7
Межпредметный урок в 6б класс, посвящённый Всемирному Дню поэзии 21 марта
Цели мероприятия:
1.Расширить знания учащихся о красоте и многообразии поэтических произведений.
2. Познакомить с цифровой поэзией
3.Развивать память, речевую компетенцию учащихся, любовь к поэтическому слову( в том числе и на иностранном языке)
1.Ю.С.(наизусть) « Слова умеют плакать и смеяться»
Сегодня мы хотим пригласить Вас совершить путешествие в прекрасный, удивительный мир поэзии - мир света, чистоты, мир любви и счастья. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни.
Давайте говорить стихами,
Пусть мелодичней будет речь!
И чувства выразим словами,
Стараясь в рифму их облечь!
Человек с младенческого возраста слышит стихотворные строки.Сначала это потешки,пестушки,колыбельные,овладевает речью,учит,запоминает,рассказывает наизусть,пропевает,наконец,сочиняет,поздравляет,признается в любви,живет.
Поэзия — это глубоко прочувствованный и глубоко проникающий язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.
Скажите,а что отличает поэию от прозы?(называют особенности стихотворений)Стихи - это рифмованные произведения для души
А.Блок сравнивал всякое стихотворение с покрывалом,растянутом на острие слов.Он считал,что эти слова светятся ,как звезды,из-за них и существует стихотворение
Откуда же произошло слово поэзия? Слово «поэзия» происходит от греч. poieo — творить, создавать, строить, созидать.
Исходя из этого мы можем установить, как начиналась поэзия. Конечно, мы никогда не узнаем, кто первым и когда создал стихотворение. Но поскольку мы знаем кое-что о жизни первобытных людей, мы можем догадаться, как начиналась поэзия.
2.(выступление учащегося с презентацией)
Человек исполнял различные ритмичные танцы еще задолго до возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал звуки, мычание, кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой. Также он создал барабан, в который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и барабанный ритм, чтобы обращать магические слова своим богам.
Первобытный человек начал развивать танец, который становился все более и более сложным по мере развития. Вскоре слова божественных песен становятся более важными, чем удары в барабаны. Ведущий такого рода церемонии был своеобразным поэтом или бардом.
В то же время на протяжении тысяч лет на человека оказывали влияние ритмы, которые он видел и слышал повсюду вокруг себя — в звуке воды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движении животных. Стараясь воспроизвести некоторые их этих ритмов, человек обращался к поэтическому воображению.
Потом эти танцы, песни, заклинания люди начали хранить. Их передавали от одного поколения другому, и они стали видом поэзии.
В Древней Греции в V веке до нашей эры поэтические произведения писались специально для определенных случаев, но они все еще исполнялись с музыкой и танцами. Позднее греками был создан особый вид поэзии, в этих поэтических произведениях рассказывалось о героических событиях или описывалась жизнь различных людей.
Поэзия – способ существования души, возможность поделиться с другим радостью или горем.
3. Здорово, что весной(21 марта) отмечается замечательный праздник – День поэзии. Главной целью ежегодного праздничного события, прежде всего, является приобщение к стихотворному искусству.
Ребята, юные любители поэзии, может быть кто-то из вас здесь и сейчас захочет прочитать свои любимые стихи?(читают наизусть 2-3 человека)
Мы с вами готовились к сегодняшнему уроку и даже составили свой словарь рифм,ведь зачастую стихи сопровождаются рифмой.(демонстрируем словарь рифм).+зачитывают четверостишия собственного сочинения
(демонстрация словаря рифм и собственных поэтических произведений)
4.Практич.работа в группах.А.С.Пушкин великий русский поэт писал в своем романе «Евгений Онегин»
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года..
Так красиво о наступлении весны мог сказать только поэт,попробуйте и вы составить двустишие или катрен на тему весна(рифмы вам предложены)
(работа в группах)
5..Стихотворение о весне на французском или английском читает В.С.
+вкратце о поэтах зарубежных(у каждого народа есть свои великие поэты,
Например,во Франции это…,в Англии…,В Германии…)
Наши ребята тоже захотели прикоснуться к зарубежной поэзии(2-3 человека читают наизусть стих на ин.языке)
Чтобы и русские читатели могли понять зарубежную поэзию,необходимо провести огромную работу.Ведь важно не просто перевести,сделать буквальный перевод текста,нужно еще и зарифмовать.не потеряв при этом смысл и замысел поэта. Блестяще это делал,например Самуил Яковлевич Маршак ,известный советский поэт .Он переводил стихи Уильяма Шекспира, Роберта Бернса и других
Шалтай –Болтай
Сидел на стене.
Шалтай –Болтай
Свалился во сне .
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может
Шалая,
Не может Болтая,
Шалтая- Болтая
Болтая-шалтая,
Шалтая –Болтая собрать(анг.песенка)+неплохо прочитать сначала на англ.
Практич.задание(работа в группах)-попробуйте и вы сделать перевод двустиший на русский язык
6.В.В,:Ребята,а вы знаете ,что существуют цифрые стихи,Стихи без слов ,в них только цифры.
Цифровая поэзия – стихи, записанные цифрами.
Цифровые стихи - числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения.
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой.
Их обязательно надо читать с выражением и вслух.
Цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов.
Оказывается ,можно зарифмовать и известные детские стихи,,частушки и даже стихи великих поэтов,учитывая определенный ритм и рифму(примеры стихов «Кабы не было зимы»,,Пушкина,Есенина.)
А.С. Пушкин
(К ***) - к Анне Керн
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревоге шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
А.С. Пушкин
511 16
5 20 337
712 19
2000047
3 1512
16025
11 0 3 15
100006 0 23
Практ.задание (по группам)попробуйте и вы составить четверостишие ,зарифмовав строчки,не забывайте о длине строк
7. Заключение. Рефлексия.
Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, современных авторов…. Это будет скучная жизнь без эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Я предлагаю вам акростих – это стихотворение, начальные буквы которого составляют слово или фразу.
Акторстих. Автор - Татьяна Мершукова
Пиши, поэт, о жизни, о судьбе,
Играя фразами, как музыкант на скрипке.
Широким росчерком пиши нам о себе,
И радуй всех заманчивой улыбкой.
Пиши, поэт. Ты призван вдохновлять,
Отдав себя во власть пера с бумагой.
Энергией своею управлять
Ты можешь так, как фехтовальщик шпагой.
Пиши, поэт...
А сейчас я тоже хочу вам предложить написать свой «акростих», только в прозе. Попробуйте подобрать слова-ассоциации к слову «ПОЭЗИЯ»
П
О
Э
З
И
Я
Я пишу, когда хочется плакать,
Я пишу, когда сердце поёт,
Когда ветер гудит, когда дождь за окном
и на улице слякоть,
Когда внутренний голос писать зовёт.
Я не Пушкин, не Гёте и мне далеко
До Великого Мастера слова,
Но мне как-то становится сразу легко,
Когда мысли в стихах излагаю я снова.
Ольга Рачицкая.