СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи как фактор повышения качества образования на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи как фактор повышения качества образования на уроках истории и обществознания»

Вашему вниманию представляю Доклад на тему

СЛАЙД 1 Межпредметные связи как фактор повышения качества образования на уроках истории и обществознания

Вопрос о системе качестве образовательного результата, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась. Почему сегодня оценка качества образования становится столь проблемной? Прежде всего, необходимо уточнить, что же понимается под термином «качество образования»?

СЛАЙД 2. Качество образования - это определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

СЛАЙД 3. Согласно ФГОС портрет выпускника школы представлен именно таким – «Человек социально активный, умеющий вести конструктивный диалог, креативный и критически мыслящий, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность». Иными словами, выпускники российских школ, получая знания, должны уметь применять данные знания в жизни и уметь самостоятельно принимать решения.

Вот в этом и заключается противоречие. Потому что школа стремится дать знания своим ученикам в виде фактов и информации. А формированию же у школьников умения самостоятельно работать с информацией, выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, не уделяется должного внимания. Наличие подобных противоречий обострило проблему качества образования, необходимости своевременного его оценивания. 

А что же нужно для получения высокой оценки качества образовательного результата? Для получения высокой оценки качества образовательного результата необходимо профессиональное единство.

В чем заключается проблема профессионального единства? СЛАЙД 4. При создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, то есть обеспечить в образовательной деятельности профессиональное единство - начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

В своем выступлении я хочу отразить вопрос об образовательном единстве как междисциплинарная (межпредметная) связь предмета истории и обществознания с учебными предметами школы и осветить проблемы касающиеся учебно-методического обеспечения. СЛАЙД 5.

Для формирования системных знаний учащихся необходимо установление межпредметных связей. Они должны устанавливаться по общим для ряда предметов фактам, понятиям и по формированию умений и навыков учебного труда. Изучение исторического материала основывается на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах. Например: на уроках литературы, русского языка (умения работать с печатным текстом, пересказ текста, обогащение словаря). На уроках истории и обществознания составляются: простой и сложный план, сравнительная характеристика, эссе.   Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического материала производит использование литературного материала при изучении темы «Отечественная война 1812 г.», «Великая Отечественная война», и др. СЛАЙД 6

На уроках математики (изучение единиц измерения времени, построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спроса и предложения, рост производства, решение заданий, задач по теме «Экономика», «Избирательный процесс». Решение хронологических задач).

История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. При изучении войн необходима опора на картографический материал. СЛАЙД 7

С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности», где затрагиваются экологические проблемы современного мира.

Информатика. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. СЛАЙД 8

На уроках изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры (происходит знакомство с искусством, творчеством, спортом).

Речь – основное понятие, связывающее предмет истории с деятельностью логопеда. Нарушения речи – общая проблема для учителей и логопедов коррекционных школ. Развитие речи (в широком понимании) является общей задачей. Так, на уроках истории и обществознания одинаково важны и часты в употреблении десятки слов, понятий, терминов.

Взаимосвязь наблюдается и с работой психолога. Это проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 

СЛАЙД 9 Взаимосвязь предмета истории и обществознания наблюдается и с начальной школой (с предметами математика, русский язык, чтение, окружающий мир) и с воспитательной деятельностью (внеурочные мероприятия, которые посвящены историческим событиям и формированию патриотических чувств у школьников). Вообще любой урок истории содержит в себе важный воспитательный аспект. Воспитание гражданина - это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому к родной улице и городу; формирования у него чувства хозяина - человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому; человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда; с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Всё, что перечислено, относится к профессиональному единству. Я думаю, что педагоги нашей школы идут в правильном направлении и тем самым сохраняют профессиональное единство. Тогда в чем заключается проблема профессионального единства?

Как я упомянула в начале выступления - профессиональное единство образовательной деятельности начинается от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Так вот, в преподавании истории и обществознания проблема заключается в том,

- что тексты учебников по предмету «История» не адаптированы для наших обучающихся.

- Нет учебников по учебному предмету «Обществознание»

(Это очень большая проблема. Планирование Воронковой сделано по учебнику по ред. Боголюбова. Для наших учеников брать учебник под ред. Боголюбова это издевательство над детьми. Предмет есть, а учебников нет.)

- Проблема в том, что есть хорошие рабочие тетради по истории и обществознанию. Но мы пользоваться не можем. Так как не все родители покупают данные тетради.

Надо разрабатывать адаптированную рабочую программу и утверждать на научно-методическом совете при ИРО и проработать над возможностью взаимодействия со специалистами Институт развития образования Республики Башкортостана (научно-методический совет)


Спасибо за внимание!!!