Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» ГО г. Нефтекамск
Методическая разработка :
Создание композиций по декоративно - прикладному творчеству «Одуванчики» и «Зимушка». Коллективная работа.

Автор : Хаматханова Р.Ф.
г. Нефтекамск
2017г.
Пояснительная записка.
Тема: работа в технике узелкового батика, изготовление коллективного панно.
Цель: создание условий для развития мотивации, формирования навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с интересным видом декоративного творчества.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
1. Обучающие:
· сформировать технические приемы работы в технике «узелковый батик», развитие «цветовидения», способности «нахождения пропорций»;
· освоить технические приемы различных видов декоративных швов
· освоить навыки правильного формирования изделия, на примере панно.
2. Развивающие:
· развить навыки составления грамотной композиции из отдельных элементов изделия;
· развить комплекс необходимых для художника качеств, так называемая "постановка глаза", «цельность видения», «художественного мышления»;
· развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;
· развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
· развить умение анализировать свою работу в процессе;
· развить умение нестандартно подходить к решению поставленной задачи.
3. Воспитывающие:
· воспитывать аккуратность;
· воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;
- воспитывать умение работать в коллективе, сотрудничество.
· формировать интерес к декоративному искусству.
Занятия рассчитаны на группу обучающихся в количестве 10-15 человек возрастом от 10лет и старше. Для удобства стоит разбить работу на несколько сеансов. На первом этапе дети изучают технику «узелкового батика», делают индивидуальные работы. На втором этапе переходим к коллективной работе над эскизами. Третий этап - совместное исполнение декоративной композиции в материале.
Коллективные работы вызывают большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально- интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Оборудование:
– краски «Батик»;
– вода
- перчатки
- хлопчатобумажная ткань
- ножницы
- палитры
- веревка
- парафин
- кисти
- мулине
- фетр
- образцы узоров
Ход выполнения задания.
Подготовительный этап.
Подготовка материала к работе и рабочего места. Проверка наличия всех необходимых материалов в наличии и их качество. Проведение беседы, показ примерных образцов.
Батик – это вид декоративно-прикладного искусства, крашение ткани.
- А как вы думаете, почему этот вид получил название «узелковый»?
(От слова узел.)
- Правильно.
- В этой технике берут ткань, складывают и начинают завязывать на ней узлы. Даже если вы все выберете одинаковые цвета красок (больше четырех мы использовать не будем), у каждого из вас изделия будет иметь свой разный и неповторимый узор.
Ребята, а вы знаете, что искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называетсятритик.
Слово «батик» - индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки. Батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Практическая работа.
















Когда окрашивание будет закончено, аккуратно снимаем нитки с ткани.
И, конечно же, любуемся результатом!!! Далее изделие надо высушить феном, прогладить утюгом для закрепления красок на ткани.
Работа над эскизами будущей композиции.
Подготовительный этап к работе в материале.
Выполняем необходимые измерения основы панно – фетра. Укрепляем флизелином окрашенные в технике «узелкового батика» лоскуты. Изучаем необходимые для декорирования ручной шов «вперед иголка». Стежок – это расстояние между проколами иголки. Стежок может быть длиной от о,5 см до 1 см, выполняться в одном направлении. Одинаковые стежки, следующие друг за другом, образуют шов. Этот шов выглядит как прерывистая линия, пунктир, одинаково с обеих сторон. При выполнении шва иглу передвигают в одном направлении.

Сборка изделия и пришивание лоскутов к основе. В подготовленном полотне по шаблонам вырезаются круги, куда будут вшиваться лоскуты из узелкового батика. Затем, при помощи иголок закрепляем все детали к основе. Легкими линиями намечаем контуры вышивки. Вышивку выполняем швом «вперед иголка». Для декорирования также применяются элементы аппликации – это оформление листьев, деревьев.
Литература:
1. «Роспись по шелку» журнал «Валентина» 1\2000.
2. Р.А.Гильман. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003 – 160 с.
3. С.К.Кожохина. Батик. Всё о картинах на ткани. Ярославль, Академия развития Холдинг, 2000г – 144 с.
4. С.Крут. Роспись по ткани. Батик., Санкт-Петербург, «Корона», 2000 – 120 с.
5. Редакторы Е. Писарева, Л. Ризаева. Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. АСТ, Астрель, Харвест, 2009-320с.

