для чего учиться? Не философия, а мечта лентяев!

  71. Сегодня я постаралась показать, что в ходе решения любой задачи необходимы теоретические знания, логическое мышление, умение обосновывать, доказывать верность утверждений..

  72. Вернемся к притче. Что, же самое главное поместили мудрецы в ларец?

  73. Правитель открыл крышку ларца. На бархатной по­душке лежал маленький клочок пергамента. Там была написана всего лишь одна фраза: «Математика - это доказательство и логическое мышление».

  74. А теперь представим полученную на занятии информацию в виде схемы. (На листках в каждой группе)

  75. Какое ключевое слово будет в центре? Конечно логическая задача

  76. Группы представляют свои схемы.

Список литературы
  1. Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. – 2005. - № 2. – С. 34 - 37

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63

  3. Панина, Т. С. Модернизационная деятельность методических служб учреждений профессионального образования [Текст] : методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. – 408 с.

  4. Пахомова, Е.М., др. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие [Текст] / Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

  5. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведение [Текст] / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. Под ред. Т. С. Паниной – Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

  6. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.

  7. Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40.

  8. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

  9. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.

  10. Хуртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы [Текст] / Т. В. Хуртова - Волгоград: Учитель, 2008 .– 76 с..



Интернет-ресурсы по проведению мастер-класса:

1. День за днём

http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=167

2. Журнал ВИО

http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/art_3_1.htm

3.Калейдоскоп учителя

http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/metodika_provedenija_quot_master_klass_quot/1-1-0-69

4.Методика проведения мастер-класа

http://do.gendocs.ru/docs/index-94787.html

5.Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

http://www.openclass.ru/wiki-pages/51787

6.Современные проблемы науки и образования

http://www.science-education.ru/102-5831

7.Солигорский экономический колледж

http://www.solteh.net/index.php/methodical-piggy-bank/metodicheskie-supplies/29-master

8.Соцобраз - сетевое социально-педагогическое сообщество

http://www.socobraz.ru/index.php/Мастер-класс

9.Учитель — учителю

http://teacher.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_navchannja/organizacija_i_provedenie_master_klassov/63-1-0-5922

10.Учитель года России

http://ru-teacher.ru/node/40

11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/articles/515316/

http://festival.1september.ru/articles/531889/

12.Школа успешного учителя

http://edu-lider.ru/texnologiya-provedeniya-master-klassa/






Приложение №1.


Пример Паспорта мастер-класса


Этапы мастер-класса

Время

Мастер

1. Организационный этап

7 минут

Ведущий мастер

1.1.Приветственное слово

2 мин.

Ведущий мастер

1.2.Презентация «Цели и задачи мастер-класса»

5 мин.

Ведущий мастер

2. Входная рефлексия (анкетирование)

5 минут

Мастер-психолог

3. Этап актуализации знаний

45 минут

Ведущий мастер

4.Этап формирования умений и навыков

1 час 10 минут

Ведущий мастер

Мастер-методист

Мастер-социальный педагог

Мастер-инженер

Мастер-учитель

5. Этап подведения итогов (рефлексия)

7 минут

Ведущий мастер

Итого

2 часа 30 минут













Приложение № 2.

Лист оценивания подготовки и проведения

мастер-класса

Тема Мастер-класса______________________________________________________________.

Дата проведения____________. Учитель-мастер______________________________________.

Цель мастер-класса_______________________________________________________________.

Критерий оценивания

Баллы

Примечание

1. ПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ИДЕИ

1

Выраженность инновационной идеи

0-10 б


2

Уровень представления инновационной идеи



3

Уровень культуры презентации идем



4

Популярность\актуальность идеи в педагогике, методике и практике образования



2. ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ

5

Ярко выраженная индивидуальность мастер-класса (масштаб и уровень реализации идей)



6

Полнота решения инновационных идей в мастер-классе



7

Оригинальность решения инновационных идей в мастер-классе



3. ПРОГРЕССИВНОСТЬ

8

Актуальность содержания и приемов обучения



9

Научность содержания и приемов обучения



10

Наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета



11

Способность мастера не только к методическому, но и к научному обобщению опыта



4.МОТИВИРОВАННОСТЬ

12

Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.



13

Включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии



5. ОПТИМАЛЬНОСТЬ

14

Достаточность используемых средств обучения на мастер-классе,их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)



6.ЭФФЕКТИВНОСТЬ

15

Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса (эффект развития развития каждого участника)



16

Умение мастером адекватно проанализировать результаты своей деятельности



7. ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

17

Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры)



18

наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»)



19

Наличие рефлексии (самоанализа, самокоррекции)



20

Наличие приемов поиска, открытия, удивления, озарения



8. АРТИСТИЧНОСТЬ

21

Педагогическая харизма



22

способность к импровизации



23

степень воздействия на аудиторию



24

степень готовности к распространению и популяризации своего опыта



9. ОБЩАЯ КУЛЬТУРА МАСТЕРА

25

Эрудиция



26

Нестандартность мышления.



27

Стиль общения



28

Культура интерпретации своего опыта




https://infourok.ru/algoritm-resheniya-pedagogicheskoy-situacii-2550296.html

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00473114_0.html