СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Оптимизация сотрудничества классного руководителя и родителеей по вопросам формирования потребности в здоровом образе жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание опыта работы автора по данному направлению. В работе раскрыта актуальность темы, описаны различные формы организации взаимодействия с родителями по вопросам формирования ЗОЖ.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Оптимизация сотрудничества классного руководителя и родителеей по вопросам формирования потребности в здоровом образе жизни"»

ОПТИМИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. Пасанова С.В., МОУ «Ребрихинская СОШ» Ребрихинского района В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» и Концепцией долгосрочного социально – экономического развития РФ до 2020 года основными приоритетами социальной и экономической политики являются увеличение роли профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало уже не медицинской, а скорее педагогической проблемой, так как плохое здоровье осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Перед школой стоит задача полноценной подготовки подростка к самостоятельной жизни, создания всех предпосылок для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитель не может и не должен выполнять функции медицинских работников. У него принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения со своим здоровьем.

Эффективность сохранения здоровья  в числе прочего, зависит и от тесноты контакта с семьёй учащегося. С целью оптимизации сотрудничества классного руководителя с родителями, организую целый комплекс мероприятий, направленных на создание организационно-содержательных, информационно-аналитических, планово-прогностических, организационно-исполнительских, контрольно-диагностических и коррекционных условий.

На этапе изучения семей учащихся и составления социального паспорта класса, устанавливаю уровень образования родителей, их принадлежность к различным социальным категориям. Десятилетний опыт работы в качестве классного руководителя показывает, что родители, к какой социальной категории они бы не относились, становятся равноправными партнерами учителя тогда, когда они имеют необходимые для воспитания детей знания и умения. Чтобы родители участвовали в формировании потребности в ЗОЖ, создаю для них необходимую по данному вопросу информационную среду. С этой целью в план воспитательной работы включаю мероприятия по организации «Школы активного родителя». Посредством занятий, которые проводятся во время родительских собраний и индивидуальных консультаций, происходит приобщение родителей к проблемам рационального питания, соблюдения гигиенических правил и предупреждении инфекционных заболеваний. Кроме того, занятия «Школы активного родителя» направлены на осуществление профориентации с учетом состояния здоровья и
психофизических особенностей каждого ученика, выявление одаренных детей, и динамичное наблюдение за их здоровьем, на поддержку психологического здоровья детей, профилактику травматизма и потребления психоактивных веществ.

Информационно-аналитические мероприятия, включающие анкетирование родителей, раздачу печатных буклетов “Справочное бюро здоровья”, выдачу памяток и рекомендаций по организации правильного питания,(а в скором будущем и Интернет-консультации), способствуют вооружению родителей психолого-педагогическими знаниями и побуждают родителей быть активными участниками воспитательного процесса.

Учёными давно доказано, что сами организаторы проведения спортивных праздников, акций легче отказываются от вредных привычек. Участие родителей в туристических прогулках, спортивных праздниках, круглых столах, конференциях, совместных выездах на природу формируют мотивацию поведенческих навыков здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди самих родителей.

Одной из эффективных форм сотрудничества всех участников образовательного процесса является издание классной газеты. Уже третий год издание классных газет «Девичий переполох», «Шаг навстречу» не обходится без участия родителей. Рубрика рецептов наших мам «Здоровая пища», пользуется особой популярностью среди учеников и родителей. В разделе газеты “Будь здоров” родители рассказывают о том, какими проверенными народными средствами они пользуются при лечении различных заболеваний.

Обучение школьников здоровому образу жизни происходит также благодаря участию родителей в создание видеофильмов. Учащиеся класса подготовили видеоотчёт о недельном дежурстве по школе, сняв фильм «Дежурство по–новому», в котором приняла участие мама одного из моих воспитанников, медсестра районной больницы Макушева О.А. В процессе интервью, Ольга Антоновна отвечала на вопросы ребят о соблюдении гигиенических правил, режиме труда и отдыха, профилактике кишечных инфекций.

Во время индивидуальных бесед и консультаций с родителями с целью решения психолого - педагогических проблем развития ребенка создаю установку на совместную работу родителей и детей со специалистами школьной психологической службы. Посредством таких занятий достигается воспитание чувства ответственности за свое психологическое здоровье у каждого ребёнка.

Формирование здорового образа жизни — процесс воспитания Человека в самом себе, предполагающий наличие воли, знаний, понимания и всесторонней поддержки извне. Считается, что жизнь в здравии изначально «дарована от бога». Значит, желание сохранить здоровье основано на нравственном выборе. Следовательно, этот процесс больше моральный, нежели материальный. При общении с ребятами всегда подчёркиваю, что важно для себя ответить на вопросы: с кем ты дружишь, какие убеждения исповедует твоё окружение, что ты делаешь сам для того чтобы сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье своё и своего окружения.

Мои воспитанники занимают активную жизненную позицию, неравнодушны к проблемам своей малой Родины, свято чтят память павших земляков, оказывают посильную помощь пенсионерам, принимают активное участие в благоустройстве села, общаются с детьми из коррекционной школы – интерната во время игровых программ и праздников. Это позволяет сделать вывод о развитии у моих воспитанников чувства терпимости, доброжелательности и милосердия, о сохранности их нравственного здоровья.

Анализ, проводимый в течение двух лет школьным психологом, показал, что используемые формы и методы работы с классом привели к увеличению заинтересованности родителей в укреплении здоровья детей, росту высокого и среднего, снижению низкого уровня удовлетворённости родителей школьной жизнью ребёнка. Кроме того, произошло увеличение процента участия родителей в проектах класса, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Кроме того, результатом реализации вышеизложенного подхода к вопросам пропаганды здорового образа жизни стали 100%-ый охват учащихся горячим питанием и спортивные достижения ребят. Ребята – активные участники ежемесячных дней здоровья, проводимых в школе, военизированных игр, дней рекордов школы, всероссийских спортивных мероприятий («Лыжня России», «Всероссийский кросс наций»). Класс регулярно занимает призовые места на школьной и районной спартакиаде.

В заключении, хочется отметить, что организация мероприятий по оптимизации сотрудничества классного руководителя и родителей по вопросам формирования потребности в здоровом образе жизни является главным рычагом профилактики и укрепления здоровья школьников. Через изменение образа жизни, его оздоровление, борьбу с негигиеническими привычками, осуществление просветительской деятельности родителей, их участие в воспитательном процессе класса возможно создание здоровьесберегающей среды для учащихся в школе и дома.