Открытый урок «Правила игры в оркестре»
Ц
ели: 1. Определить правила игры в оркестре.
2. Способствовать развитию штриховой, ритмической, динамической грамотности.
3. Способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Тип урока: обобщения знаний.
Средства: музыкальные инструменты, видео и аудиозаписи, компьютер, цветные карандаши, ватман.
Учитель: Многие считают народные инструменты пережитком прошлого, что они исчерпали свои возможности. Часто говорят, что виноват в этом компьютер. Но лучше превратить компьютер из врага в друга. В сети Интернет можно встретить множество исполнителей-солистов на народных инструментах, ансамблей и оркестров разных составов и уровня. Я предлагаю вам посмотреть видео - выступление оркестра им. Осипова. В их исполнении прозвучит произведение «Камаринская». Послушайте, какие инструменты играют. (После прослушивания ученики называют, какие инструменты они услышали и увидели).
Василий Васильевич Андреев говорил: «Оркестр, благодаря всесторонней доступности инструментов, дает возможность широким массам заниматься музыкой». А как вы понимаете слово «оркестр»?
Ученики: Несколько человек играют одно произведение, но у каждого своя партия.
Учитель: Как важно делать все вместе и слаженно! К концу урока мы должны узнать, что необходимо делать вместе, чтобы получилась красивая музыка.
Вы сказали вместе. Чтобы почувствовать, что мы вместе, давайте сделаем упражнение «Здравствуй». (Все берутся за руки. Учитель сжимает руку рядом стоящего ученика. Затем он передает пожатие рядом стоящему ученику. Так по кругу, не разжимая рук, пожатие возвращается преподавателю.) Теперь на «раз» вместе сжимаем руки. (Преподаватель считает до четырех, ученики на «раз» сжимают руки)
А сейчас то же самое упражнение проиграем на инструментах. Сначала будем передавать мелодию друг другу, потом сыграем вместе. Откройте ритмические упражнения. (у каждого ученика есть ритмические упражнения. Они состоят из четырех тактов, у всех один размер, разный только ритмический рисунок) Определим размер, динамику.
Упражнения 1,2,3,4.
Скажите, кто помогал вам вступать вовремя, попадать в долю?
Ученики: Дирижер.
-Первое правило – смотреть на дирижера и выполнять все его указания. Кто хочет побыть в роли дирижера? (Проиграть еще одно ритмическое упражнение, в качестве дирижера выступает ученик).
Учитель: Проиграем пьесу «Ходит зайка по саду». Вы слышите, что здесь мелодия как бы переходит от одного инструмента к другому. Чтобы услышать, у кого мелодия, давайте ее прохлопаем. Хлопает только тот, у кого мелодия. (ученики выполняют) Теперь сыграем мелодию. Играет только тот, у кого мелодия (ученики выполняют).
Учитель: Проигрываем произведение полностью. Задание – когда играете мелодию – играете громко, аккомпанемент – тихо. Все получилось? (Проанализировать исполнение, если есть замечания - исправвить)
- Второе правило – слышать мелодию, не заглушать ее аккомпанементом.
А сейчас откройте пьесу «Дождик» и давайте применим это правило – мелодию играем ярче.
Скажите, какой характер этого произведения?
Ученики: веселый, радостный, задорный.
Учитель: А что помогает композитору передать характер?
Ученики: Средства музыкальной выразительности.
Учитель: Назовите, какие средства музыкальной выразительности встречаются в этой пьесе? (Ученики отвечают.)
Учитель: Давайте поработаем над штрихами, динамикой. (Выполняем)
Третье правило – точно исполнять все музыкальные обозначения, которые встречаются в произведении.
Учитель: Попробуем применить это правило в пьесе «Я пойду ли, молоденька». Проиграем ее в разных характерах. (Ученики сами говорят характер и называют, какие средства музыкальной выразительности подходят этому характеру).
Учитель: А сейчас откройте произведение «Колыбельная». Здесь оркестр выступает в роли аккомпаниатора. Вокалист поет, мы играем. Когда поет певец, то он берет дыхание. И задача оркестра – брать дыхание вместе с солистом. Давайте разберем, как строятся фразы во вступлении, в 1-й цифре, во 2-й цифре. Проиграем с остановками, послушаем тишину после фразы. (После окончания каждой фразы оркестр останавливается).
Теперь проиграем все целиком, не забывая о правилах – слушаем мелодию, и передаем характер.
Ч
етвертое правило – вместе дышим.
Мы играли сейчас маленькие пьески. И вот сейчас поработаем над большим произведением – «Утро туманное». Это русский романс на стихи Ивана Тургенева. Сейчас послушайте его, послушайте слова, о чем поет солист, какой характер. Форма. Где кульминация. Размер. (Прослушиваем произведение в исполнении солиста и оркестра).
Ритмический рисунок сложный, поэтому давайте его отработаем в ритмических упражнениях. Какая отличительная черта размера 3\4?
Ученики: 1-я доля сильная, 2-я, 3-я – слабая. (Проигрываем ритмические упражнения с размером 3\4)
Учитель: Мы слушали этот романс в исполнении солиста, а сейчас прослушаем в исполнении оркестра. Ваша задача – услышать свою партию. Попробуем сыграть все произведение.
Отработать места, которые не получились.
Учитель: Мы начали сегодня урок с одновременного рукопожатия. Давайте покажем, какие мы дружные – нарисуем картинку к произведению «Ходит зайка по саду». (Все дети рисуют картинку на одном листе бумаги).
Давайте повторим все правила.
И последнее задание – поровну поделить шоколад.