СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики диагностики раннего развития детей в рамках проекта"Профилактика социального сиротства.Проект 0-4"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методики диагностики раннего развития детей в рамках проекта"Профилактика социального сиротства.Проект 0-4"»

Памятка по переченю используемых методик диагностики детей раннего возраста

в рамках проекта «Профилактика социального сиротства. Проект 0-4»


Название диагностической методики

Описание методики

Цель диагностического исследования

Тест "Два домика"

(В. Жирински)

Тест «Два домика» был придуман Виктором Жирински. Он состоит из 4 этапов.

Первая стадия теста «Два домика» похожа на Тест семейных отношений (FRT), во время которой ребенка просят перечислить членов его семьи. «Палочные» фигурки, изображающие их, быстро рисуются исследователем на листе чистой бумаги.

На второй стадии на листе бумаги последовательно рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей

его самопринятия и принятия других.

Методика "Интервью с ребенком" (А.И. Захаров)

В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком, в процессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.


Выяснить особенности отношений и роли ребенка в коллективе.

Проективная игра «Почта» (модификация теста

Е. Антони и Е. Бине)

Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает.

Выявление типа психологической защиты ребенка.

Методика "Цветик-семицветик" (составлена доцентом И.М. Витковской)

Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.


Диагностика доминирующей направленности личности.

Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман)

Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.


Выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Методика «Шкала привязанности» (А.И. Баркан)

С точки зрения автора она должна использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую хочу».

Методика предназначена для того, чтобы выявить, к кому и членов семьи больше всего привязан ребенок.

Проективная методика для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери (Н. Каплан)

В основу методики положено задание составить рассказ, опираясь на серию картинок, изображающих ситуацию разлуки ребенка с матерью, улетающей на самолете. Изображения носят достаточно условный характер и мало детализированы для облегчения проекции детьми своих переживаний, мыслей и чувств на персонажей картинок - мальчика или девочку в зависимости от пола обследуемого ребенка (соответственно методика имеет две серии картинок).

Первоначально предназначенная для детей шестилетнего возраста, но в настоящее время успешно применяется к старшему дошкольному и частично младшему школьному возрасту (ориентировочно с 5 до 8-8,5 лет)

Интерпретативный тест «Грустная мама» (модификация методики Г.Т. Хоментаускаса)

Выявление степени сосредоточенности переживаний ребенка на родительских взаимоотношениях в семье.

Методика направлена на выявление степени сосредоточенности переживаний ребенка на родительских взаимоотношениях в семье.

Тест «Сказка» (Л. Дюсс)

Тест «Сказка» был предложен детским психологом Луизой Дюсс. Он пригоден для детей раннего и дошкольного возраста, которые пользуются весьма простым языком для Ребенку рассказывается сказка, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Определения психоэмоционального состояния ребёнка и выявления особенностей детско-родительских отношений в ситуации развода.

Проективная методика "Три дерева" (Эдд Клессманн)

Диагностика внутрисемейных отношений.

Психоэмоциональное состояние в семье.