СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке раскрываются особенности исторического жанра. Также описываются истории создания картин В. И. Сурикова.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова"»







Методическая разработка

« Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве.

Творчество В. И. Сурикова».

( III четверть, 7 класс)




Разработал:

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 49,

Воробьева Галина Владимировна.

































Г. Новокузнецк, 2016 г.

«Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова».

Цели:

  1. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.

  2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.


Оборудование и материалы: репродукции картин В. И. Сурикова, презентация, эскизы к картинам.

Тип урока: беседа.

План урока.

1. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительных особенностей.

2. Знакомство с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.

3. Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.


Ход урока.

  1. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительных особенностей.

( На протяжении всей беседы идет просмотр слайдов презентации и репродукций картин художника).


Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр- один из самых трудных в живописи. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр) , портретом (портретно-исторические композиции) , пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром.

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны. Отечественные художники стали обращаться не только к политическим событиям, но и к изображению повседневной жизни русских людей. Поэтому видное место в живописи занял так называемый бытовой исторический жанр. « Исторический живописец должен быть сродни ученому. Ему досконально надо знать историю, археологию, подробности той эпохи, к которой он обращается» ( Э.Кузнецов).

В искусстве отражается борьба разных представлений о борьбе и зле.

Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра.


2. Знакомство с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.


В. И. Суриков (1848-1916), русский художник, непревзойденный мастер исторических полотен, родился в Красноярске, в семье служащего. Первый опыт рисования получил в школе, у преподавателя Н. В. Гребнева. Учитель заметил способности мальчика к живописи и посоветовал родителям отправить его в Петербург для получения специального образования, что и было сделано в 1869 году. В северной столице будущий художник был принят в Академию художеств, окончил которую в 1875-м. Начало карьеры Спустя два года Василий Суриков переехал в Москву, где и обосновался. Еще в годы студенчества молодой живописец сумел проявить себя как мастер исторических ассоциативных образов, его первым значительным произведением стала картина "Вид памятника Петру Первому", на которой он изобразил конную статую императора на фоне Исаакиевского собора. Полотно было создано в 1870 году. Творчество Василия Сурикова получило продолжение в 1877-м, когда художник создал эскизы четырех Вселенских Соборов для росписи московской церкви Христа Спасителя.

Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине "Утро стрелецкой казни". Работа была завершена в 1881 году. Казнь мятежников при личном участии Петра I на Красной площади была отражена художником с пугающей достоверностью. Жизнь и творчество Сурикова всегда носили печать какой-то особой непререкаемости, ни один штрих не давал повода усомниться в чем-то.

Живописец-историк Василий Суриков периодически подтверждал свое амплуа, создавая один шедевр за другим. В 1883 году он написал картину "Меншиков в Березове", а в 1887-м создал очередной шедевр живописи под названием "Боярыня Морозова". Первое полотно рассказывало о ссылке в Сибирь одного из самых могущественных царедворцев, фаворита Петра Первого, герцога Меншикова. Вторая картина живописала перевозку из острога в Чудов монастырь приговоренную к затворничеству раскольницу Феодосию Морозову. Творчество Сурикова, его глубинный талант, воплощенный в огромном полотне размером 5 х 3 метра - грандиозное явление в мире живописи. "Боярыня Морозова" была приобретена Третьяковской галереей, где картина и находится по сегодняшний день.

Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина "Взятие снежного городка", написанная им в 1891 году и посвященная Масленице. Персонажи, изображенные на холсте поражают своей экспрессивностью, праздничное действие изображено художником, как всесокрушающая стихия. В центре казак, атакующий снежный "бастион", вокруг зрители, пришедшие на масленичное гулянье. Последующие работы Василия Сурикова стали определенным этапом в его деятельности. Созданные им полотна за период с 1895 по 1907 год по-прежнему полны драматизма, но перспектива отраженных на картинах событий уже другая, с меньшей экспрессией. Речь идет о полотнах: "Степан Разин" (1907 год), "Переход Суворова через Альпы" (1899 год) и "Покорение Сибири Ермаком" (1895 год). Все работы написаны виртуозно, однако в них отсутствует полифония драматизма. Стремясь усилить степень убедительности сюжета картины, Суриков уменьшает количество персонажей, перекладывая таким образом смысловую нагрузку на оставшиеся образы. Эта методика всегда приносит результаты. Например, картина "Покорение Ермаком Сибири" написана в лучших батальных традициях, с множеством орудий, ярких вспышек выстрелов, предполагающих смерть и разрушение. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени.

Однако живопись - это вид искусства, который требует многократного преувеличения.

Творчество Сурикова, картины которого, подобно зеркалу, отражают некоторые стороны общественной жизни конца 19-го века и начала 20-го, в немалой степени способствовало развитию русского искусства. Картина "Степан Разин" раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Он для них непререкаемый авторитет, главный военачальник. Когда Стенька Разин, не раздумывая, выбросил княжну за борт, это был бесчеловечный поступок, который мог стать поводом для разочарования воинов в предводителе. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Недовольный самим собой, мрачный как туча сидит Степан Разин в середине ладьи, окруженный верными подданными. Всерьез озабочен атаман, и его настроение тоже сумел передать художник. Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна. Каждая картина живописца, отдельный ее фрагмент, который преподносится мастером в подлинном отражении. В таком подходе, исключающем искажение действительности, заключается творчество Сурикова, кратко описать которое не представляется возможным, необходим глубокий анализ. К вполне заслуженному титулу художника-историка можно присовокупить еще одно определение - "живописец-реалист".



3. Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.



Творчество Сурикова, краткое описание его картин, основные вехи жизненного пути изучаются на протяжении многих лет искусствоведами. Выводы исследований не всегда однозначны, но ясно одно - художник Василий Суриков безусловно является достоянием российской культуры первой величины. На примере работ В. И. Сурикова мы увидели, что историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы.

На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории. Один из сложных этапов – первый – выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Следующий урок – зарисовка композиции.