Методическая разработка
по теме
«Живопись на бересте»
Разработала учитель ИЗО
МБОУ СОШ №5 г. Липецка
Горячих Г.А.
Цель:
Умение по новому использолвать природный материал бересту в организации пространства современного интерьера.
Задачи:
Приобретение навыков и приемов работы с берестой
Познакомить с историей развития одного из видов народного декоративного творчества.
Развитие навыков работы в жанре «Архитектурный пейзаж».
Выполнение пейзажа в ограниченной цветовой гамме (3 цвета)

Материалы и инструменты:
1. Рамка деревянная
2. Картон-основа
3. Клей ПВА, «Момент»
4. Безопасное лезвие (заклеенное с одной стороны скотчем)
5. Ножницы
6. Цирровка или отработанный шариковый стержень
7. Калька
8. Акварель двух цветов: черный, коричневый (сепия)
9. Гуашь белая
10. Кисти беличьи №1,3 и щетинная - №12
11. Морилка водорастворимая
12. Лак мебельный бесцветный
13. Лак для волос
Есть в природе уникальный материал, который можно резать и сшивать, склевать, раскрашивать, плести, и создавать разнообразные изделия.
Материал этот – береста. Наружная часть коры березы называется берестой или берёсто. Береста — доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок и становится гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста прекрасно сочетается в поделках с другими природными материалами.
Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве севера России. Сохранились предметы, относящиеся к X—XVII вв. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории России: в Вологодской, Новгородской и Велико-Устюгской областях. В фольклоре северных областей России сохранилось множество песен и поговорок, воспевающих красоту и полезность этого дерева - помощницы-березы. В старинной русской поговорке-загадке говорится:
Стоит дерево цветом зелено;
В этом дереве четыре угодья:
Первое — больным на здоровье (банный веник),
Второе — от тьмы свет (лучина),
Третье — дряхлых пеленание (крепление битой посуды),
Четвертое — людям колодец (сок березы).
Охотники и рыбаки укрывали берестой шалаши, делали спальные подстилки, в домах стояли люльки-колыбельки. Женщины создавали прекрасные веера, делали трафареты узоров для рукоделия. Многие народности использовали берестяные ведра, туеса для хранения воды и даже кастрюли для приготовления пищи! Ведь такая берестяная кастрюля, наполненная водой и поставленная над углями, — не горит!
А в Северном Китае и Корее из бересты и сегодня создают большие картины и панно, используя не только различные слои бересты, текстуру и толщину, но и перья птиц, засушенные травы, мхи и лишайники.
ЗАГОТОВКА БЕРЕСТЫ:
1 . Заготовлять бересту лучше всего весной в мае – июне.
2. Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах.
3. Для заготовки пластовой бересты на стволе березы делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты-лыка — спиральные, вокруг ствола.
4. Если вам нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая места гладкие и без сучков.
.5. Вся наружная (белая) сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи и росших на березе грибков и мха.
6. Внутренняя сторона освобождается от остатков пористой, коричневой коры березы и протирается влажной тряпкой.
7. Бересту для сохранности надо просушить и держать в сухом, затемненном и прохладном месте.
8. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.
9. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Бересту очистить от верхних слоев (3-4 слоя) до ровной поверхности при помощи безопасного лезвия

Бересту приклеить на картон-основу клеем «Момент» и положить под пресс на 2-3 часа
Рамку тонировать морилкой водорастворимой щетинной костью, дать просохнуть 20 минут
Покрыть рамку лаком и оставить до высыхания на 30 минут

Вклеить готовую для работы бересту в рамку клеем «Момент»
Перевести на кальку готовый рисунок
При помощи цирровки перевести на бересту рисунок с кальки

Белой гуашью заполнить пространство архитектурных элементов: стены, барабан и стволы берез

Затонировать коричневой акварелью купола, главки, крыши архитектурных сооружений и кроны деревьев
Блики на куполах оставить не затонированными

Теневые стороны стен и барабанов затонировать акварелью черного цвета с растяжкой
Окна зданий затонировать плотно черным цветом

Гуашью белого цвета выделить отдельные архитектурные элементы: решетки на окнах
На куполах прорисовать рисунок кровли акварелью черного цвета

Дорисовать элементы пейзажа
Закрепить рисунок лаком для волос
Оформите картиной интерьер комнаты

ЛИТЕРАТУРА:
Основы художественного ремесла.
Поделки из природных материалов.
Москва. «АСТ-ПРЕС».1999
Интернет
http://www.patlah.ru «Энциклопедия Технологий и Методик»
http://www.umelyeruchki.ru\podelky\priroda-podelki