Методика составления контрольно-измерительных материалов для проведения контрольно-оценочных процедур по химии
Качественная диагностика уровня обученности учеников и ее всесторонний анализ позволяет учителю осуществлять коррекцию работы в классе в целом и с каждым учеником индивидуально
Составление любой контролирующей тестовой работы включает в себя следующие этапы :
- Формулирование цели тестового контроля;
- Определение объёма проверяемого содержания работы - создание кодификатора, который представляет собой систематизированный перечень важнейших элементов содержания учебного материала курса химии основной школы, усвоение которого проверяется с помощью системы КИМ.
- определение спецификации теста - структуры теста (числа заданий, формы заданий, уровня сложности заданий, распределение заданий по частям экзаменационной работы);
- Отбор заданий, их экспертная оценка;
- Составление вариантов тестовой работы;
- Определение оценочной шкалы;
- Составление таблицы ответов и критериев оценивания.
Цели:
- Диагностическая работа проводится с целью определения уровня подготовки по химии учащихся 8-х и 10-х классов.
- Путем диагностики определяется качество усвоения стандартных знаний по химии, владение универсальными учебными действиями, а также выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Количество заданий в работе зависит от нескольких факторов:
- Времени, отводимого на выполнение работы;
- уровня сложности заданий, включённых в работу;
- формы предъявления заданий ;
- формы записи ответа (выбор ответа, краткий ответ, развёрнутый ответ).
Каждый вариант работы должен содержать задания,
различные по трудности и форме предъявления.
В школьной практике учителю приходится ограничиваться лишь 40-45 минутами (1 урок)
на проведение контрольной работы. Как показывает опыт проведения тестового контроля, за такое время учащиеся могут выполнить порядка 15-20 заданий с выбором ответа (1,5-2,5 мин на задание).
Однако, при включении в работу более сложных заданий (с кратким и развёрнутым ответом) следует уменьшить количество заданий с выбором ответа.
На выполнение задания с кратким ответом следует
отводить до 5-7 минут, с развёрнутым ответом –
10-12 минут.
Типы тестов
I. О ткрытые (испытуемый сам записывает правильный ответ)
Формы тестовых заданий открытого типа
а) задания на дополнение (краткий ответ: формула, числовое выражение, слово и др.).
б) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в свободной, развернутой форме: решение задачи с пояснениями. Должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла).
II. Закрытые (предполагают выбор правильного ответа из предложенных вариантов. Оптимальное количество альтернативных ответов - 4-5. Неправильные, но правдоподобные ответы, то есть похожие на правильные, называются дистракторами (от англ. distract - отвлекать).
Формы тестовых заданий
закрытого типа
а) задания альтернативных ответов
(задания с двумя ответами: да - нет,
правильно - неправильно). Имеют
очень высокий процент угадывания
(50%), их одиночное использование в
тесте считается неэффективным;
б) задания с выбором нескольких
правильных ответов;
в) задания на установление
соответствия;
г) задания на установление
правильной последовательности.
Структура и содержание КИМ
КИМ по каждому предмету состоят из трёх частей
- часть «А» - задания с выбором ответа из
предложенных;
- часть «В» - задания с кратким свободным ответом;
- часть «С» - задания с развернутым свободным
ответом (включает словесное обоснование или
сочинение-рассуждение, решение или доказательство
и т.п.)
- Часть А - тип заданий В - с выбором ответа (уровень сложности – базовый "Б" и повышенный "П");
- Часть В – тип заданий К - с кратким свободным ответом (в виде целого числа или числа, записанного в виде десятичной дроби, слова) (уровень сложности – повышенный "П");
- Часть С - тип заданий Р - с полным развернутым ответом (с записью полного решения). (уровень сложности – высокий "В").
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
- э то простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании.
Инструкции :
1. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
2. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
Содержательная основа задания:
Задание представляет собой часть утвердительного предложения, но не вопрос.
Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения.
Задача испытуемого – выбрать правильный вариант утверждения.
Задания с выбором ответа (код формы «В»)
используется четыре подтипа этой формы заданий:
- В1
- В2
- В3
- В4
форма В1
Задания, состоящие из вопроса (или предписания) и 4-х вариантов ответа (или элементов для выбора) к нему, из которых только один ответ правильный.
Пример:
Наибольший радиус имеет атом
1) N 2) S 3) P 4) O
форма В2
Задания, состоящие из основной части и 4-х дополнений к нему, из которых только одно правильное.
Пример:
Прибор, изображённый на рисунке,
используют для получения
1) аммиака
2) водорода
3) кислорода
4) азота
форма В3
Задания, состоящие из вопроса (или предписания), перечня двух или более содержательных элементов для анализа и четырех вариантов ответа, из которых только один правильный. Ответы в данном задании включают один элемент из перечня, несколько элементов в разном сочетании или в ответе указывается, что все элементы являются правильными или ни один из них.
Пример:
Верны ли следующие суждения:
А) компоненты смеси вступают между
собой в химическое взаимодействие.
Б) смесь речного песка и воды можно
разделить, используя фильтрование.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
форма В4
Задания на выбор одного правильного из 4-х предложенных наборов букв (или цифр), выбранных из предложенного перечня.
Пример:
Среди перечисленных веществ
А) KOH Г) Ba(OH) 2
Б) Cr(OH) 3 Д) K[Al(OH) 4 ]
В) H 3 BO 3 Е) LiOH
щелочам соответствуют
1) АГЕ 2) БВД 3) АДЕ 4) БГД
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Инструкция:
Ответом к заданиям такого типа является последовательность из трёх (двух) цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов.
Запишите эти цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов без пробелов, запятых и других дополнительных знаков.
Пример:
Диссоциируют с образованием
только катионов водорода и анионов
кислотных остатков вещества:
1) Na 2 CO 3
2) HCl
3) KOH
4) Ca(HCO 3 ) 2
5) H 3 PO 4
Ответ:_________
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Инструкция: В заданиях этого типа к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(Цифры в ответе могут повторяться).
Пример:
Установите соответствие между схемой химической реакции
и изменением степени окисления восстановителя в ней.
СХЕМА РЕАКЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ
ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ
А) PH 3 + Cl 2 → PCl 3 + HCl 1) Э 0 → Э −1
Б) H 2 S + HClO → S + HCl + H 2 O 2) Э −3 → Э +3
В) Br 2 + SO 2 + H 2 O → HBr + H 2 SO 4 3) Э +1 → Э −1
4) Э +4 → Э +6
5) Э −2 → Э 0
А
Б
В
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Это более сложный тип задания в тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности слов
- используются для проверки знаний хода процесса, цепочки событий, действий и операций, а также определений и понятий.
- помогают формировать у учащихся алгоритмические мышление, знание и умение.
- задания этой формы полезны как в качестве средства контроля знаний, так и в качестве средства обучения.
ИНСТРУКЦИИ:
Запишите в таблицу цифры (буквы) выбранных ответов, а затем перенесите в бланк ответов получившуюся последовательность цифр (букв) без пробелов и других символов.
Пример:
Расположите вещества в порядке усиления их основных свойств :
1) гидроксид магния;
2) гидроксид бария;
3) гидроксид кальция;
4) гидроксид бериллия;
5) гидроксид стронция.
ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ
Задание открытой формы конструируется в виде утверждения, рядом с которым готовые ответы с выбором не приводятся. Испытуемый сам дописывает в отведенном для этого месте свой ответ так, чтобы в результате получилось истинное высказывание.
Пример № 1:
Задания открытого типа для проверки терминов
Пример № 1:
Дополните:
1. Положительнозаряженный электрод – это…
2. Отрицательнозаряженный электрод – это …
3. Положительнозаряженные ионы – это …
4. Отрицательнозаряженные ионы – это …
5. Вещества, водные растворы или расплавы которых
проводят электрический ток – это …
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых не
проводят электрический ток – это …
7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества – это …
Пример № 2:
Заполни таблицу:
Хим.элемент
К
Заряд ядра
Кол-во протонов
Кол-во нейтронов
Кол-во электронов
Пример № 3:
Допишите схемы превращений атомов химических элементов в ионы, указав их заряды:
форма К1
Задания, требующие написать ответ в виде числа или набора цифр.
Пример:
Масса соли, образовавшейся при растворении оксида железа(III) массой 80 г в избытке азотной кислоты, равна______г. (Запишите число с точностью до целых).
форма К2
Задания, требующие определить пробелы в предлагаемой схеме.
Пример № 1:
В схеме превращений
Fe →X → Fe(OH) 2
веществом Х является
Ответ:__________
Пример № 2:
Определите значения Х и У.
Атом какого элемента
имеет такое строение?
Ответ: Х=
У=
Элемент № …...
+ х
у
5
ЗАДАНИЯМ
СО СВОБОДНЫМ РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Задания с развернутым ответом
- Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:
– объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ;
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
- Эти задания должны быть направлены на применение в новой ситуации знаний из различных разделов школьного курса. Их назначение заключается в выявлении выпускников, имеющих наиболее высокий уровень подготовки.
Пример:
Часть С (2):
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали раствором гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
- Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком, и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания.
- Формулировка тестового задания не должна содержать повторов, двойного отрицания. Рекомендуется также избегать любых форм отрицаний.
- В формулировке ТЗ не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.). Это лишние слова.
- В формулировке ТЗ не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.). Это лишние слова.
- Повторяющиеся фразы (слова) в вариантах ответов исключаются путем ввода их в формулировку задания. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
- ТЗ должно быть однозначным. Однозначность (формальность) — это искусство описания тестового суждения, когда нечеткость и неясность задания очевидна из исходных предпосылок для тестируемого, обладающего нужными знаниями. Например, не допускается обращение к субъективному мнению тестируемого.
- По возможности, текст тестового задания не должен содержать сложноподчиненные конструкции. Сложноподчиненные конструкции очень часто не являются кратким утверждением, а задание должно быть кратким и ясным.
- По возможности специфический признак, ключевое слово выносится в начало ТЗ. Не желательно начинать ТЗ с предлога, союза, частицы.
- Варианты ответов для тестовых заданий не должны содержать
обобщающих категорий. Запрещается использовать такие формулировки: «Все выше перечисленное верно (неверно)», «Любое из указанных», «Ни одно из указанных» и т.п.
10. Должно быть предусмотрено достаточное количество вариантов заключений.
Для заданий закрытой формы рекомендуется 4-6 вариантов ответов
для заданий на последовательность — 4-8 элементов
для заданий на соответствие наиболее оптимальным считается
соответствие 3 к 4 или 3 к 5.
В открытой форме должны быть предусмотрены все возможные
образцы эталонных ответов.
11. ТЗ должно соответствовать содержанию ГОС или учебной программе.
12. ТЗ должно быть ясным и понятным по смыслу. Ясность смысла тестовой ситуации и представления ТЗ свидетельствует о том, что при конструировании тестовой ситуации ничего существенного не упущено, а исходные посылки и требование проблемной тестовой ситуации понятны для тестируемых с определенным уровнем обученности.
13. Тестовые задания должны иметь различную трудность (для более объективной оценки знаний).
14. ТЗ должно быть компактным и свернутым. Желательно использование рисунков, формул и других поясняющих объектов. При помощи графических объектов задание может быть представлено на экране более компактно и свернуто. Если выделить цветом главный элемент рисунка, то внимание тестируемого сразу будет акцентировано на существенном признаке.
15. Среднее время решения ТЗ (трудность ТЗ) — не должно
превышать более 2-3 минут (оптимальное время для ответа на
краткое суждение). Наиболее оптимальным считается, что на поиск
правильного ответа на ТЗ тестируемый потратит около одной
минуты.
ДИСТРАКТОР
- это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ.
Обобщённый набор требований к тестам
- краткость
- технологичность
- правильность формы
- корректность содержания
- логическая форма высказывания
- одинаковость правил оценки ответов
- наличие определенного места для ответов
- правильность расположения элементов задания
- одинаковость инструкции для всех испытуемых
- адекватность инструкции форме и содержанию задания
Источники:
1) Министерство образования и науки российской федерации ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Чернявская А.П. Гречин Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения».
- О. И. Сечко «Тест как форма обучения и контроля знаний по химии».
- Аванесов В.С. – «Теория и методика педагогических измерений».
- Аванесов В.С. – «Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях».
Презентацию подготовила:
учитель химии
Жигульская Е.А .
г. Сергиев Посад
РМО учителей химии
07.02.2014 г.