Презентация на тему : «Методы и приемы снижения агрессивности у старших дошкольников»
Выполнила: Степанова Н.А
Актуальность исследования
Дошкольный возраст это период, когда закладывается основа будущей личности. Именно в этот период идет формирование взаимоотношений с другими людьми, самим собой. Одной из важных проблем современной педагогики является агрессивное поведение дошкольников. Агрессивное поведение среди детей дошкольного возраста – самое распространенное нарушение, так как это наиболее быстрый способ достижения цели. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объяснения природы агрессивного поведения детей и выявления методов и технологий профилактики данной проблемы развития ребенка.
Объект исследования
агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
методы и приемы снижения агрессивного поведения
Цель исследования
разработать программу, направленную на снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Формы детской агрессивности :
- негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
- раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
- подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
- чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;
- вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.
Агрессия :
Слово «агрессия» происходит от лат. «aggressio», что означает «нападение». По мнению, Коджаспировой Галины Михайловны, Коджаспирова Алексея Юрьевича, «агрессия» - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющая физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности .
Диагностические методики:
В соответствии с поставленными задачами исследования нами были подобраны методики, предназначенные для снижения агрессивного поведения детей. Учитывая, что при помощи одной методики невозможно получить надежные и достоверные результаты, нами был разработан диагностический комплекс, в который вошли ряд методик, взаимодополняющих друг друга: методика «Дом – Дерево – Человек», методика «Несуществующее животное», методика «Кактус».
Констатирующий этап опытно-поисковой работы
Рис. 1. Распределение детей по уровням агрессивности на констатирующем этапе эксперимента
Программа по снижению агрессивности у старших дошкольников
Занятия могут включать в себя: лекции, индивидуальные беседы, консультации, тренинги совместно с родителями и с детьми, круглые столы, родительский лекторий, родительские собрания
Система индивидуального сопровождения
Основные этапы индивидуального сопровождения:
– сбор информации о ребенке;
– анализ полученной информации;
– совместная выработка рекомендаций;
– консультирование всех участников сопровождения;
– работа по решению проблем;
– анализ выполненных рекомендаций;
– дальнейший анализ развития ребенка.
План работы с детьми
– беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами,
– словесные и подвижные игры,
– проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций, – рисование,
– проблемные ситуации.
Кроме того, предусмотрена серия занятий по темам: «Знакомство», «Настроение», «Мы тебя любим», «Похожи», «Дружба», «Мы вместе», «Волшебная игра», «Наша дружная группа» «Динамика агрессивного поведения», «Управление агрессией», «Лепим сказку»
Контрольный этап опытно-поисковой работы
Рис. 2. Распределение детей по уровням агрессивности на контрольном этапе эксперимента
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования
Рис. 3. Сравнительные результаты распределения детей по уровням агрессивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Практическая значимость исследования
Разработанная программа по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста может быть использована воспитателями ДОО для организации работы с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы
Спасибо за внимание!