МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Медиация в образовании (опыт работы по созданию ШСМ)
МИРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
- В настоящее время на первых местах в мировой образовательной политике называются четыре цели образования :
- 1). Научить жить вместе;
- 2). Научить получать знания;
- 3). Научить работать;
- 4). Научить жить.
- Гуманизация образования – это построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения.
Нормативно-правовое обеспечение
- Пункт 64 "Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р.
- Организация школьных служб примирения вошла в "Национальную стратегию действий в интересах детей" (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы").
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденными Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн).
Необходимость создания и развития служб школьной медиации
Рост социального расслоения населения, что существенно затрудняет реализацию принципа "равных возможностей" развития личности в социальном контексте (что усиливает общую социальную конфликтность и конкуретность);
Усиление миграционных процессов (которые провоцируют межэтнические и межконфессиональные проблемы);
Стабильно высокий уровень асоциальных проявлений в детской среде (наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая девиантность и делинквентность);
Ослабление роли семьи как института социализации личности (утрата родительского контроля над поведением и действиями детей).
ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?
Медиация — это междисциплинарная область, находящаяся на стыке юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и т.д. Медиация — это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным посредником, который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях различия ин-тересов между ними.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ
- Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
- При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
- Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
- В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
- Сфера частных интересов участников полностью защищена, вследствие конфиденциальности медиации.
- Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
- При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым.
ВИДЫ И ТЕХНИКИ МЕДИАЦИИ
Медиация, ориентированная на решение проблем.
Трансформативная медиация.
Нарративная медиация.
Оценочная медиация.
Экосистемная или семейно-ориентированная медиация.
Медиация, основанная на понимании.
Восстановительная медиация.
Принципы медиации
добровольность
конфиденциальность
прозрачность процедуры
взаимоуважение
нейтральность и беспристрастность медиатора
равноправие сторон
Применение медиации в образовании
При разрешении споров и конфликтов в следующих межличностных системах :
«ученик» – «ученик», «сверстники»;
«ученик» - «Учитель»;
«ребенок» – «Родитель»;
«Учитель» – «Родитель», «родители»;
«Педагог» – «Педагог», «Администрация».
При принятии коллегиальных решений в среде:
- - учащихся;
- - родителей;
- - педагогов.
Школьная служба медиации
из опыта работы МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Цели создания ШСМ
- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; - воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении;
- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ
- Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ.
1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ.
1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ.
1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся.
Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса.
2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ.
2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация».
1.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ.
3. Разработка согласований по формированию СШМ.
3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ.
3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления.
1.3. Решение общих организационных вопросов.
4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы.
6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных».
6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы).
6.2. Реализация программ обучения «групп равных».
Индикаторы уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды
- снижение деструктивного влияния конфликтов;
- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений;
- формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!