СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по дисциплине «Гостиничная индустрия» Тема: «Формы управления гостиницами: франчайзинг»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составления для проведения одного из занятий Раз­дела 6 "Организационная структура управления гостиничным предприятием" дис­циплины "Гостиничная индустрия" на тему "Формы управления гостиничным пред­приятием: «Франчайзинг».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по дисциплине «Гостиничная индустрия» Тема: «Формы управления гостиницами: франчайзинг»»

Министерство образования Тверской области Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования Тверской Технологический Колледж











Методическая разработка занятия

по дисциплине «Гостиничная индустрия»







Тема: «Формы управления гостиницами: франчайзинг»









Выполнила:

Преподаватель А.С. Коллина




г. Тверь

2014 год

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании

предметно-цикловой комиссии

дисциплин

УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора

по учебной работе


___________Н.В.Героева


___________2014 г.




Протокол № ______ от _______ 2014 г.



Председатель

______________А.С. Коллина










Составитель
преподаватель колледжа первой квалификационной категории Коллина Анна Сергеевна



Рецензенты


преподаватель колледжа

высшей квалификационной категории

Вандакурова Татьяна Леонидовна

_______________________________________________




















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Пояснительная записка……………………………………………………………

4


ВЫПИСКА из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис………………………………………………….

5




Технологическая карта обеспечения и ведения занятий……………………….

6


Список литературы…………………………………………………………………




7

Ход занятия с указанием видов деятельности каждого этапа………………….


8

Приложения…………………………………………………………………………

Приложение 1

Приложение 2




17-

20





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка составления для проведения одного из занятий Раз­дела 6 "Организационная структура управления гостиничным предприятием" дис­циплины "Гостиничная индустрия" на тему "Формы управления гостиничным пред­приятием: «Франчайзинг».

Занятие преследует цели проверки знаний, полученных на предыдущих заняти­ях по теме « Таймшер»

Кроме того, в ходе занятия изучаются признаки, виды цели франчайзинга Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данной формы управления предприятием.

Данная тема является актуальной и значимой для изучения студентами, так как правильный выбор формы управления предприятием влияет на эффективность и ка­чество работы всего предприятия.



























Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА


5.1. Менеджер (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Менеджер (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Бронирование гостиничных услуг.

ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.

ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.

ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.

5.2.2. Прием, размещение и выписка гостей.

ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей.

ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах.

ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.

ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.

5.2.3. Организация обслуживания гостей в процессе проживания.

ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.

ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service).

ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.

ПК 3.4. Создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих.

5.2.4. Продажи гостиничного продукта.

ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.

ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.

ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.

ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.

ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.

ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.

ПК 4.5. Принимать участие в проведении маркетинговых исследований.

5.4.5. Управление персоналом.

ПК 5.1. Принимать участие в укомплектовании гостиницы работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.

ПК 5.2. Оформлять и разрабатывать кадровую документацию гостиницы на основе типовой.

ПК 5.3. Принимать участие в мероприятиях по адаптации новых сотрудников.

ПК 5.4. Принимать участие в организации и проведении мероприятий по повышению квалификации обслуживающего и технического персонала гостиницы.

ПК 5.5. Оценивать профессиональную компетентность работников различных служб гостиницы.

5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.










Технологическая карта занятия

ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ»

Тема: «ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ: ФРАНЧАЙЗИНГ»

Группа: 1гс2 Кабинет: № 401

Тип урока: комбинированный урок. Цели урока:

  • Проверить уровень знаний студентов основных понятий применяемый в индустрии гостиприимства ;

  • Обеспечить усвоение знаний структуры франчайзинга и договора франшизы;

  • Повысить интерес к изучаемой дисциплине;

  • Побудить студентов к самостоятельной работе;

Оснащение урока: персональный компьютер, проектор, презентация , карта мира, раздаточный материал (карточки с индивидуаль­ными заданиями,).

/п

Наименование структурного элемента урока

Время (мин.)

1.

Организационная часть

1-2

2.

Сообщение темы, постановка цели

2-3

3.

Актуализация опорных знаний студентов

10-15

4.

Начальная мотивация учебной деятельности студентов

1-2

5.

Изучение нового материала

55-76

6.

Обобщение и систематизация изучаемого материала

3-5

7.

Заключительная часть урока

2-3






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Балашова Е. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. - М., 2010.

  2. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. - Ростов-на-Дону, 2009.

  3. Волков Ю.В. Гостиничный и туристский бизнес: учеб. Пособие для вузов/Ю.Ф. Волков. -2-е изд. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  4. Кусков А.С., Лысиков О.В. Курортология и оздоровительный туризм. - Ростов-на-Дону, 2010.

  5. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Международные системы классификации отелей. – М., 2003.

  6. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма. - М., 2007.


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Вид экрана

При­меча­ние

- Организацион­ная часть

  1. Приветствие студентов

  2. Проверка отсутствующих и опоздавших

  3. Заполнение рапортички и журнала учебных занятий

  1. Приветствие преподава­теля

  2. Рапорт дежурного об отсутствующих

На экране слайд с надписью «Тема»


- Сообщение те­мы, постановка цели урока

Вступительное слово:

  1. На прошлых занятиях мы с вами рассматривали основные по­нятия таймшера, классификацию клубного отдыха, а также плюсы и минусы системы таймшер. Сегодня мы познакомимся с одной из форм управления гостиничными предприятиями. Поэтому тема сегодняшнего занятия - «Франчайзинг»

  2. В ходе занятия мы изучим структуру франчайзинга. Попробу­ем самостоятельно определить качества необходимые для покупа­теля франшизы.

2.1 Слушают преподавателя и записывают тему занятия в тетрадь

2.2. Усваивают цели урока

На экране слайд с надписью «Цели»


- Актуализация опорных знаний студентов

  1. прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним основные понятия которые мы проходили на прошлом уроке

  2. Преподаватель проводит блиц-опрос студентов, задавая ко­роткие вопросы:

    1. Дайте определение таймшера.

    2. Назовите основные принципы таймшера.

    3. Опишите услуги обменной системы таймшерных клубов.

    4. Дайте сравнение обычного тура и услуг таймшера для обычной семьи или группы туристов.

    5. Составьте перечень обычных расходов владельцев таймшера.

    6. Почему в России нет системы таймшера на отечественных курортах?

    7. Опишите географию дестинаций потенциального приобретения таймшера.

    8. В чем состоит причинность агрессивность маркетинвых продаж таймшера?

3.1. Слушают преподавате­ля

  1. Студенты с места отве­чают на заданные вопросы

  2. Студенты самостоя­тельно выполняют индиви­дуальные задания

На экране слайд с надписью «Повторение»

На экране слайд с заданием




Преподаватель фиксирует ответы студентов для выставления оценки в конце занятия.

3.3 Преподаватель предлагает студентам самостоятельно обозна­чить главные дестинации для развития таймшера.( студенты на карте обозначают дестинации и объясняют свой выбор)

3.4. Преподаватель предлагает перечислить основные виды таймшера

3.4. Студенты с места от­вечают на вопросы

На экране слайд с изображением видов таймшера


- Начальная мо­тивация учебной деятельности студентов

  1. Обобщение повторения тем по таймшер.

  2. Вопрос студентам:

- В чем заключаются положительные и отрицательные сторо­ны таймшера таймшера?

4.2 Студенты отвечают на вопрос


- Изучение нового материала

  1. Преподаватель обобщает полученные ответы.

  2. При существовании самых различных методов и систем управления гостиницами отмечают такую форму управления,как франчайзинг (определение франчайзинга)

  3. Мировая практика доказала, что франчайзинг- один из эффек­тивнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше.

  4. Рассмотрим основные черты франчайзинга

  5. Запишем основные признаки франчайзинга:

5.1. Слушают

  1. Слушают

  2. Слушают и кратко запи­сывают основные понятия и рассуждения в тетрадь

На экране слайд 5



  1. франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон согла­шения (договора) -— франчайзера и франчайзи;

  2. франчайзер является владельцем исключительных прав: то­варного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминоло­гию, франчайзер является правообладателем;

  3. передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифициру­ется с франчайзером;

  4. знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифи­цируется с франчайзером;









































франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода сеть, работающая по единой методике. Цель франчайзинга — ведение своего бизнеса, цель сетей — продажа большего количества товаров (услуг) и при­влечение как можно большего числа участников;

для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью со­хранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юри­дической и экономической самостоятельности;

5.

6.

7.

  1. за пользование правами франчайзера и оказываемую под­держку франчайзи производит определенные платежи

5.4 Записывают подзаголо­вок

Записывают определение

Слайд 6






































  1. франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода сеть, работающая по единой методике. Цель франчайзинга — ведение своего бизнеса, цель сетей — продажа большего количества товаров (услуг) и при­влечение как можно большего числа участников;

  2. для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью со­хранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юри­дической и экономической самостоятельности;

  3. .за пользование правами франчайзера и оказываемую под­держку франчайзи производит определенные платежи


  1. Вопрос студентам:

- Назовите товары, которые могут быть объектом фран­чайзинга?

  1. Действительно, объектами франчайзинга могут быть различ­ные сферы деятельности, предприятия и услуги

Рассмотрим основные виды франчайзинга:

    1. Сбытовой франчайзинг.

    2. Товарный франчайзинг.

    3. Промышленный франчайзинг.

    4. Франчайзинг бизнес-формата.

    5. Региональный франчайзинг.

    6. Субфранчайзинг

В соответствии с функциональным назначением и особенностями организации предпринимательской деятельности различается не­сколько разновидностей франчайзинга. Единого мнения о таких разновидностях нет, что отражает как своеобразие франчайзинга в



той или иной стране, так и субъективные представления о нем различных специалистов. Известный российский предпринима­тель В Довгань выделяет три разновидности франчайзинга товар­ный, производственный и деловой . Первый подразумевает, что франчайзером обычно является крупный производитель, у кото­рого дилер-франчайзи приобретает право на продажу, сервисное обслуживание товаров соответствующей марки. Прототипом то­варного франчайзинга стал автомобильный и бензиновый бизнес США начала XX в.,. В случае производственного франчайзинга имеет место продажа предприятиями-франчайзи технологий сы­рья для изготовления определенного продукта.. Классический пример - производство безалкогольных напитков из концентратов по технологии компании «Кока-Кола». Деловой франчайзинг предполагает приобретение лицензии на так называемый "бизнес- формат", охватывающий практически все элементы производ­ственно-хозяйственного цикла крупного предприятия от сырья и технологий до задействованных организационных схем и методов отчетности. Наибольшее распространение данный вид фран­чайзинга получил в бытовом обслуживании, гостиничном хозяй­стве, общественном питании.

  1. Товарный франчайзинг





  1. Франчайзинг бизнес-формата




















5.6. Отвечают на вопросы



5.7. Следят за рассуждениями преподавателя





































Зарисовывают схему франчайзинга








Слушают, кратко записывают в тетрадь


















Слайд 7.




Слайд 8.







































Слайд 9

















. Слайд 10









.



  1. Производственный франчайзинг


производственный франчайзинг — это отношения двух изготовителей продукции и товаров, когда один из них предоставляет другому лицензии на использование при производстве товаров, а также предоставляет патенты и/или технические знания и опыт (ноу-хау), соединенные с лицензией на торговую марку. К производственному франчайзингу не следует относить предпродажную «доводку» или адаптацию товаров франчайзера, производимую с учетом местных условий эксплуатации или индивидуальных запросов потребителей (например, дооборудование автомобилей, сельскохозяйственной или иной техники по заказам покупателей


  1. Мы рассмотрели основные виды франчайзинга.

Франчайзинг получил распространение более чем в 80 странах мира. Его быстрое развитие вширь, несомненно будет продол­жаться и впредь, прежде за счет еще не освоенных им гигантских товарных рынков. Количество предприятий, имеющих к фран­чайзингу то или иное отношение, впечатляет. По самым послед­ним подсчетам сети франшизных предприятий в США имеют по­чти 2300 компаний, осуществляющих деятельность в более чем 80 отраслях. Эти компании сотрудничают с 767000 франчайзи (франшизополучателями), обеспечивающих занятость 10 миллио­нов сотрудников, что соответствует общему количеству рабочих мест в сфере производства товаров длительного пользования



5.9. Самостоятельна работа « Портрет потенциального франчайзи»


К франчайзеру из региона А обратились 3 предпринимателя с предложением начать сотрудничество. Франчайзер заинтересован в работе только с одним франчайзи на данной территории, помо­гите ему выбрать потенциального партнера, если принять, что финансовое положение всех трех предпринимателей одинаковое ( Приложение 1)



5.10.Договор франчайзинга

Запишем определение:

отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) обязуется предоставить второму лицу (франчази) для осуществления им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера, «деловой комплекс» (лицензионный комплекс», со­стоящий из:

  1. охраноспособных имущественных прав (лицензий на: фир­менное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.);

  2. неохраняемых имущественных прав (деловой опыт и др.);

  3. других объектов гражданского права (коммерческая инфор­мация и др.).

5.11Когда оба партнера работают совместно для достижения об­щей цели,франшизный метд ведения бизнеса может быть опти­мальным вариантом для обеих сторон.

Цели заключения договоров на разные виды франчайзинга различны:

  • целью производственного и сервисного франчайзинга является передача лицензионного комплекса для достижения тождества товаров (работ, услуг) правообладателя и пользователя;

  • целью договора сбытового франчайзинга является реализация пользователем товаров правообладателя.

5.12. Давайте определим преимущества и недостатки фран­чайзинга

Самостоятельная работа « Преимущества и недостатки фран­чайзинга»

Заполните таблицу:

Преимущества и недостатки применения франчайзинга ( Приложение 2)

5.13 Домашнее задание:

  • Выучить материал декции Подготовить доклады Примерные темы докладов:

    1. История становления франчайзинга в США.

    2. История становления франчайзинга в Европе или в конкретной стране (по выбору студента).

    3. История становления франчайзинга в России.

    4. Тенденции развития франчайзинга в России (возможно, по отраслям хозяйственной деятельности).

    5. Факторы, препятствующие развитию франчайзинга на российском рынке

Подготовиться к практической работе



















5.8. Следят за объяснением преподавателя,











5.9. Самостоятельно выполняют задание









5.10. Слушают, кратко записывают в тетрадь











5.11. Следят за объяснениями преподавателя








5.12. Самостоятельно выполняют задание




Слайд 11.


























Слайд 12










Слайд 13












.

Слайд 14-16







.


Слайд 17-20.





.


- Обобщение и систематизация изучаемого ма­териала:

Фронтальный опрос студентов по изученному материалу: Дайте определение понятию «франчайзинг». Определите характерные черты франчайзинговой системы. Назовите товары, которые могут быть объектом франчайзинга и перечислите их признаки.

Перечислите отрасли, в которых франчайзинг получил наиболь­шее развитие за рубежом.

Приведите примеры из российской и зарубежной практики при­менения производственного франчайзинга.

Перечислите основные элементы франчайзинга «бизнес - формата».

Перечислите основные преимущества и недостатки применения франчайзинга

Отвечают на вопросы пре­подавателя



- Заключительная часть урока

Подведение итогов занятия, выставление оценок

Слушают, задают вопросы

































































































































ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Характеристика предпринимателей:

Занимался тем же бизнесом, что и франчайзер последние 3 года, но на региональном рынке. Считает, что его подчиненные профессиональны и независимы. Они умеют самостоятельно принимать необходимые решения. К нему они могут обратиться только в самом крайнем случае. Он озабочен развитием дела больше, чем сиюминутной прибылью, отличается сочетанием высокого уровня мотивации к достижению и социальной ответственности. Семья для него отодвигается на второй план, на первом же стоит дело. Присущая ему уверенность в своих силах способствует тому, что он нарочно ищет рискованные ситуации, испытывая себя «делом». Отсюда и свойственная ему нацеленность на постоянное обновление. 

Положительные черты

Отрицательные черты



































Характеристика предпринимателей:

Мелкий предприниматель - выходец из этнических меньшинств, через бизнес он стремится повысить социальный статус и уровень. Возраст - 30—35 лет. Забросил учебу, уйдя из института со второго курса, делает ставку скорее на чутье, чем на знания. В прошлом у него вполне доходная, но не удовлетворяющая его запросов деятельность. Считает, что подчиненные готовы идти за ним «и в огонь, и в воду». Ценит, что большинство из них разделяет его идеи, только в такой атмосфере ему легко работать. Его девиз – «Все решу сам!».

Положительные черты

Отрицательные черты








































Характеристика предпринимателей:

Последнее место работы крупная международная компания, где он последние 2 года был начальником департамента (в целом на последнем месте работы он проработал 7 лет). Всегда был против официоза в отношениях с членами своей команды, старался со всеми поддерживать если не дружеские, то предельно открытые отношения. Ему свойственно умение моментально найти подходящее для данной ситуации действие и определить его темп, реализовать гибкую модель поведения при достижении цели, отыскать плодотворные идеи и нужную информацию. Несмотря на внешнее давление — конкуренцию, жесткие формы контроля — он умеет открывать новые «ниши» для осуществления своего замысла, удачно избегая опасности.

Положительные черты

Отрицательные черты






































ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Преимущества и недостатки применения франчайзинга


Наименование субъекта франчайзинговых отношений


Преимущества


Недостатки


Франчайзер
















Франчайзи