СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционного занятия. Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СПИННОЙ МОЗГ.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов отделение Лечебное дело первого курса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекционного занятия. Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СПИННОЙ МОЗГ.»

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

министерства здравоохранения Хабаровского края









МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ



По дисциплине: «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»


Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СПИННОЙ МОЗГ.


Специальность: «Лечебное дело»





Составила: преподаватель

Кокшарова Н.У.









ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«НЕРВНАЯ СИСТЕМА»

Тема: «Спинной мозг: строение и функции»

I. Мотивация изучении темы:





II. Цели занятия:



Воспитательная цель:

  • прививать чувства ответственности;

  • прививать любовь к профессии.



Развивающие:

  • развивать творческое мышление, через привитие умений работать с

дополнительной литературой;


III Методы обучения:

  • словесно-наглядный

  • демонстративный, иллюстративный


IV. Основные этапы занятия, ориентировочное время их проведения:


Y. Место проведения:

  • каб. № 211(анатомии),

  • видеозал.

  • компьютерный зал

VI. Оснащение занятия

VII. Межпредметные связи:

Хирургия, терапия, акушерство, педиатрия.


Внутрипредметные связи:

VIII. Продолжительность занятия - 90 минут.

IY. Основные этапы занятия, ориентировочное время их проведения:


Этап

Содержание этапа

Цель

Время

Организационная часть (отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятиям).

Воспитание дисциплины

2 мин

Мотивация учебной деятельности: цели занятия. Обосновать актуальность темы, включая региональный компонент.

Активизировать познавательную деятельность студентов. Создать мотив для изучения темы. Мобилизация внимания для работы на занятиях

3 мин

Контроль знаний студентов. Основные вопросы изученного материала. Фронтальный опрос студентов.

Цель: активизации внимания,

определения общей подготовленности группы к занятию, определения

уровня усвоения материала, развития речи, логического мышления.

10-15

мин

Самостоятельная работа и самоконтроль:

а. составление таблицы «Гормоны и их физиологическая характеристика»

б. самоконтроль по двум вариантам


Формирование теоретической базы. Создать мотив для практической деятельности



45-55

мин

Итоговый контроль - тестирование

Формирование теоретической базы. Закрепить мотив к познанию данной темы. Развитие познавательных процессов: речи, памяти, мышления.

15-25 мин

Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Индивидуальное задание. Составление схем работа. С анатомическим словарем. Указываю страницы в учебной литературе.

Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Психических процессов: воли, дисциплины. Развитие умения самостоятельной работы.

3 мин




Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов


Задание №1


1. Используя плакаты «Атлас нормаль­ной анатомии человека» В.Я. Липченко и др., 1988, с.263-266, учебники Е.А. Воробьевой и др., «Анатомия и физиология», 1987, с.329-334; Л.Ф. Гаврилова и др., «Анатомия», 1986, с.279-287; «Лекции по анатомии и физиологии» изучите топографию и строение спинного мозга. Определите и назовите части спинного мозга (шейную, грудную, поясничную, крестцовую, копчиковую) и одноимен­ные сегменты - участки спинного мозга, соответствующие двум парам корешков (двум передним и двум задним). Выделите так же два заметных утолщения в шейном и поясничном отделах, мозговой конус и тонкую терминальную (концевую) нить. Найдите на передней поверхности спин­ного мозга переднюю срединную щель, на задней - менее выраженную заднюю срединную борозду, которые разделяют спинною мозга на свя­занные между собой правую и левую симметричные половины. Покажите на каждой половине слабо выраженные переднюю и заднюю латеральные (боковые) борозды, первая из которых является местом выхода из спинного мозга передних двигательных корешков, а вторая - местом проник­новения в мозг чувствительных корешков спинномозговых нервов. Эти борозды служат также границей между передними, боковыми и задними канатиками спинного мозга. Рассмотрите передние, задние корешки, спинномозговые узлы, лежащие в зоне соединения корешков, и спинно­мозговые нервы, образованные путем соединения обоих корешков.

  1. Изучите на поперечном срезе спинного мозга топографию и строение серою и белого вещества. Найдите серое вещество, а в нем передние, задние и боковые рога, соответствующие одноименным стол­бам целого спинного мозга, а также белое вещество, а в нем передние, задние и боковые канатики. Запомните, что в сером вещество (ядрах) пе­редних рогов находятся двигательные нейроны (мотонейроны), задних - вставочные чувствительные нейроны, боковых - вставочные вегетативные нейроны. Кроме того, в сером веществе имеются особые тормозные вставочные нейроны - клетки Б.Реншоу, которые могут тормозить мотонеироны передних рогов. Отметьте, что на уровне шейных сегментов между передними и задними рогами и верхнегрудных сегментов между боковыми и задними рогами в белом веществе, примыкающем к серому, расположены нейроны ретикулярной формации. Чувствительные рецепторные нейроны расположены в прилежащих межпозвоночных спинно­мозговых узлах, а эфферентные вегетативные нейроны в ганглиях на раз­ном расстоянии от спинного мозга. Запомните также, что в белом веще­стве передних канатиков находятся преимущественно нисходящие прово­дящие пути (пирамидный - передний корково-спинномозговой путь -
    латеральный и экстрапирамидные рефлекторные ретикулоспинальный,
    тектоспинальный, вестибулоспинальный двигательные пути), боковых канатиков - и восходящие, и нисходящие пути: передний и задний спинно-мозжечковые пути В. Говерса и П. Флексига, латеральный

спинно-таламический путь, латеральный корково-спинномозговой (пирамидный) путь, руброспинальный (экстрапирамидный) путь. В белом веществе задних ка­натиков спинного мозга находятся восходящие проводящие пути: тонкий (нежный) пучок Ф. Голля и клиновидный пучок К. Бурдаха

  1. Зарисуйте в альбомы объемную реконструкцию и поперечный
    разрез спинного мозга из плаката или рис.176 на с.265 "Атласа ..."
    В. Я Липченко и др.


Задание № 2


1. Используй рекомендованную литературу, изучите основные функции спинного мозга рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция спинного мозга осуществляется сег­ментарными рабочими центрами, нейроны которых непосредственно связаны с рецепторами и рабочими органами. Запомните, что каждый сегмент спинного мозга иннервирует три метамера (поперечных отрезка) тела: свой собственный - средний, один выше и один ниже. Таким обра­зом, каждый метамер тела получает

чувствительность от трех корешков, а скелетные мышцы получают двигательную иннервацию от трех сосед­них сегментов спинного мозга. В спинной мозг поступает афферентации от рецепторов кожи, двигательного аппарата, кровеносных сосудов, пищеварительного тракта, выделительных, половых органов и т.д. Эффе­рентные импульсы от спинного мозга идут к скелетным мышцам, в том числе к дыхательным - межреберным, диафрагме, к внутренним органам, кровеносным сосудам, потовым железам и т.д. Вышележащие отделы ЦНС, не имея прямой связи с периферией, управляют ею посредством сегментарных центров спинного мозга.


2. Для характеристики рефлекторной функции спинного мозга в качестве теста па функциональное состояние организма в целом и двига­тельного аппарата в частности большое значение имеют сухожильные и кожные рефлексы. Познакомьтесь с наиболее часто определяемыми в клинической практике сухожильными и кожными (спиральными) реф­лексами.

(см. таблицу)


Сухожильные и кожные рефлексы, наиболее часто определяемые в

клинической практике

Название рефлекса

Способ обнаружения

Двигательный эффект

Центр рефлекса

Ахиллов

Постукивание по ахиллову сухожилию

Подошвенное сгибание стопы

I-1I

крестцовые сегменты

Брюшные поверхностные

Штриховое раздражение кожи живота

Сокращение брюшных мышц


VII -XII грудные сегменты

Коленный

Постукивание по сухожилию четырехглавой мышцы бедра

Разгибание в коленном суставе

II-IV поясничные сегменты

Локтевой

Постукивание по сухожилию двуглавой мышцы плеча

Сгибание в локтевом суставе

V-VI шейные сегменты

Пястно-лучевой

Постукивание по сухожилию лучевого сгибателя запястья

Сгибание кисти в лучезапястном суставе

V-VI1I шейные сегменты

Разгибательный рефлекс предплечья

Постукивание по сухожилию трехглавой мышцы плеча

Разгибание предплечья в локтевом суставе

VII-VIII шейные сегменты

Подошвенный

Штриховое раздражение кожи подошвы

Сгибание пальцев и стопы

I-II крестцовые сегменты



3. Рассмотрите основные восходящие и нисходящие проводящие пути белого вещества спинного мозга и постарайтесь запомнить их назначение (функции).


К восходящим путям относятся:

  1. Передний спинно-таламический путь - это афферентный путь
    осязания и давления (тактильной чувствительности).

  2. Латеральный спинно-таламический путь - это путь болевой и температурной чувствительности.

  3. Передний и задний спинно-мозжечковые пути (В. Говерса и
    Х. Флексига) - это афферентные пути мышечио - суставной (проприоцептивной) чувствительности мозжечкового направления.

  4. Тонкий пучок Ф. Голля и клиновидный пучок К. Бурдаха - это
    афферентные пути мышечно-суставной (проприоцептивной) чувствительности коркового направления от нижних конечностей и нижней половины туловища и соответственно от верхних конечностей и верхней половины туловища,


К нисходящим путям относятся:

1) Передний и латеральный корково-спинномозговые (пирамидные) пути - проводят импульсы произвольных движений от коры большого мозга к передним рогам спинного мозга (управление осознанными движениями).

2) Экстрапирамидные пути, осуществляющие управление непроиз­вольными движениями: ретикулярно-спинномозговой (ретикулоспинальный), покрышечно-спинномозговой (тектоспинальный), преддверно-спинномозговой (вестибулоспинальный) и красноядерно-спинномозговой (руброспинальный) пути.

Задание № 3

  1. Проверьте по тестам «Тестовых зада­ний ...», кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили знания о строении, функциях спинного мозга и материал темы в целом.

  2. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля; тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).



































Контрольные вопросы


  1. Схема строения нервной системы.

  2. Функции соматической и вегетативной нервной системы.

  3. Форма, длина и масса спинного мозга.

  4. Топография, верхняя и нижняя границы спинного мозга.

  5. Оболочки спинного мозга.

  6. Части и сегменты спинного мозга.

  7. Утолщения на спинном мозге и наличие борозд на его поверхности.

  8. Серое вещество спинного мозга и его строение.

  9. Функции нейронов передних, задних и боковых рогов спинного
    мозга.

10.Белое вещество спинного мозга и его строение.

11.Из чего состоят передние и задние корешки спинного мозга?

12.Топография и строение спинномозговых узлов.

  1. Образование и строение спинномозговых нервов.

  2. Рефлекторная функция спинного мозга.

15.Рефлекс, рефлекторная дуга и ее основные звенья.

1б. Что иннервирует каждый сегмент спинного мола?

17. Назовите наиболее часто определяемые в клинической практике сухожильные и кожные рефлексы.

18. Проводниковая функция спинного мозга.

19. Восходящие пути спинного мозга.

20.Нисходящие пути спинного мозга.
























Задание на дом к следующему занятию


Тема: Спинномозговые нервы.


Литература

  1. Воробьева Е.А. и др. Анатомия и физиология - 1987- с.380-386.

  2. Гаврилов Л.Ф. и др. Анатомия. - 1986 – с.314-319.

  3. Липчеико В.Я. и др. Атлас нормальной анатомии человека. - 1988. - с.291-298.

  4. Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии.






































Морфофункциональные и ситуационные задачи


Задача № 1

Что представляют собой нервные волокна, входящие в состав пе­редних и задних корешков спинного мозга?


Задача № 2

Какова закономерность распределения нервных волокон в спинно­мозговых корешках и что будет наблюдаться при перерезке передних и задних корешков спинного мозга?


Задача № 3.

Что является структурно-функциональной единицей спинного мозга и как она обеспечивает чувствительную и двигательную иннервацию тела человека?


Задача № 4.

Что такое спинномозговая пункция и где наиболее безопаснее ее проводить, не опасаясь повреждения спинного мозга?


Задача № 5.

Какие двигательные сегментарные расстройства возникают при поражении переднего рога или переднего корешка спинного мозга и како­вы соотношения между сегментами спинного мозга и мышцами?


Задача № 6.

Моряк дальнего плавания, 45 лет, в прошлом 15 лет назад перенес сифилис (люэс), по поводу которого провел несколько курсов лечения до выздоровления. В течение последнего года стал отмечать покалывание, ощущение ползания мурашек, онемение, кратковременные стреляющие боли в ногах и других частях тела, снижение вибрационной чувствитель­ности, тонуса мышц, неустойчивость при ходьбе, особенно в темноте и с закрытыми глазами. Одновременно с неуверенной походкой и другими неприятными ощущениями появилась задержка, а затем недержание мочи, импотенция и т.д.

Объективно: глубокая мышечно-суставная (проприоцептивная) чувствительность и координация движения нарушены (атаксическая поход­ка), положителен симптом М. Ромберга (при стоянии с закрытыми глазами больной покачивается в разные стороны - статическая атаксия). Сухожильные рефлексы (коленный, ахиллов) на ногах отсутствую. Зрачки разных размеров (анизокория), реакция зрачков на свет резко снижена при сохранности ее на конвергенцию и аккомодацию. Реакция Л. Вассермана положительная.

Что можно предположить у данного больного и какие морфологические изменения в спинном мозге помогают понять причину расстрой­ства координации движения (атаксической походки)?





ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ

Задача № I.

Нервные волокна, входящие в состав передних корешков спинного мозга, представляют собой аксоны двигательных нейронов (мотонейро­нов) передних рогов, а также относящихся к вегетативной нервной сис­теме клеток, расположенных в боковых рогах грудных и поясничных

сегментов. Нервные волокна, образующие задние корешки спинного моз­га, представляют собой аксоны псевдоуниполярных чувствительных (рецепторных) нейронов, расположенных в прилежащих межпозвоночных спинномозговых ушах.

Задача № 2.

Передние спинномозговые корешки содержат центробежные двигательные нервные волокна, а задние - центростремительные чувствитель­ные волокна. Этот факт получил название закона распределения аффе­рентных и эфферентных волокон в спинномозговых корешках, или зако­на Ф. Мажанди (1822). Поэтому при двусторонней перерезке задних ко­решков спинного мозга у собаки (или другого животного) чувствитель­ность исчезает, передних корешков - чувствительность сохраняется, но тонус мышц конечностей исчезает.

В дальнейшем было показано, что в передних корешках проходят, кроме двигательных нервов скелетной мускулатуры, также другие эфферентные нервные волокна - вегетативные: сосудистые, секреторные, к гладкой мускулатуре. Но из наличие не противоречит закону Ф. Мажанди, так как все они являются эфферентными.

Задача № 3.

Структурно-функциональной единицей спинного мозга является сег­мент. On представляет собой участок спинного мозга, соответствующий одной паре двигательных и одной парс чувствительных корешков. Обе пары корешков находятся на одном уровне. Всего имеется 31 сегмент: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых. Установлено, что каждый сегмент спинного мозга иннервирует три попе­речных отрезка, или метамера, тела: свой собственный, один выше и один ниже. Следовательно, каждый метамер тела получает чувствитель­ные волокна от трех корешков (фактор надежности). Скелетные шлицы также получают двигательную иннервацию от трех соседних сегментов спинного мозга. Поэтому при ограниченном поражении одного-двух сег­ментов заметных расстройств обычно не наступает. Правда, опыт отече­ственных нейрохирургов (при грыжевидных выпячиваниях межпозвоноч­ных дисков, при ранении грудных нервов) показал, что иногда поражение и одиночного корешка может обусловить ослабление соответствующего уровню поражения кожного брюшного рефлекса или возникновение уз­кой полоски относительного понижения кожной чувствительности.


Задача № 4.

Спинномозговая (люмбальная) пункция - это введение иглы в спин­номозговой (позвоночный) канал с диагностической или лечебной целью. Спинномозговую пункцию используют также при спинномозговой анесте­зии. Как известно, спинной мозг заканчивается на уровне 1-П пояснич­ных позвонков, а подпаутинное пространство продолжается до второго крестцового позвонка. Поэтому между этими точками (чаще между III и IV или между II и III поясничными позвонками), где спинного мозга уже нет и где внутри позвоночного канала находятся корешки конского хво­ста, омываемые ликвором, с помощью специальной пункционной иглы можно (не повредив спинной мозг) проникнуть в подпаутинное простран­ство и получить образец спинномозговой жидкости. Детям из-за более низкого расположения спинного мозга нельзя производить люмбальную пункцию между II и III поясничными позвонками, у них поясничный прокол делается между III и IV или между IV и V поясничными позвон­ками.

Исследование спинномозговой жидкости крайне необходимо для подтверждения наличия у больного менингита или субарахноидального кровоизлияния.

Задача № 5.

При повреждении переднего рога или переднего корешка двигатель­ные сегментарные расстройства носят характер периферического пара­лича с утратой рефлексов, атонией и атрофией мышц, сопровождающей­ся так называемой реакцией перерождения (изменением, электровозбу­димости мышц). Паралич, или плегия, - это отсутствие движения в мыш­це или в группе мышц в результате перерыва двигательного рефлектор­ного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом. В зависимости от распространенности параличей различают моноплегию (паралич мышц одной конечности), гемиплегию (паралич мышц одной половины тела), параплегию (паралич мышц верх­них или нижних конечностей), тетраплегию (паралич мышц всех четырех конечностей).

Соотношения между сегментами спинного мозга и мышцами кратко могут быть представлены следующим образом:

I-IV шейные сегменты интернируют шейную мускулатуру и диа­фрагму;

V-VIII шейные и I грудной сегменты иннервируют мышцы верхних конечностей;

II-XII грудные и 1 поясничный сегменты иннервируют мускулатуру туловища;

II-V поясничные и I-II крестцовые сегменты иннервируют мышцы нижних конечностей;

III-V крестцовые сегменты иннервируют мышцы промежности и мо­чеполовые органы.


Задача № 6.

У больного, по-видимому, имеется спинная сухотка, сухотка спинного мозга, - одна из форм позднего прогрессирующего нейросифилиса. Она развивается у 2-3% больных сифилисом, в основ­ном, в тех случаях, когда лечение было недостаточным или не проводи­лось вообще. Период времени от заражения сифилисом до первых кли­нических проявлений спинной сухотки составляет от 6 до 30 лет (чаще 10-15 лет). При этом заболевании наблюдается дегенерация задних чувст­вительных корешков и задних канатиков (тонкого пучка Ф. Голля и кли­новидного пучка К. Бурдаха) спинного мозга. Поскольку пучки Ф. Голля и К. Бурдаха являются афферентными путями мышечно-суставной (проприоцептивной) чувствительности коркового направления от нижних ко­нечностей и нижней половины туловища и, соответственно, от верхних конечностей и верхней половины туловища, поэтому их поражение пре­кращает ноток афферентных импульсов в мозг от проприорецепторов мышц названных областей и вызывает расстройство координации движе­ний. И хотя эфферентные импульсы поступают из мозга в мышцы и вы­зывают их сокращения, процесс этот не контролируется и не регулирует­ся, так как отсутствует обратная связь, без которой невозможно управле­ние двигательными актами и выполнение точных и плавных движений. Потеря чувствительности приводит, кроме того, к ослаблению мышечно­го тонуса





















КРОССВОРДЫ






По горизонтали:

  1. Одна из функций спинного мозга,

  2. Часть нервной системы по топографическому принципу.

  3. Верхняя часть спинного

мозга.



По вертикали:

  1. Причинно обусловленная реакция организма на

раздражение, осуществляемая при обязательном

участии ЦНС.

  1. Господствующий очаг возбуждения в ЦНС,

изменяющий и подчиняющий себе работу всех других

нервных центров.



По горизонтали:

  1. Учение о нервной системе.

  2. Чешский ученый, впервые предложивший

термин «рефлекс».


По вертикали:

1. Структурно-функциональная единица нервно»

системы.

  1. Наружная оболочка спинного мозга.

  2. Пучки нервных волокон, выходящие из спинного

мозга и входящие в него соответственно через

«среднюю и заднюю латеральные (боковые) борозды.


По горизонтали:

  1. Одна из частей спинного мозга.

  2. Нейроны передних рогов спинного мозга


По вертикали:

  1. Воспаление корешков спинного мозга.


  1. Французский ученый, который впервые дал описание рефлекторного акта и ввел понятие рефлекса в физиологию,

  2. Чувствительные нейроны, проводящие импульсы к ЦНС, тела которых всегда лежат н узлах периферической нервной системы.

По горизонтали:

  1. Латерально расположенный пучок заднего канатика,

несущий проприоцептивную чувствительность к коре

большого мозга от верхних конечностей и верхней

половины туловища.

  1. Борозда на границе между боковым и задним

канатиками, через которую проникают в спинной мозг

задние чувствительные корешки спинномозговых

нервов.

  1. Узел, образованный телами псевдоуниполярных

нейронов и лежащий у места соединения заднего

корешка с передним.

По вертикали.

1. Участки белого вещества спинного мозга,

расположенные между его бороздами.

4. Нейроны задних и боковых рогов спинного мозга.


По горизонтали:

  1. Внутренняя оболочка спинного мозга, плотно прилежащая к нему.

  2. Тормозные вставочные нейроны спинного мозга, которые могут тормозить мотонейроны передних рогов.

  3. Утолщение спинного мозга.


По вертикали:

Ограниченное скопление нейронов, расположенное по ходу нерва и окруженное соединительноканной капсулой и клетками глии.

Основоположник учения о функциональных системах, организма.


По горизонтали:


  1. Нисходящий проводящий путь осознанных (произвольных) движений связывающий кору большого мозга, подкорку и ствол мозга с мотонейронами спинного мозга.

  2. Поперечный отрезок (участок, сегмент) тела.

3. Мозговой конус в нижнем отделе спинною мозга.

По вертикали:

1. Средняя оболочка спинного мозга.

4. Поток нервных импульсов, поступающих от

экстеро- и интерорецепторов в ЦНС.


По горизонтали:

1. Узкое щелевидное пространство между твердой и паутинной оболочками спинного мозга.

2. Канал, в котором располагается

спинной мозг.


По вертикали:

    1. Вещество спинного мозга, в котором расположены

нейроны.

  1. Канатик, находящийся между

передней и задней латеральными

бороздами.


  1. Короткие древовидно ветвящиеся отростки

нейрона.


По горизонтали:

1. Утолщение спинного мозга.

2, Медиально расположенные пучки заднего канатика

несущие проприоцептивную чувствительность к коре большого мозга от нижних конечностей и нижней половины туловища.

По вертикали:

3. Вещество спинного мозга, состоящее из продольно идущих
нервных волокон, соединенных в пучки.

4. Воспаление ствола спинномозгового нерва (канатика),

5. Чувствительное нервное окончание, воспринимающее раздражение
и преобразующее его в нервные импульсы.

По горизонтали:

  1. Нисходящий проводящий путь непроизвольных движений,
    связывающий подкорку и ствол мозга с мотопейропами спинного мозга.

  2. Часть нервной системы, управляющая деятельностью
    и трофикой (питанием) внутренних органов.

  3. Канатик, находящийся между передней срединной щелью
    и передней латеральной бороздой.

По вертикали:

  1. Участок спинного мозга, соответствующий двум парам корешков
    (2 передних и 2 задних).

  2. Автор зык она распределения афферентных и эфферентных волокон
    в спинномозговых корешках (задние корешки содержат
    центростремительные чувствительные волокна,

а передние - центробежные двигательные).