СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка : Создание композиций по декоративно - прикладному творчеству «Одуванчики» и «Зимушка». Коллективная работа.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в технике узелкового батика, изготовление коллективного панно.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка : Создание композиций по декоративно - прикладному творчеству «Одуванчики» и «Зимушка». Коллективная работа.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» ГО г. Нефтекамск





Методическая разработка :

Создание композиций по декоративно - прикладному творчеству «Одуванчики» и «Зимушка». Коллективная работа.



Автор : Хаматханова Р.Ф.



г. Нефтекамск

2017г.



Пояснительная записка.


Тема: работа в технике узелкового батика, изготовление коллективного панно.

Цель: создание условий для развития мотивации, формирования навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с интересным видом декоративного творчества.


Для достижения данной цели формируются следующие задачи:


1. Обучающие:


· сформировать технические приемы работы в технике «узелковый батик», развитие «цветовидения», способности «нахождения пропорций»;

· освоить технические приемы различных видов декоративных швов

· освоить навыки правильного формирования изделия, на примере панно.


2. Развивающие:

· развить навыки составления грамотной композиции из отдельных элементов изделия;


· развить комплекс необходимых для художника качеств, так называемая "постановка глаза", «цельность видения», «художественного мышления»;


· развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;


· развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;


· развить умение анализировать свою работу в процессе;


· развить умение нестандартно подходить к решению поставленной задачи.


3. Воспитывающие:


· воспитывать аккуратность;


· воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

- воспитывать умение работать в коллективе, сотрудничество.

· формировать интерес к декоративному искусству.


Занятия рассчитаны на группу обучающихся в количестве 10-15 человек возрастом от 10лет и старше. Для удобства стоит разбить работу на несколько сеансов. На первом этапе дети изучают технику «узелкового батика», делают индивидуальные работы. На втором этапе переходим к коллективной работе над эскизами. Третий этап - совместное исполнение декоративной композиции в материале.

Коллективные работы   вызывают  большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально- интеллектуальный опыт каждого участника общения.


Оборудование:

– краски «Батик»;

– вода

- перчатки

- хлопчатобумажная ткань

- ножницы

- палитры

- веревка

- парафин

- кисти

- мулине

- фетр

- образцы узоров



Ход выполнения задания.

  1. Подготовительный этап.

Подготовка материала к работе и рабочего места. Проверка наличия всех необходимых материалов в наличии и их качество. Проведение беседы, показ примерных образцов.


Батик – это вид декоративно-прикладного искусства, крашение ткани.

- А как вы думаете, почему этот вид получил название «узелковый»?

(От слова узел.)

- Правильно.

- В этой технике берут ткань, складывают и начинают завязывать на ней узлы. Даже если вы все выберете  одинаковые цвета красок (больше четырех мы использовать не будем), у каждого из вас изделия будет иметь свой разный и неповторимый узор.

Ребята, а вы знаете, что искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называетсятритик.

Слово «батик»  - индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне,   но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки.  Батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.


  1. Практическая работа.











































Когда окрашивание будет закончено, аккуратно снимаем нитки с ткани.

И, конечно же, любуемся результатом!!! Далее изделие надо высушить феном, прогладить утюгом для закрепления красок на ткани.




  1. Работа над эскизами будущей композиции.



  1. Подготовительный этап к работе в материале.

Выполняем необходимые измерения основы панно – фетра. Укрепляем флизелином окрашенные в технике «узелкового батика» лоскуты. Изучаем необходимые для декорирования ручной шов «вперед иголка». Стежок – это расстояние между проколами иголки. Стежок может быть длиной от о,5 см до 1 см, выполняться в одном направлении. Одинаковые стежки, следующие друг за другом, образуют шов. Этот шов выглядит как прерывистая линия, пунктир, одинаково с обеих сторон. При выполнении шва иглу передвигают в одном направлении.



  1. Сборка изделия и пришивание лоскутов к основе. В подготовленном полотне по шаблонам вырезаются круги, куда будут вшиваться лоскуты из узелкового батика. Затем, при помощи иголок закрепляем все детали к основе. Легкими линиями намечаем контуры вышивки. Вышивку выполняем швом «вперед иголка». Для декорирования также применяются элементы аппликации – это оформление листьев, деревьев.


Литература:


1. «Роспись по шелку» журнал «Валентина» 1\2000.

2. Р.А.Гильман. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003 – 160 с.

3. С.К.Кожохина. Батик. Всё о картинах на ткани. Ярославль, Академия развития Холдинг, 2000г – 144 с.

4. С.Крут. Роспись по ткани. Батик., Санкт-Петербург, «Корона», 2000 – 120 с.

5. Редакторы Е. Писарева, Л. Ризаева. Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. АСТ, Астрель, Харвест, 2009-320с.