Механизм отслеживания получаемых результатов образовательной деятельности в детских объединениях МКУДО "Дом детского творчества»
Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния системы. В
каждом детском объединении: студия, кружке, есть система, образовательная
система со своими законами, проблемами, перспективами. Мониторинг
образовательной деятельности детского объединения(реализации
образовательной программы) – это формы организации, сбора, хранения,
обработки и распространения информации по деятельности объединения,
обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие
возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные
решения. Потому что образовательный процесс– это процесс управляемый. Им
управляет тот, кто ставит цель, определяет и использует средства для решения
конкретных задач воспитания, обучения и развития, достигает результата
(предполагаемого или отличного от него). Кто этот«управляющий»?
Администратор– понукающий, «мотивирующий», «держащий на контроле»,
«входящий в положение», требующий невесть чего? Сам педагог, для которого
программа– не раз и навсегда написанная бумажка, пылящаяся на задворках
сознания, а опора в ежедневных трудах и заботах? А быть может, это сами дети,
шагнувшие с нашей помощью со ступени управляемых«элементов системы» на
ступень партнеров педагога, разделяющих его цели, вместе с ним определяющих
средства и результат своего собственного образования?
На эти вопросы каждый педагог отвечает для себя сам.
Одно можно сказать с уверенностью: чем тщательнее и глубже продуман и
лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно«завышение» или
«занижение планки» предполагаемых результатов, тем более гибко способен он
реагировать на запланированные и внештатные ситуации образовательного
процесса. И если образовательная программа – это компас, то мониторинг – лоция
в бурном море образовательной деятельности.
Механизм отслеживания получаемых результатов в студии"Арт-дизайн"
Методы и формы контроля:
наблюдение;
мониторинг развития ребенка;
результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях,
соревнованиях и фестивалях различного уровня;
анкетирование;
тестирование «Отношениеобучающегося к занятиям»;
формирование портфолио.
Эта форма контроля дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором
профильного направления.
Мониторинг развития и деятельности обучающихся
Критерии оценивания
Фамилия, имя учащихся объединения
Чувство долга и ответственности
Увлеченность, эмоциональность
Изображение
Умение оценивать процесс деятельности
Способность воплощения оригинальных идей
Устремленность
Достижение
- Отлично; - Хорошо; - Удовлетворительно
Мониторинг развития обучающихся позволяет сделать анализ развития
конкретного ребенка за текущий учебный год, наметить план работы на
следующий год.
Способы отслеживания получаемых результатов в д/о"Свирель"
Результат1 года обучения.
Занятия в д/о"Свирель" формируют интерес к народным промыслам. Теоретически и практически ребята подробно ознакомятся с основами хохломской росписи и коротко с городецкой росписью и гжелью. За счет теоретического материала расширится кругозор детей, они узнают много нового и полезного из области искусства.
К концу года дети должны знать:
основы хохломской росписи: история, технология, колорит, виды хохломской росписи.
основные понятия: "ведущая" линия, "травка", орнамент, композиция,
"верховая" роспись, "под фон", и"кудрина";
основы городецкой росписи и гжели.
За год дети приобретут умения и навыки:
простейших приемов рисования"травки" и других хохломских элементов, а
также рисование элементов гжели и городца;
умение составлять свои композиции;
умение работать красками и кистью: концом кисти, всей плоскостью кисти;
умение работать с шаблонами сувениров, образцами элементов,
композиций;
навыки украшения, декорирования посуды и других изделий.
В воспитании приобретут:
навыки самостоятельности при изготовлении сувениров, их росписи;
умение доводить начатое дело до конца, ответственно относиться к своей
работе;
умение работать индивидуально и коллективно.
У обучающихся будет формироваться чувство красоты, способность
художественного изображения природы через Хохлому, а также через Гжель и
Городец. Изготовление и роспись изделий послужит формированию у детей
эстетического вкуса, уважительного и бережного отношения к труду, изделиям
народного творчества. На протяжении всех занятий у детей будет идти развитие
творческого воображения, моторики рук. В кружковцах будут воспитываться
такие качества, как аккуратность, добросовестность, усидчивость, терпение в
работе.
Итогом работы по всем темам будут служить выставки детских работ:
выставки на каждом занятии(в конце занятия на доске оформляются
готовые работы, можно устроить конкурс на лучшую работу);
выставка за месяц(отбираются лучшие работы, которые дети выполняют за
месяц, вывешиваются в кабинете);
итоговая выставка за год(привлекаются дети по сбору самых лучших
детских работ, выставка оформляется в ДДТ) .
Работы к выставкам отбирает детская комиссия, состоящая из детей,
занимающихся в объединении. В комиссию входит по 2 человека от каждой группы
свободного набора. Работы оцениваются по критериям:
сложность построения композиции;
сложность выполнения"оживки' в элементах;
внешний вид изделия: аккуратность выполнения работы.
Результат 2 года обучения
У обучающихся должен сформироваться интерес к фабричной технологии
хохломской росписи, к профессиям из области хохломского производства.
Теоретически и практически дети подробно познакомятся с особенностями
фабричной технологии, попробуют сами расписывать изделия по этой
технологии. При этом расширяется кругозор ребят. Также кружковцы
познакомятся с более сложными приемами рисования "кудрины", узнают об
изготовлении и росписи различных сувениров.
К концу года дети должны знать:
фабричную технология хохломской росписи: материалы, виды покрытий,
технология, оборудование;
особенности рисования "кудрины";
иметь представление о профессиях из области хохломского производства.
За год обучающиеся приобретут умения и навыки:
умение расписывать изделия по фабричной технологии;
умение рисовать более сложные элементы хохломской росписи, составлять
сложные композиции из элементов "кудрины"
умение работать с акриловыми красками.
В воспитании также должны быть изменения: обучающиеся будут более
осознанно, ответственно относится к своим работам и работам товарищей, смогут
по- настоящему оценить труд хохломских умельцев. У кружковцев должен
сформироваться интерес к выбору предстоящей профессии. Может быть, кто-то
из них станет настоящим мастером в хохломском искусстве. Итогом
работы объединения может стать большая выставка детских работ за год
(отбираются лучшие сувениры, изделия, выставка оформляется в ДДТ).
Результат 3 года обучения (группа“Мастер”).
Занимаясь в группе “Мастер”, дети подробно познакомятся с приемами
работы народных мастеров народной росписи, узнают много нового и полезного
для себя.
К концу года обучающиеся должны знать:
о языческих мотивах, символах в народных росписях; традициях иконописи
в народных росписях;
названия и характеристики красок;
виды лаков и растворителей, их применение;
принципы построения орнамента;
о росписи на теле и ногтях.
Обучающиеся научатся:
рисовать солярные знаки Хохломы;
самостоятельно изготавливать кисти;
работать инструментами, материалами;
устранять дефекты на древесине;
правильно переносить рисунок на плоскую поверхность изделия.
Получат:
умения и навыки составления различных видов орнамента.
В объединении у обучающихся идет развитие мышления, творческого
воображения, фантазии. Получая знания о работе настоящих художников,
занимаясь росписью изделий, у обучающихся воспитывается интерес к рабочим
профессиям в области хохломского производства. Итогом работы за год будет
участие в выставках различного уровня.
С целью отслеживания результатов и коррекции программы проводится
контроль: входящий - в начале учебного года (определяет уровень знаний);
промежуточный – конец первого полугодия ( дает возможность оценить знания,
умения, навыки на конец полугодия);
итоговый – в конце учебного года (является способом проверки результатов за учебный год); текущий (контроль оценивания в ходе наблюдений за деятельностью учащихся с помощью вопросов,
тестов, анализа творческих работ). В течение всего учебного года ведется
индивидуальный мониторинг творческих достижений учащихся, отмечается
активность участия в выставках различного уровня, оформляется творческий
отчет.