СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мягкий знак в середине и конце числительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока. Метод проектов на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«"Мягкий знак в середине и конце числительных"»

п\п

Этап урока. Основное содержание этапа.

Основные виды

деятельности учащихся.

1.

Оргмомент.

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята. Меня зовут Анастасия Михайловна. Наш урок хотелось бы начать такими стихотворными строчками:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул добрый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

-Давайте поприветствуем и ещё раз улыбнёмся друг другу.

(1 минута)


Приветствие учащихся, настраиваются на работу.

2.

Мотивация.

- Давайте повторим некоторые правила и поиграем в Игру. Я задаю вопросы, если оно верное, то вы хлопаете в ладоши. Итак:

- Наша речь состоит из предложений? (да)

- Предложения состоят из слов? (да)

- Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)

- Это числительные? (да)

Конкурс знатоков (Слайд №)

Ответьте на вопросы, используя числительные:

1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкина?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»?

4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

5) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, семь раз, два зайца.

- Молодцы. Итак числительные очень часто встречаются в нашей речи. 5 минут

Слушают учителя и выполняют простое действие.





3.

Целеполагание.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- А теперь мы с вами проведём небольшое исследование. Внимание на экран, (Слайд 2) перед вами слова с пропущенной орфограммой, как вы думаете, что это за орфограмма?

  • Рож_, пис_мо, ноч_,тон_ше, степ_, дал_ше,ал_бом, кост_,прос_ба, сем_, пят_сот, сем_сот, девят_, пятнадцат_.

-(Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)

-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова?

(На слова с ь на конце слова и слова ь в середине слова)

- Давайте запишем слова в два столбика.

Ь на конце слова Ь в середине 5 минут

Рожь письмо

Ночь тоньше

Степь дальше

Кость альбом

Семь просьба

девять пятьсот

пятнадцать семьсот

- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.

- Где пишется ь знак?

- А можете вы с уверенностью сказать, что правильно их записали? А что вам для этого необходимо?

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Сформулируйте её, пожалуйста. («Мягкий знак на конце и в середине числительных»).

-давайте сформулируем цели нашего урока?

(Познакомиться с правилом, научиться его применять) 2 минуты

Выполняют задание. Формулируют тему урока и цели.

4.

Объяснение нового материала.

- А теперь внимание на экран. Рассмотрим таблицу на экране (Слайд№ 5).

- Кто-нибудь из вас готов сформулировать правило?

- А теперь познакомьтесь с правилом на карточке-информаторе №1

2 минуты. (Слайд № 6)

Учащиеся формулируют правило.

Ещё раз читают правило, сравнивают со своим ответом.

5.

Первичное закрепление.

Выборочный диктант (Слайд № 7)

- Перед вами предложения, как вы думаете можно ли назвать его текстом? (Нет, это просто предложения)

-Сформулируйте задание, которое будете выполнять (В данном задании надо распределить числительные, записанные цифрами, в два столбика: в первый столбик числительные с Ь на конце, а во второй – с Ь в середине)

- Верно. Выполняйте задание. (Учащиеся выполняют задание, взаимопроверка).слайд №8 на доске 3 минуты


ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. 2. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. 3. На земном шаре встречается 80 видов рябины. 4. Сосна может жить 600 лет, ель — 500 лет. 5. Диаметр первого спутника Земли составлял всего 58 сантиметров.

Проверяем (Слайд 8) 1 минута

Ь на конце слова

Ь в середине слова

Восемнадцать

Семьдесят

Восемьдесят

Шестьсот

Пятьсот

Пятьдесят восемь


Выписывают числительные с данной орфограммой. Осуществляют контроль учебных действий.

6.

Физкультминутка.(Слайд9)

– Поднимаем руки все – это "раз".
Повернулась голова — это "два".
Руки вниз, вперёд смотри — это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть". 2 минуты
-Умницы! Продолжаем нашу работу.

Повторяют за учителем простые физические упражнения.

7.

Мини-проект

- Я предлагаю вам поработать над мини-проектом. У нас должен получиться продукт, который будет иллюстрировать правило на правописание ь знака на конце и в середине числительных.

Карточка-информатор №2.

Как работать над проектом?

  • Проект – это совместная творческая работа по решению какого-то вопроса.

  • В проект входит:

  • 1) постановка проблемы (вопроса); (как правильно писать числительные?)

  • Цель -

  • 2) выбор способа её (его) решения; (правило)

  • задачи -

  • 3) осуществление решения; плакат с правилом

  • практическая часть -

  • 4) представление результатов.

Работа в группах над проектом, защита (15 мин)

Работают над проектом в группах










8.

Закрепление

Озеро Байкал

Байкал считается одним из самых уд_вительных озёр нашей планеты. Его гиган()ская котловина имеет в длину 636 и в ширину 80 километров. Общая длина б_регов сост_вляет 2500 километров. Нет ему равных среди озёр и по глубине – 1620 метров. В Байкал вп_дают 336 рек, а выт_кает только одна – Ангара.


Проверка(Слайд №12):

Озеро Байкал.

Байкал считается одним из самых удивительных озёр нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озёр и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара.

(Слайд №12Взаимопроверка с выставлением оценки, исходя из количества ошибок по шкале: 0-«5», 1-2 –«4», 3-4 – «3», 5 и более –«2»



9.

Рефлексия.

- Ребята!

-Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок.

Заполните, пожалуйста, рефлексивные карты


- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко на уроке прикрепите зелёный кружок к нашему дереву знаний, если вам не все понятно было на уроке прикрепите жёлтый кружок, если тема вам совсем была непонятна и урок не понравился, то красный.

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют оценку учебной деятельности.

10.

Домашнее задание.

- Запишем домашнее задание, всем спасибо за урок (слайд №15) подобрать 5 пословиц с числительными, в которых есть Ь, и записать их в тетрадь. Всем спасибо за работу на уроке. До свидания


Записывают домашнее задание.

11.

Дополнительное задание. «Крестики-нолики».

Учитель на доске рисует табличку. Учащиеся по очереди ставят х.

-Отметьте в таблице крестиком правильный ответ.


Восем…сот


Без ь

С ь

Шест…десят




Пят…надцатью




Шест…надцатью




Восем…десят




Сем…сот




Сем…надцать




Сем…десят




Девят…сот



























































…Встали сотни и десятки

И пошли играть в приглядки:

Для чего, куда и как

Проберётся мягкий знак?


В "семЬдесят" и "пятЬдесят",

В "восемЬдесят", "шестЬдесят",

От "пятЬсот" до "девятЬсот"

Утверждает правил свод:

Он с числительными дружен,

Но всего лишь раз им нужен!


Повтори-ка: с "пятЬ" по "тридцатЬ"

Встреча с ним в конце случится,

С "пятЬдесят" по "девятЬсот"

Для него в средине вход!






Карточка-информатор №2.

Как работать над проектом?

• Проект – это совместная творческая работа по решению какого-то вопроса.

• В проект входит:

• 1) постановка проблемы (вопроса); (как правильно писать числительные?)

• Цель -

• 2) выбор способа её (его) решения; (правило)

• задачи -

• 3) осуществление решения; плакат с правилом

• практическая часть -

• 4) представление результатов.

Работа в группах над проектом, защита



2