СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
УЧИТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ
ПАРИНОВА Е.Е.
ТАНКОВОЕ
2016
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.
Несколько лет назад мы перешли на новые стандарты в образовании — ФГОС. Требования к уроку изменились, если раньше большую часть занимала лекция учителя, то теперь это самостоятельная деятельность ученика. Учитель в данном случае выполняет роль тьютера, то есть наставника.
Переход на новые образовательные стандарты был обусловлен стремительными переменами в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Это не могло не сказаться на поведении и жизненных ориентирах каждого из нас. А с чего начинается наша жизнь — «со школьного порога». Следовательно, пришло время смены педагогических канонов. Современный выпускник должен быть всесторонне развитым, творческим и способным самостоятельно разбираться в лавине информации, которая сваливается на него. Он должен уметь отстаивать свою точку зрения, иметь свой взгляд на мир, а для того чтобы он был верным необходимы знания. А как этого добиться, спросите Вы? Да только обучая его этому с детства. Ведь большую часть времени дети проводят именно в школе. Вот на школу и возлагается эта ответственная миссия. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами выпускники должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни и уже без чьей-либо помощи, из потока информации выбирать главное и достоверное. Я считаю, что когда учитель рассказывает что-то ученику, это запоминается хуже, так как второй не приложил никаких усилий для поиска информации по интересующему вопросу. Когда же обучающийся самостоятельно пытается добыть знания, он ценит это, так как потрудился и следовательно, быстрее и лучше запомнит. Но роль учителя здесь не уменьшается, а наоборот его работа усложняется, так как он должен суметь направить, скорректировать и помочь найти то, что необходимо в данный момент. Научить — учиться. Готовиться к такому уроку вдвойне сложнее.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком ( психологическом) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Давайте, сравним этапы урока в традиционной системе и при деятельностном подходе :
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционного и урока нового поколения
Структура урока изучения нового материала | Структура урока «открытия» новых знаний |
1. Организационный этап. | 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
2.Сообщение темы, постановка цели и задач | 2. Этап актуализации и пробного учебного действия |
3. Проверка домашнего задания воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости) | 3. Этап выявления места и причины затруднения |
4. Актуализация знаний. | 4. Этап построения выхода из затруднения. |
5. Введение новых знаний. | 5. Этап реализации построенного проекта. |
6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. | 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
7. Оперирование знаниями в новых ситуациях | 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. |
8. Обобщение и систематизация знаний | 8. Этап включения в систему знаний и повторения. |
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
10. Определение и разъяснения домашнего задания. |
|
Исходя из таблицы видно, что на протяжении всего урока ученик самостоятельно получает знания и учиться применять их на практике.
В разделе: “ Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования”, ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1)формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2)овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3)формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4)формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.
Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Мы - педагоги обязаны отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
Личностный
Регулятивный
Познавательный
Коммуникативный
В каждом из этих блоков УУД есть свои интересные задания, более того в зависимости от класса в котором ребенок учиться набор заданий различен.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История».
Класс | Личностные результаты |
5 | - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России; - осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия; - усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. |
6 | |
7 | |
8 | |
9 |
Метапредметные результаты
Класс | Познавательные |
5 класс | - воспроизводить по памяти знания общеобразовательного характера; - демонстрировать понимание процедур решения проблем (задач); - обнаруживать сходные и противоположные факты, явления, признаки; - описывать объекты и сравнивать их по выделенным признакам; - определять родовидовые отношения изучаемых понятий; - использовать умения и ключевые компетенции для выполнения задач, когда действия регламентированы четкими правилами, описывающими процедуры и стратегии; - объяснять изученные положения на конкретных примерах; - выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей |
6 класс | - воспроизводить и понимать базовые знания по истории; - определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; - выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; - различать факт и мнение; - вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме; - вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности; - аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме; -выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина |
7 класс | - сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; - понимать и воспроизводить структуру научного понятия; - конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры; - находить основание для сравнения фактов, явлений; - выделять характерные причинно-следственные связи; - различать факт, мнение, доказательство, гипотезу; - разделять процессы на этапы, звенья; -комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; - строить рассуждение с доказательством от противного; - решать проблемы, используя предоставленную информацию; - объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов; - критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис |
8 класс | - подбирать аргументы, формулировать выводы; - определять структуру объекта познания; - выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов; - мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения; - создавать рефераты; - конструировать новые алгоритмы деятельности; - использовать для познания окружающего мира различные естественнонауч- ные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; - рассматривать факты, явления, мнения с разных точек зрения; - формулировать проблемный вопрос, обнаруживая противоречивость фактов и явлений; явлений; - создавать рефераты |
9 класс | - различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; - выдвигать и обосновывать гипотезы; - определять степень убедительности аргументов; - определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; - решать задачи разнообразных классов, в том числе задачи, требующие поиска пути и способов решения; - использовать диапазон умений в конкретной области для выполнения задач и демонстрировать личную интерпретацию посредством отбора и адаптации методов, инструментов и материалов; - применять знания в новой области, отбирая и адаптируя методы, инструменты, материалы |
Класс | Регулятивные |
5 класс | - осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
6 класс | - осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
7 класс | - вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений; - выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности; - оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике; - брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы; - воспринимать разнообразие и межкультурные различия; - высказывать и защищать свою точку зрения; - осуществлять самокоррекцию; |
8 класс | - самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения; - осознавать сферы своих интересов и возможностей; - работать в команде: согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач; учитывать особенности различного ролевого поведения; - отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности; - понимать ценность образования как средства развития культуры личности |
9 класс | - знать и понимать свои права и обязанности как гражданина России; - понимать ценности культуры, искусства, науки; - осознанно определять сферы своих интересов и возможностей; - определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения |
Класс | Коммуникативные |
5 класс | - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; - создавать краткие публичные сообщения на избранную тему; - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - выполнять в повседневной жизни этические и правовые нормы, экологические требования |
6 класс | - создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; - корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
7 класс | - создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
8 класс | - владеть следующими видами публичных выступлений: высказывание, монолог, дискуссия; - излагать различные точки зрения на один вопрос |
9 класс | - использовать различные языки (словесный, символический, графический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - владеть следующими видами публичных выступлений: высказывание, монолог, дискуссия; - создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); |
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление или опыта российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Крыма, России и всего человечества;
воспитание уважения к историческому наследию народов, населяющих Крым, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном многоконфессиональном обществе Республики Крым и Российской Федерации в целом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Обществознание»
Класс | Личностные результаты |
5 | - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. |
6 | |
7 | |
8 | |
9 |
Метапредметные результаты
Класс | Познавательные |
5 класс | - воспроизводить знания общеобразовательного характера; - демонстрировать понимание процедур решения проблем (задач); - обнаруживать сходные и противоположные факты, явления, признаки; - описывать объекты и сравнивать их по выделенным признакам; - определять родо-видовые отношения изучаемых понятий; - использовать умения и ключевые компетенции для выполнения задач, когда действия регламентированы четкими правилами, описывающими процедуры и стратегии; - объяснять изученные положения на конкретных примерах; - выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей |
6 класс | - воспроизводить и понимать базовые знания по обществознанию; - определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; - выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; - различать факт и мнение; - вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме; - вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности; - аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме; - выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина |
7 класс | - сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; - понимать и воспроизводить структуру научного понятия; - конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры; - находить основание для сравнения фактов, явлений; - выделять характерные причинно-следственные связи; - различать факт, мнение, доказательство, гипотезу; - разделять процессы на этапы, звенья; -комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; - строить рассуждение с доказательством от противного; - решать проблемы, используя предоставленную информацию; - объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов; - критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис |
8 класс | - подбирать аргументы, формулировать выводы; - определять структуру объекта познания; - выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов; - мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения; - конструировать новые алгоритмы деятельности; - использовать для познания окружающего мира различные естественнонауч- ные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; - рассматривать факты, явления, мнения с разных точек зрения; - формулировать проблемный вопрос, обнаруживая противоречивость фактов и явлений; - создавать рефераты |
9 класс | - различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; - выдвигать и обосновывать гипотезы; - определять степень убедительности аргументов; - определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; - решать задачи разнообразных классов, в том числе задачи, требующие поиска пути и способов решения; - использовать диапазон умений в конкретной области для выполнения задач и демонстрировать личную интерпретацию посредством отбора и адаптации методов, инструментов и материалов; - применять знания в новой области, отбирая и адаптируя методы, инструменты, материалы |
Класс | Регулятивные |
5 класс | - осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
6 класс | - осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
7 класс | - вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений; -выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности; - оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике; - брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы; - воспринимать разнообразие и межкультурные различия; - высказывать и защищать свою точку зрения; - осуществлять самокоррекцию |
8 класс | - самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения; - осознавать сферы своих интересов и возможностей; - работать в команде: согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач; учитывать особенности различного ролевого поведения; - отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности; - понимать ценность образования как средства развития культуры личности |
9 класс | - знать и понимать свои права и обязанности как гражданина России; - понимать ценности культуры, искусства, науки; - осознанно определять сферы своих интересов и возможностей; - определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно-следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); - выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Класс | Коммуникативные |
5 класс | - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; - создавать краткие публичные сообщения на избранную тему; - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - выполнять в повседневной жизни этические и правовые нормы, экологические требования |
6 класс | - создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; - корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
7 класс | - создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
8 класс | - владеть следующими видами публичных выступлений: высказывание, монолог, дискуссия; - излагать различные точки зрения на один вопрос |
9 класс | - использовать различные языки (словесный, символический, графический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - владеть различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления) |
Предметные результаты
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимать значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Теперь давайте с Вами посмотрим, какие же требования в итоге предъявляются к современному уроку. Для этого проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока, выделяя те самые универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются :
Таблица 2.
Формирование УУД во время урока
Требования к уроку | Урок современного типа | УУД |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные, целеполагание, коммуникативные |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные, планирования |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Современный учитель не имеет морального права при обучении руководствоваться лишь сухими требованиями УУД, мы обязательно должны использовать индивидуальный подход к каждому из учащихся.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
состояние здоровья детей;
успеваемость по основным предметам;
уровень развития речи;
степень владения русским языком;
умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
стремление принимать и решать учебную задачу;
навыки общения со сверстниками;
умение контролировать свои действия на уроке.
Использование компетентно-ориентированных заданий на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
извлекать информацию из источника;
описание объекта по схеме;
составление характеристики исторического деятеля;
работа с картой («чтение карты»), схемой;
анализ исторического источника;
чтение и обобщение фактов из литературного источника;
составление вопросов к тексту, ответы на них;
комментированное чтение текста;
составление простого и сложного плана;
составление сравнительных, хронологических таблиц;
составление кластера;
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
составление логической схемы, цепочки;
диспуты;
дискуссии;
проблемные вопросы и задачи;
проектные работы;
презентации;
социологические опросы и др. виды деятельность.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Использование данные виды работы на уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Опираясь на опыт работы, можно утверждать, что УУД имеют свои недостатка, но достоинств для современного педагогического образования в них несомненно больше. Так давайте же рассмотрим достоинства и недостатки традиционных способов формирования УУД на уроках истории.
Достоинства и недостатки традиционных способов формирования УУД на уроках истории.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях, позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ науки и образцов способов деятельности. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. Коллективный характер усвоения позволяет оперативно выявить типичные ошибки, ориентирует на их устранение.
Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. Превалирует субъектно – объективный стиль отношений между учителем и учащимися. Наиболее типичными заданиями являются следующее: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти".
Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.
Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.
Таким образом, современная школа идет в ногу со временем .Первые результаты уже есть, это желание учувствовать в олимпиадах различного уровня все большего количества обучающихся и проведение исследований с дальнейшем выступлением на научно-практических конференциях и др. Ученикам очень нравиться делать что-то самостоятельно, значит ему доверяют. Благодаря этому развиваются индивидуальные, нравственные качества ученика, происходит воспитание его гражданских, демократических и патриотических убеждений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года) "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.22., ст.58 п.1).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа от 29.12.2014 г. №1644).
3. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 653-657.
4.Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm.
5.Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no =12250
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. ,
13