МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
филиал в селе Старокленское


Учитель начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ» филиал в с. Старокленское
Умрихина Елена Ивановна
Методическая разработка урока по обучению грамоте (чтение)
УМК «Перспектива»
Тема: «Звуки [м, [м], буквы М ,М»
Цель: создать условия для знакомства со звонкими звуками [М], [М'], отличающимися по признаку мягкости-твёрдости, с буквами М,м.
Задачи:
- содействовать закреплению понимания смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
- способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [м], [м'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [м], [м] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка.
Корова мычит -м-у-у м-у-у
А овечки м-е-е
А котенок мяу мур-мур
III. Постановка учебной задачи.
-Какой звук вы сейчас произносили во всех словах? -[м].
Дети. Будем знакомится с новым звуком и буквой [м].
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков[м], [м’],
На доске предметные картинки с изображением малины и мимоза .
Учитель. Выполните слого-звуковой анализ слов малина и мимоза .
- Какой звук слышите в начале слова малина?
- Какой звук слышится в начале слова мимоза?
Дети произносят слова малина,мимоза делят на слоги, вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ слов, составляют схемы на доске из карточек, чертят схемы в тетради.
- Какой звук слышите в начале слова малина?
-Какой это звук-гласный или согласный?
-Согласный.
-Почему согласный?
-При произношении воздух встречает препятствие, губы смыкаются.
Звук [м] звонкий или глухой?
-Звонкий. (Дети закрывают уши, произносят звук м, в ушах звенит).
2. Игра «Назови предметы со звуком [м], [м’]»
-Какое свойство звука мы еще должны определить? -Твердость и мягкость.
Твердый или мягкий звук в слове малина?
-Твердый.
Выполните слого-звуковой анализ слова мимоза
-Твердый или мягкий звук в слове мимоза?
-Он мягкий.
Вывод: звуки[ м], [м’]-согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.
Дети называют слова с новыми звуками и определяют место в слове.
3. Упражнение в определении места новых звуков [м], [м’] в названных учениками словах.
Учитель подводит детей к тому, чтобы они назвали слова мама, Москва, мир (Слайды № 3,4,5)
Какие слова самые дорогие для каждого человека?
-Что такое мир?
-Кого мы называем мамой?
-Что вы знаете о городе Москве?
Ответы детей.
4. Упражнения со звуками [м} , [м’]. Чистоговорки
-Какой звук встречается во многих словах?
5. Физминутка
Когда будете делать физминутку, прислушайтесь, какой звук встречается во многих словах?
Дети проговаривают чистоговорку сначала с учителем, а потом в парах.
Дети. -Звук [м]. Звуки [м], [ м’]
6. Знакомство с буквами М, м. (учебник)
Учитель. Звуки [м] , [м’] на письме обозначаются буквами М, м(эм)-показ на доске и карточке.
7.Чтение слогов на доске (хоровое).
Дети. Находят букву М на ленте букв. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении.
8. Чтение слов в столбиках (Учебник)
Учитель Прочитайте слова. В какой части стоит новая буква?
Дети читают хором:
ма-ам
мо-ом
му-ум
мы-ым
ми-им
Дети читают слова, указывают в каком месте в слове стоит буква м, определяют количество слогов.
V. Первичное закрепление.
Чтение предложения
У мамы мимоза.
Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
Работа по вопросам:
-Что растет у мамы?
-Знаете ли вы, какие растения растут у вас дома?
Как надо ухаживать за растениями?
2. Чтение предложений на доске.
Прочитайте предложения.
Дети читают предложения.
У мамы мыло.
Мама мыла Милу.
3. Физминутка для снятия зрительного утомления.
7. Итог урока.
- С чем познакомились?
- Чему научились?
-Мы выполнили поставленные цели?
VIII.Домашнее задание стр.78