Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Заларинский агропромышленный техникум»
Классный час:
«Пасха.
Светлое Христово Воскресение!»
Выполнила:
Социальный педагог
И.В. Абуздина
п. Залари
2017 год
Цель мероприятия: Приобщение подростков и молодежи к православной культуре и христианским духовно-нравственным ценностям.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями и обрядами России;
- сформировать систему знаний о духовных истоках становления и развитии культуры русского народа;
- сформировать понимание смыслового и символического содержания православной атрибутики,
Место проведения: читальный зал библиотеки.
Целевая аудитория: обучающиеся ГАПОУ ИО «ЗАПТ»
Возрастная категория: подростки и молодежь от 15-ти до 20+
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- фонограмма с записью пасхального колокольного звона;
- электронный носитель с презентацией «Пасха. Светлое Христово Воскресение» (собственная разработка);
- реквизит для конкурсов.
Предварительная подготовка:
- подбор материалов для создания презентации;
- подбор материала для написания сценария;
- подбор фонограмм;
- создание презентации;
- написание сценария;
- разработка Положения выставки стенных открыток «Светлое Христово воскресение»;
- разработка Положения выставки «Пасхальная композиция»;
- консультирование участников обеих выставок;
- организационная работа по оформлению 2-х выставок;
- подготовка реквизита и элементов оформления.
Оформление: на стенах читального зала размещены выставочные пасхальные открытки, столы зрителей украшены выставочными пасхальными композициями, стол ведущего покрыт скатертью и украшен самоваром, чайной парой, корзинкой (хохломская роспись), вазой с букетом освященной вербы, в корзинке пасхальные яйца (бумажные, деревянные, куриные). Фонограмма с записью пасхального звона.
В мероприятие принимают участие обучающиеся, мастера, другие специалисты техникума.
Сценарий классного часа «Пасха - Светлое Христово воскресение».
В мероприятие принимают участие обучающиеся, мастера, другие специалисты техникума
Ведущие выходят на сцену.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Мы рады видеть вас по такому приятному поводу!
Вед 1: Во время наших предыдущих встреч мы с вами уже говорили о праздниках Рождества Христова и Крещении Господнем, почитаемым в России вот уже вторую тысячу лет.
Вед 2: Вы уже знаете, что у каждого из этих праздников своя история возникновения, своя красота, свои обычаи и обряды.
Вед 1: А сегодня мы с вами поговорим о празднике, который в России является самым главным среди православных праздников.
Вед 2: Этот праздник издавна называют Красным, т.е., красивым, лучшим, Этот день называют Торжеством торжеств.
Вед 1: Сегодня мы будем говорить о главном событие года для всех православных - Светлом Христовом воскресение. О Пасхе - так все мы с вами называем этот праздник.
На экране показ слайдов-иллюстрирующих рассказ ведущих.
Вед 2: Более двух тысяч лет назад в семье плотника Иосифа и Марии появился на свет ребенок. Родился он в сырой и холодной пещере, где мать и отец остановились передохнуть после дальней дороги – они спасали свое дитя от кровожадного иудейского царя Ирода. Спеленали родители мальчика и положили в ясли к ягнятам. Это и был Сын Божий, Иисус Христос. Когда пришел он на землю, в небе вспыхнула особенная светлая звезда.
Вед 1: Долго путешествовал Иисус Христос по земле, сначала с родителями, потом со своими учениками, многие из которых были гораздо старше Иисуса, но все же люди верили ему и шли за ним. Иисус Христос предсказывал будущее, учил жить честно и мирно. Он говорил, что грешно не только убивать, но и сердиться, браниться, обижать друг друга. Надо делать добро, помогать тем, кому трудно. Много чудес сотворил Христос на земле: исцелял больных, слепых, помогал бедным людям, даже воскрешал из мертвых.
Вед 2: Однако нашлись люди, которым не нравилась вера Христа, его сила и могущество. Среди верных его учеников нашелся один предатель, которого звали Иуда – он за деньги согласился выдать место, где находится Иисус. Иуда обрек своего Учителя на верную гибель.
Много страданий пришлось перенести Иисусу Христу перед смертью: несправедливый суд, издевательства и побои. А затем его распяли — гвоздями прибили к кресту руки, ноги и подняли крест над землей. Но даже перед смертью Христос молился за своих врагов, он говорил: “Они не ведают, что творят”. Казнь Христа произошла в пятницу.
Вед 1: Верующие люди под покровом грозовой ночи сняли с креста тело Иисуса и временно похоронили его в пещере, вход в которую стражники завалили огромным камнем. Поскольку по существующему у евреев обычаю в субботу ничего нельзя было делать, ученики Христа тайно договорились прийти к нему в воскресенье, смазать тело благовониями и достойно похоронить.
Вед 2: Раньше других к пещере подошли женщины и увидели, что вход отворен, стражники исчезли, а тела Иисуса Христа нет. И появившийся ангел в белых одеждах сказал им: “Он воскрес...”.
Вед 1: Еще при жизни Иисус говорил своим ученикам: “На третий день после смерти я воскресну”. Так и случилось.
Вед 2: Именно в Пасхе заключается главный смысл Православной веры – сам Бог стал человеком, принял на себя грехи всех людей и умер мучительной смертью за нас с вами. А воскреснув, избавил души всех нас от власти смерти и греха.
Вед 1: Поэтому Пасха отмечается с торжеством и радостью.
Показ останавливается на каком-либо пасхальном слайде – он остается экранной заставкой на все мероприятие.
Звучит фонограмма с записью пасхального колокольного звона.
Входит группа студентов (4-5 человек), выстраивается на авансцене в линейку. Фонограмма тише - звучит фоном.
1-й: На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Второй день его рождения.
(после этих слов фонограмма звучит громко 5-6 сек., потом снова тише – звучит фоном)
2-й: Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Все вместе: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
(после этих слов фонограмма звучит громко 5-6 сек., потом снова тише – звучит фоном)
3-й: С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Все вместе: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
(после этих слов фонограмма звучит громко 5-6 сек., потом снова тише – звучит фономом)
4-й: Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Все вместе: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
(после этих слов фонограмма звучит громко 5-6 сек., потом снова тише – звучит фоном)
Ведущие инициируют аплодисменты. Фонограмма выключается, группа уходит с авансцены, усаживается поблизости.
Вед 1: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое Прощеное воскресенье? Когда его отмечают? И что люди делают в этот день? Что при этом говорят?
Обучающие высказывают свои варианты ответов.
Вед 2: Итак, подведем итоги услышанного: Прощенным считается воскресенье за неделю до праздника Пасхи. В этот день все православные искренне просят друг у друга прощения и прощают другим все обиды.
Вед 1: Давайте посмотрим, как примерно это происходит.
Двое юношей выходят на авансцену, встают лицом друг к другу - в пол-оборота к зрителям. Здороваются друг с другом.
1-й юноша: Слушай, Иван, сегодня последнее воскресенье перед Пасхой - прощенное называется, все друг у друга прощения просят…. Прости и ты меня, пожалуйста, если я тебя чем-то обидел в этом году…
Иван: Бог тебя простит, и я тебя прощаю! Мне тоже дед говорил, что в этот день надо прощения просить…Так что и ты, Сергей, прости меня, пожалуйста, если обидел…
Юноша: Бог тебя простит, и я тебя прощаю!
Юноши пожимают друг другу руки и уходят с авансцены. Ведущие инициируют аплодисменты.
Вед 1: Это, конечно, приблизительный текст – каждый из вас сам подберет нужные слова, но обязательно должны прозвучать слова « прости меня» и «я тебя прощаю».
Вед 2: Да, ведь к празднику Пасхи мы должны прийти с чистым сердцем.
Вед 1: Ребята, вам, конечно с детства знаком обычай красить и обмениваться ими на Пасху, а после троекратно христосоваться.
Вед 2: Давайте, и мы с вами похристосуемся, точнее, посмотрим, как это покажут наши сегодняшние помощники.
На авансцену выходит двое юношей и две девушки. Встают парами лицом друг к другу - в пол-оборота к зрителям.
1-й юноша: Малиновый звон над рекою плывет.
Служба пасхальная в храмах идет.
2-й юноша: Слышно везде, раздается окрест:
Юноши вместе: «Христос воскрес!»
Девушки вместе: «Воистину воскрес!»
На последних словах обмениваются крашеными яйцами и троекратно целуются. Уходят с авансцены. Ведущие инициируют аплодисменты.
Вед 1: Торжествовать после страшных мук, испытаний – наверное, очень свойственно русскому характеру, о чем и поговорка: «Наша Пасха – шире Рождества».
Вед 2: В России живут люди разных национальностей. Они верят в разных богов и ходят в разные храмы: церкви, костелы, мечети, синагоги. Верить в бога или нет — это личное дело каждого человека, это его право, данное ему Конституцией нашей страны.
Вед 1: Главное, чтобы люди разных национальностей и разных вероисповеданий с уважением относились друг к другу, жили в мире и согласии.
Вед 2: Подготовка к празднованию Пасхи у христиан начинается с великого сорокодневного поста, во время которого не разрешается, есть мясо, яйца, молочные продукты, сдобную выпечку и т.п. Скажите, ребята, как называется пища, запрещенная во время поста?
Звучат варианты ответов учащихся, ведущий акцентирует внимание на правильном ответе.
Вед 1: За неделю до Пасхи отмечается Вербное воскресенье - праздник Входа Господня в Иерусалим. Тогда Иисуса встречали пальмовыми ветвями, а в нашем климате к этому дню, как правило, распускается верба. Прутики вербы святят в церквях и храмах – и они становятся символами приближающегося светлого праздника.
Вед 2: Распустившиеся пушистые почки на Руси считались целебными, наделенными большой силой: говорили, что соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой.
На этих словах Вед. №1 раздает вербные веточки присутствующим.
Вед 2: Освященные веточки, размещенные над дверями, за иконами, под крышами домов были талисманами от болезней и прочих несчастий. Через год веточки менялись, но старые букетики ни в коем случае не выбрасывались, а бережно закапывались в укромном месте усадьбы.
Вед 1: Последнюю неделю перед Пасхой называют “Страстной неделей”, т.е. страшной, мучительной – потому, что всю эту неделю мучили и пытали Христа. В эту неделю даже неверующим людям стоит воздержаться от развлечений и веселья. И еще в это время в домах чисто убирают: моют, метут, стирают, штопают, чистят и т. д. Понедельник после Вербного воскресенья – начало Страстной Недели. В четверг хозяйки начинают готовить праздничную еду: печь куличи и пасхи, красить яйца, стараются приготовить много мясных блюд.
Вед 2: Пятница страстной недели считается самым тяжелым днем – в этот день Христа убили.
К воскресенью готовят и особое блюдо — сырную пасху из творога, масла, яиц, сахара. Завершается страстная неделя Великой субботой – Христос покоится во Гробе; еще её называют красильной субботой – в этот день красили яйца.
Вед 1: Ребята, а как появилась традиция красить яйца?
Звучат варианты ответов учащихся.
Вед 2: Давайте, послушаем историю возникновения пасхальной традиции крашения яиц.
Наталья Анатольевна: Здравствуйте, ребята. Традиция крашения пасхальных яиц удивительна и красива, как и другие пасхальные обычаи и обряды. Итак, после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и рассказывать людям о нем и его вере. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в роскошный императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо
Вед 1: Поговорка «Дорого яичко ко Христову дню» означает, что все хорошо, когда выполнено вовремя, но эта поговорка имеет и вполне конкретное временное содержание, ведь крашенное яйцо – неотделимый от этого праздника красивый и радостный символ.
Н.А.: А вы знаете, какие есть виды окраски пасхальных яиц?
Обучающиеся высказывают свое мнения
Н.А. сопровождает свой рассказ демонстрацией наглядных пособий – пасхальных яиц, раскрашенных различными способами, при необходимости ведущие помогают ей.
Н.А.: Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Для крашенки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на крашенке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сначала яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отче нашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.
На экране идет показ слайдов – ювелирные пасхальные украшения фирмы К. Фаберже.
Вед 1: Особое место среди работ известнейшего русского ювелира Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи.
Вед 2: Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков.
По окончанию показа на экран выставляется пасхальная заставка.
Вед 1: Пасху всегда отмечают с необычайной торжественностью. В Великую субботу, предшествующую празднику, верующие приходят в храм. Священнослужители облачаются в великолепные светлые одежды и перед самой полуночью с крестом и церковными знаменами они совершают вокруг церкви крестный ход. Следом за ними с зажженными свечами в руках идут верующие. А в это время с колокольни льется радостный перезвон колоколов. Служба в церкви продолжается до самого утра. В конце ее люди приветствуют друг друга словами:
- Христос воскрес!
- Воистину воскрес!
Вед 2: Одна пасхальная примета говорит о том, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набрать там воды и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, ни с кем не разговаривая, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды. Такой "молчальной" водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д. Попробуйте.
Вед 1: В конце пасхальной службы происходит освящение праздничной еды: пасхи, куличей, яиц. Затем люди возвращаются домой, зажигают свечи, лампады и накрывают праздничный стол. После сорокодневного поста первым следует съесть яйцо, освященное в церкви, а уже затем остальные угощения.
Вед 2: Ребята, а у вас есть знакомые, родственники, которые соблюдают пост? Возможно, вы сами поститесь?
Вед 1: Итак, радостный перезвон с колоколен церквей и храмов возвестил: «Христос воскрес!». Закончился Великий пост, закончился запрет на игры и развлечения – теперь можно и поиграть.
Вед 2: Непременной принадлежностью празднования Пасхи в России до сих пор остаются игры с пасхальными яйцами — их катание и битье. Катают яйца по специальному желобу — чье дальше укатится, тот забирает все яйца.
Ведущие устанавливают реквизит, приглашают игроков.
Игра «Горка».
По окончанию реквизит убирается.
Вед 1: Всем с детства хорошо знакома еще одна пасхальная игра битки. В битье яиц традиционно участвуют двое: они крепко держат яйца в руке и одновременно ударяют их друг о друга. Выигрывает тот, у кого скорлупа яйца останется неповрежденной. Победитель забирает себе битое яйцо соперника и может принимать участие в новом поединке. Итак, желающие поиграть – выходите.
Игра «Битки»
Вед 2: Говорят, что находятся и такие хитрецы, которые ходят “биться” с каменными яйцами. Можно только представить, что ожидает этих мошенников, если их обман раскроется...
Вед 1: Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка.
Вед 2: Ребята, а сейчас мы приступим к церемонии награждения участников выставки «Пасхальная композиция».
Идет церемония награждения всех участников.
Вед 1: Всем участникам, их помощникам и консультантам большое спасибо! А теперь, давайте, мы с вами вспомним еще одну пасхальную забаву!
Ведущие объясняют правила игры, выставляют реквизит.
Игра “Прокати яйцо носом”
По окончанию реквизит убирается.
Вед 2: Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.
Вед 1: К Святому дню Пасхи приурочено много добрых обычаев. Издавна считается, что добрые дела, совершенные в пользу других людей, особенно людей, обделенных судьбой, помогают нам снять со своей души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.
Вед 2: А вот еще обычай, который надо соблюдать. Всю первую неделю после Пасхи – она называется Светлая седмица, православные обязательно занимаются благотворительностью: раздают одежду и обувь или относят ее в церковь – можно даже ношенную, но выстиранную, починенную и отглаженную – ее готовили во время поста. Подавали нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме.
Вед 1: Ребята, и в наше время необходимо посещать больных, пожилых и старых людей, людей бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Посмотрите вокруг, возможно, ваши соседи и есть такие люди: пожилые, нуждающиеся в помощи – спросите их – чем вы можете им помочь, не стесняйтесь предложить свою помощь.
Вед 2: Возможно, двое-трое откажутся от нее, а четвертый очень нуждается в ней. Это может быть помощь по дому, по хозяйству, помощь одеждой или обувью – узнайте нужный размер – спросите у тех людей, кто мог бы вам помочь в этом милосердном деле.
Вед 1: Наконец, можно собрать накопившиеся за год журналы и газеты и отнести их в стационарное помещение поликлиники – где подолгу лечатся больные люди, им будет, чем занять свой досуг.
Вед 2: А теперь давайте, поговорим о пасхальных приметах. Вы знаете хоть одну? А ведь их не мало.
Вед 1: В славянской народной культуре с праздником Пасхи связывалось множество верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Так, например, согласно общему для всех славян поверью, с первого дня пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле.
Вед 2: При этом небесные странники выглядят как простые нищие в старых одеждах. Странствуя, они проверяют наше милосердие, смотрят – отзывчивы мы на горе другого человека или нет.
Вед 1: По народным представлениям, на Пасху становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, чего очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна, если он тоже присутствует в храме: он будет стоять спиной к алтарю, с рожками на голове.
Вед 2: А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.
Вед 1: Пасха ассоциировалась у русских людей с чудесным исполнением желаний. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным.
Вед 2: Свои пасхальные приметы и обычаи имелись у девушек. Например, существует обычай на Светлой неделе (и особенно в первый день Пасхи) умываться водой с красного яйца и серебра, чтобы быть румяной и красивой; или вставать на топор, чтобы быть здоровой.
Вед 1: Повсеместно считается, что если во время праздничной утренней службы девушка помолится Богу и попросит его послать ей жениха, то ее желание непременно исполнится в самом скором времени.
Вед 2: Вот видите, сколько всего интересного связано с великим праздником Пасхи. А еще по погоде на Пасху смотрят, какой будет год: если пойдет дождь – вся весна дождливая будет. Если на Пасху небо ясное и солнце светит – то будет хороший урожай и теплое лето.
Вед 1: Ну, а теперь, давайте проверим вашу быстроту и ловкость.
Игра «Не урони яйца»
Вед 2: А в старину на Пасху был красивый обычай – в первую пасхальную неделю – Светлую седмицу – любой желающий мог попробовать позвонить в колокола. Надо было только спросить разрешения у батюшки в церкви.
Вед1: А давайте, и мы с вами послушаем колокольный звон!
Прослушивание записи пасхального колокольного звона 1-2 минуты.
Вед 2: Дорогие ребята, наша встреча подошла к концу. Позвольте назвать имена тех, кто принимал участие в подготовке и проведение нашей встречи.
Называются ФИО мастеров, студентов-помощников, звукооператора и т.д.
Вед 1: В Светлый праздник Пасхи мы желаем всем Вам, чтобы жили Вы, беды не зная! До свидания!
Вед 2: Спасибо за внимание!
Приложение №1
Вопросы
викторины «Что я знаю о русской Пасхе».
ФИО участника____________________________________________________
№ группы_______________
В каком году произошло крещение Руси?
Кто считается инициатором Крещения населения Руси?
Какая религия господствовала на Руси до Крещения?
Что означает слово «пасха»?
Почему родители Иисуса Христа были вынуждены скрывать его от царя Ирода?
Сколько вы знаете технологий раскрашивания пасхальных яиц? Перечислите их.
Из каких ингредиентов готовится блюдо пасха? Перечислите их.
Как называется пища, запрещенная во время религиозных постов?
Распишите по дням недели, что было принято делать в Страстную неделю.
Как звали императора, чье имя упоминается в истории возникновения традиции красить пасхальные яйца?
Какое благо для всех людей совершил Иисус Христос, умерев кресте?
Назовите имя римского чиновника, который по общепринятому мнению возглавлял суд над Иисусом?
Сколько дней длится Великий пост?
Почему по народному поверью в Пасху нельзя лить и бросать что-либо за окно?
Что в первую очередь съедает человек, соблюдавший Великий пост?
Почему Пасха считается главным праздником в православии?
Назовите имена 12-ти апостолов – учеников и друзей Иисуса Христа.
Почему Прощеное воскресенье отмечается перед Пасхой?
Как называлась гора, на вершине которой водрузили крест с распятым Иисусом Христом?
На какой день Иисус воскрес из мертвых?
Подберите синонимы к слову «воистину».
Какие существуют посты в православном календаре? Перечислите их.
Напишите молитву «Отче наш».
Почему пятница Страстной недели считается самым тяжелым днем?
Назовите имя и фамилию основателя российской ювелирной формы, знаменитой пасхальными яйцами.
Как называется первая неделя после Пасхи?
С какой целью русские крестьяне катали по пашне пасхальные яйца?
Что означает имя Иисус Христос?
Какие продукты запрещено употреблять в пищу во время Великого поста? Назовите 5-6.
Каким образом окончил свою жизнь Иуда, предавший Христа? Как вы думаете, почему?
Как называется колокольный звон, оповещающий о воскрешение Иисуса Христа или о любой другой хорошей новости?
Что означает понятие «четвергова соль»? В каких целях она применялась?
Знаете ли вы какое-либо стихотворение о празднике Пасха? Напишите его.