МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
Цели:
Образовательные:
познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;
сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу;
повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе.
Воспитательные:
вовлечение обучающихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
научиться уважать язык и культуру других народов;
работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.
Задачи:
совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
- развитие общей эрудиции участников;
совершенствовать умение работать в группе.
Методы: наглядные, практические, проблемно - поисковые
Ход мероприятия
Вступление. Сообщение темы. (Слайд 1).
Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, я хочу начать с приветствия
Ведущий Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так? Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.
(Слайд 4). После всемирного потопа, потомки Ноя сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба, показывая тем самым свое величие перед богом. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением», которое сейчас употребляется в значении суматоха, беспорядок, неорганизованность.
Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
(Слайд 5). В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
(Слайд 6). Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?
(Слайды 7-11). Мы можем услышать украинский язык, казахский, татарский, армянский, мордовский, чувашский, немецкий, и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Стихотворения о родном языке читают учащиеся.
()
На свете много стран больших,
И много малых есть,
И для народности любой
Язык свой – это честь.
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком.
Ты говоришь всегда, индус,
О языке своём.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн, -
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч
Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Звучит песня «Виват, язык»
Ведущий: Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».
А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»..
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (утверждал Иван Сергеевич Тургенев)
Знать свой язык обязан каждый
Основная часть
В одной из древнейших книг на Земле –Библии– так сказано о сотворении мира : «Вначале было слово». В определенном смысле эта фраза удивительно точна: возможность общаться, т.е. осмысленная речь, язык, сделала человека человеком. За тысячелетия существования человечества в каждом языке накопилось огромное множество слов. И разобраться в этом море всегда помогает наш помощник и наставник – словарь.
Ведущий: А какие словари знаете вы? (звучат ответы зрителей и участников)
- Когда же родился словарь? Точного ответа у ученых нет. А первый, известный ученым русский словарь относится к 1282 году. В нем содержалось 174 иностранных слова, и назывался он «Азбуковник». Первый русский печатный словарь был составлен в 1596 году. В этом словаре было уже 1061 слово, расположенное по алфавиту.
- За это время создано огромное количество словарей разных направлений, на разных языках, для широкого пользования и узких специалистов.
Как вы видите, словари есть и обычные, привычные нам, и необычные, уникальные. А есть словари – знаменитые! В России такой славы заслуживает «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, изданный в Санкт-Петербурге в 1863-1866 годах и актуальный до сегодняшнего дня. Его создатель Владимир Иванович Даль, знаменитый русский ученый, врач, писатель и знаток языка. Он всю жизнь собирал фольклор – русские сказки, песни, пословицы и поговорки. Сам он знал не меньше 12 языков, а его «Словарь» считается настоящей энциклопедией русской жизни.
Работе над словарем В.И. Даль посвятил около 50 лет! Словарь содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, прибауток и загадок, которые поясняют нам значение приводимых слов. А еще этот словарь делает то, что словари, в обще-то, делать не обязаны: он учит! Например, объясняя, что такое «лапоть», Даль не только описывает лапти, но и подсказывает способы их изготовления.
«Старая пословица век не сломится»
Ведущий: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок. (
Пословица - это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают».
Поговорка - это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.
Например: «Легок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу».
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит , а человека - …(труд).
Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Поспешишь … (людей насмешишь).
Язык мой - …(враг мой).
Но одни и те же мудрые мысли у разных народов получили разное выражение. Задание состоит в следующем.Я называю пословицы и поговорки разных народов, а вы поочерёдно называете соответствующие по смыслу русские пословицы.
Английская: Самый верный друг – это друг в нужде (Друг познаётся в беде).
Вьетнамская: Тонущий хватается за водяной пузырёк (Утопающий хватается за соломинку).
Корейская: Рис рассыплешь – собрать можно, слово скажешь – назад не вернёшь (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь).
Болгарская: Кто набирает много дел – ни одного не выполнит (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).
Финская: Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться (Семь раз отмерь, один – отрежь).
Африканская: Сын леопарда тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает).
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»
– Вы уже, наверно, знаете, что поговорка – это, зачастую, часть пословицы. Например: «чудеса в решете» – это поговорка. Но у нее есть продолжение: «Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда».
- Я предлагаю участникам вспомнить такие «продолжения» поговорок.
– Правда что шило ( в мешке не утаишь)
– Хорошо ружьецо бьет ( с печи упало – семь горшков разбило)
– У страха глаза велики (да ничего не видят)
– Пьяному море по колено (а лужа по уши)
– Ума палата (да ключ потерян)
– Голод не тетка ( пирожка не поднесет)
– Первый парень на деревне ( а в деревне два двора)
«Англичане говорят о таких людях «как две горошины», шведы – «как две ягоды», немцы и чехи – «как яйцо и яйцо». А что говорят русские? (ответ: как две капли воды)».
«Англичане говорят о таком человеке, что «он живет в клевере», немцы – что «он сидит, как личинка (червячок) в сале», а французы – «как петух в тесте». Подберите русский и болгарский эквиваленты (ответ: как сыр в масле катается)».
«Англичане знают что-либо «как кисть своей руки», а французы и немцы – «как собственный карман». А русские и болгары – как? (ответ: как свои пять пальцев)».
Ведущий «Крылатые выражения и фразеологизмы»
- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).
Раскроите смысл этих выражений.
Во весь дух. (быстро)
Сесть в лужу. (быть обманутым)
Прикусить язык. (замолчать)
Знать на зубок. (выучить)
Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)
В час по чайной ложке. (медленно)
Водить за нос.(обманывать)
Зарубить на носу. (запомнить)
Чесать языком. (болтать)
Делать из мухи слона. (преувеличивать)
Белая ворона. (о лишнем человеке)
За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)
Самый весёлый конкурс»
Вам предстоит только лишь жестами и мимикой показать фразеологизмы. Балл достаётся команде только в том случае, если соперники и (или) зрители правильно назовут фразеологизм или поговорку.
(брать себя в руки, как баран на новые ворота, выйти из себя, без задних ног; у семи нянек дитя без глазу, на воре и шапка горит
«Кто как знает, так и тачает».
Ведущий Мы с вами окунулись в старину. А теперь вернемся в наш век – время, когда с огромной скоростью наш язык пополняется неологизмами и заимствованными словами, может быть, и не всегда оправданно.
И сейчас вы нам продемонстрируете, насколько хорошо они ориентируетесь в современной лексике. Определите правильное значение заимствованного слова. На слайде– иноязычное слово и варианты значений.
Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала XXI века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
Адекватный – спокойный соответствующий современный Дайвер – ныряльщик стрелок попрошайка Доминировать – уничтожать мины господствовать, преобладать играть в домино Легитимный –
Легитимный – законный отрицательный равный Паркинг – большой парк жилье Кин-Конга стоянка Полемика – блюдо из теста спор выражение лица Симпозиум – коллекция сим-карт конференция на научную тему тараканьи бега Стагнация – застой лечебная процедура у стоматолога денежная купюра Шопинг – услуги при покупках вид легкой атлетики строевая подготовка Эксклюзивный – волшебный, необычный не прошедший отбор исключительный
По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
- Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора. (Фрилансер).
- Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий. (Блоггер).
- Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов. (Шоппинг).
- Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру. (Селфи).
- Мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. (Смартфон)
- Криптовалюта, цифровая валюта, электронная валюта, виртуальная валюта. (Биткоин)
- Ажиотаж, шумиха в медиа, в СМИ, в Интернете или где-то еще вокруг какого-либо события или какой-либо личности, гаджета, игры… (Хайп)
- Информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. (Фейк)
Речь – это показатель ума
Ведущий: «Речь – это показатель ума» - так гласит народная мудрость. И если человек засоряет свою речь матными словами – это говорит только о его бедном словарном запасе и неумении владеть своими эмоциями. Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
Иностранцу, выучившему тысячи слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. В качестве варианта можно предложить «перевод» на «новый русский» стихотворение Некрасова
Мужичок с ноготок
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел: был сильный мороз.
Вижу: вдруг прёт ко мне по наклонной
Пацан, правда ещё не крутой;
Блиновый на вид прикидик не клёвый.
«Здорово, чувак!» - я ему говорю.
«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,
А от тебя я, в натуре, тащусь».
Я-то сперва не врубился, не въехал.
«Что, обломался?» - он мне говорит.
«Бывай, наезжать на тебя я не стану.
Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».
«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,
Схватил за уздцы и быстрей пошагал.
Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается, как в зеркале, Человек и его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им». – писал А.М.Горький.
Заповеди речевого этикета
Ведущий Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
Итог мероприятия (
Ведущий: Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. И я надеюсь, что многие из вас поняли, что для того чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом и бороться за его чистоту.
Будем беречь и любить наш русский язык, ведь с него начинается Родина.
Любите свой родной язык,
говорите правильно и красиво,
не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Народ жив, пока живы его культура и язык!
Самый весёлый конкурс
Дополнительный конкурс
Запишите (назовите) ответ на вопрос одним словом с двойными согласными.
1)Свободное публичное обсуждение какого-либо вопроса. (дискуссия)
2)Избирательный листок. (бюллетень)
3)Товарищ по работе. (коллега)
4)Один из видов ракет. (баллистическая)
5)Свидетельство об окончании средней школы. (аттестат)
6)Безрельсовый трамвай. (троллейбус)
7)Вооруженный захват чужой территории. (агрессия)
8)Спортивный бег. (кросс)
9)Сквозной проезд, прорытый в горе. (туннель)
10)Морские животные, образующие известковые отложения. (кораллы)
11)Один из видов спортивной игры в мяч через сетку. (теннис)
12) Рисунки в книге, журнале. (иллюстрации)
13) Обучение животных. (дрессировка)
14) Круглое окно в борту корабля. (иллюминатор)
15) Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное «эр» содержит он
И называется …
16) На большие расстояния
Мчится он без опоздания:
Пишется в конце два «эс».
Называется…
Самый весёлый конкурс
брать себя в руки |
как баран на новые ворота |
без задних ног |
выйти из себя |
без задних ног |
на воре и шапка горит |
у семи нянек дитя без глазу |