«Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию по серии сюжетных картин».
Систематический анализ речевого развития и данные мониторинга образовательной области "коммуникация" показывают, что дети испытывают трудности в освоении связной речи, прослеживается невысокая динамика улучшения показателей речевого развития от группы к группе. У детей с ОНР отмечается отсутствие самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки).
Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию по серии сюжетных картин».»
«Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию про серии сюжетных картин».
Учитель-логопед Бойко Е.Е.
Систематический анализ речевого развития и данные мониторинга образовательной области "коммуникация" показывают, что дети испытывают трудности в освоении связной речи, прослеживается невысокая динамика улучшения показателей речевого развития от группы к группе. У детей с ОНР отмечается отсутствие самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета («Семья», «Зимние развлечения», «Игры на детской площадке» и т.д.).
Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).
Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» - по сюжетам Н.Радлова и др.)
Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и т.д.
Описание пейзажной картины.
Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Т.А. Ткаченко в отличие от большинства авторов, которые выделяют два направления в подготовке к составлению ребенком самостоятельного рассказа - внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового, выделяет пять обязательных направлений:
Определение мотива (для чего рассказывать). Формирование значимого мотива (не просто рассказать по просьбе педагога о событии или явлении, а помочь составить: письмо о разных временах года для африканской девочки; объявление о пропавшем попугае; рассказы в творческий альбом; сказки для сборника и т. п.).
Активизация познавательных процессов (как рассказывать). Активизация психических процессов, тесно связанных с речью (воображения, памяти, мышления, внимания, восприятия).
Уточнение замысла (о чем рассказывать). Работа над смысловой организацией рассказа (анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями, помощь с замыслом — разбор вариантов).
Составление плана (в какой последовательности рассказывать). Моделирование плана (для дошкольника используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы заменители). План – схема устанавливает последовательность, определяет содержание высказывания. Схемы – планы позволяют каждому дошкольнику находить свой вариант связного высказывания, а речь педагога сводится к минимуму, лишь молча, указывает на символические изображения. В случае затруднения другие дети дополняют, исправляют речь говорящего.
Отбор языковых средств (что рассказывать). Работа над языковой организацией рассказа (отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов; построение грамотных, четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа; работа над прямой речью; осмысление темпа рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.).
При обучении детей связному высказыванию используются следующие приемы:
педагог дает полное высказывание, ребенок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ;
педагог начинает, ребенок продолжает высказывание по оставшимся опорным картинкам;
дети самостоятельно составляют связное высказывание по опорным картинкам, предметам, планам – схемам;
ребенок самостоятельно составляет связные высказывания и придумывает свой рассказ;
«картинки обиделись»- ребенок составляет связное высказывание по спрятанным картинкам или по отсутствующим.
В коррекционной работе предполагается многократное составление связных высказываний по заданию логопеда с использованием наглядной опоры, это составление загадки описания, описания предмета, картинки с последующим рисованием.
В повседневной деятельности детей создаются проблемные ситуации: «Угадай предмет», «Ты видел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу» и другие.
Связному высказыванию детей способствует использование ситуаций письменной речи: «Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу», «Давай напишем письмо – рассказ о празднике заболевшему другу».
Важно, чтобы каждый ребенок мог свободно высказываться и любую даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль требуется поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность.
Работа по связному высказыванию детей проводится в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений.