Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Электрогазосварщик»
Разработал: мастер п/о Амрин Б.С.
Семей, 2012
Методика проведения урока по теме: «Наплавка валиков под углом в 90
градусов».
Тема учебной программы: «Дуговая наплавка валиков и сварка пластин во всех пространственных положениях, кроме потолочного »
Тема урока: «Наплавка валиков под углом в 90 градусов».
Учебная цель: научиться производить наплавку валиков под углом в 90 градусов, подбирать правильно режим сварки (сила сварочного тока, длина дуги, скорость перемещения электрода),определять качество электродов, закреплять знания правил по технике безопасности при сварке – приобретать навыки сварочного дела.
Производственно – техническая цель - сформировать навыки:
-поддерживать устойчивое горение дуги нормальной длины;
-совершать колебательные движения концом электрода поперёк шва;
- производить заварку кратера сварочного шва;
-возобновлять процесс сварки после смены электрода или случайного обрыва дуги;
-выполнять сварку в вертикальном положении шва.
Триединая задача урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формирование интереса к профессии, трудолюбия, самостоятельности, добросовестности, ответственности за качество выполненной работы, культуры труда, аккуратности, бережливости.
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности – речь, память, внимание, такие профессиональные качества, как пространственное воображение, глазомер.
Место проведения: учебные электросварочные мастерские.
Метод проведения урока: объяснение материала, ознакомление с эскизом
наплавки валика под углом в 90 градусов, учебно – техническими требованиями, показ трудовых приёмов и операций, выдача заданий, индивидуальный контроль.
Обеспеченность урока: сварочные кабины, оснащенные необходимым инструментом и оборудованием для выполнения работ, пластины размером 160 на250 толщиной от6мм до 20 мм, электроды диаметром 3-мм типа Э 42, Э 46, молотки, зубила, щетки, мел, защитные щитки и маски, спецодежда.
Ход урока
1. Проверка обучащихся по списку.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Вводный инструктаж.
3.1.Повторение пройденного материала:
-рассказать об обязанностях сварщика перед проведением сварочных работ;
-обязанности сварщика по обслуживанию сварочного оборудования;
-как пользоваться сварочными щитками?
-что понимают под режимом сварки?
-какие электроды применяются для РДС малоуглеродистых сталей.
3.2.Объяснение новой темы: наплавка валиков под углом в 90 градусов.
3.3.Подготавливается доска, на которой освещается тема урока, изображаются эскизы, схемы, поясняющие технику выполнения наплавки валиков под углом в 90 градусов. Необходимо отметить, что наплавка вертикальных валиков значительно труднее, чем нижних и наклонных, так как расплавленный металл под действием своей массы стремится вытекать из кратера и стекать вниз. Поэтому для сокращения объёма жидкого металла силу сварочного тока надо уменьшать на 10-15% по сравнению стой, что применяется при сварке в нижнем положении.
3.4.Организация рабочего места и безопасного ведения наплавочных работ при наплавке вертикальных валиков снизу вверх:
-обратить внимание учащихся на отличие ведения наплавочных работ от ранее изученных, которое заключается в повышенной опасности ожога каплями стекающего металла;
-показ наплавочных операций производится на выносном сварочном посту, установленном в центре мастерской, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть то, показывается мастером;
-подготовить сварочные кабины;
-проверить состояние источников питания, инструментов и приспособлений;
-особое внимание учащихся следует обратить внимание на заземление источников питания и рабочих столов.
Показ наплавки валиков под углом 90 градусов ведём самой короткой дугой, при которой капли расплавленного электродного металла легче переходят в шов.
При наплавке вертикального валика электрод слегка наклоняем вверх в сторону перемещения электрода вдоль оси валика.
Для предотвращения вытекания металла из кратера необходимо совершать колебательные движения электродом с отведением его вверх и поочерёдно в обе стороны. Это даёт возможность металлу быстрее затвердевать. Колебательные движения должны быть быстрыми без концентрации тепла в каком- либо одном месте
Провожу первичное закрепление нового материала – опрос, пробное выполнение работы. на выносном сварочном посту.
4.Текущий инструктаж
После проведения вводного инструктажа учащиеся получают задания, инструменты и приступают к самостоятельной работе, но под руководством мастера п/о. Моя задача - -научить правильно и точно выполнять трудовые приёмы и на их основе формировать умения и производственные навыки.
При обходе рабочих мест обращаю внимание на организацию рабочего места, на соблюдение техники безопасности, на правильность выбора режима наплавки валиков, равномерность колебательных движений электродом поперёк шва и поддержание возможно более короткой дуги, устранение дефектов.
5.Заключительный инструктаж
При заключительном инструктаже подвожу итог проведённого занятия, даю оценку выполненной работы, определяю ошибки, допущенные учеником и их причины, пути предотвращения и устранения, а также отклонения от технических требований.
В группе как правило, с хорошо успевающими и организованными учащимися есть более слабые и даже ленивые. Положительный пример лучших, показ успехов учащихся на занятиях, торжественный приём изделия – это существенные стороны воспитания интереса к профессии и положительное воздействие примера на слабых и нерадивых.
Домашнее задание: повторить теоретический материал по теме «Ручная дуговая сварка».