Методический конструктор
«Школа – территория общественного доверия»
Пояснительная записка
"Школьный дом - это и родительский дом, но с большими возможностями и выбором, где хорошо учиться и уютно жить каждому, как в семье, каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он - человек".
В связи с введением ФГОС второго поколения и объединением двух школ путём реорганизации изменилась социо-культурная среда школы. Возникла необходимость в изменении системы взаимодействия с родителями. В нашей школе работа с родителями построена в соответствии со ст. 44 п.3,п.4, п.6,п.7, п.8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе доверия, открытости и взаимопонимания . Родители, как социальные партнёры школы, являются одним из ресурсов повышения качества образования.
От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят достижения в воспитании и развитии детей. Методический конструктор помогает организовать участие родителей в жизни школы. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Она рассматривается, как ресурс повышения качества образования.
Цели и задачи школы в работе с родительской общественностью
Цель: интеграция семьи и школы в интересах социального развития детей и формирования жизненного маршрута ребёнка.
Задачи:
1. Вовлекать родителей в работу коллегиальных органов государственно-общественного управления школы для повышения качества образования.
2. Вовлекать родителей в формирование материально-технической базы школы в соответствии с ФГОС второго поколения;
3. Вовлекать родителей в школьные мероприятия в соответствии с планом работы школы.
Организация работы с семьей в школе строится на основе установления заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь родителей, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.
Семья является сильнейшим фактором воспитания, но сложность заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует. Когда ребёнок приходит в школу, он показывает мир своей семьи (условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта). Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных первых успехов.
Семья должна передать эстафету воспитания школе и продолжить оказывать сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.
Связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести форму тандема, потому что обоюдным интересом такого союза выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями. У них общий объект заботы – ребёнок. Первое условие их взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Они должны понимать друг друга, устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате. Надо, чтобы в семье ребенку были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.
Значительное место во взаимодействии семьи и школы отводится накоплению педагогических знаний родителями. Становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. В этой работе нам помогают родители-союзники. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, ведь формы участия родителей и школы разнообразны.
Основными принципами работы с родительской общественностью являются доверие, открытость и прозрачность. Надо понимать, что в современном мире число родителей, которых условно можно назвать «идеальными» не так велико. Так выглядит портрет идеального родителя в сравнении с современным родителем.
Современный родитель | Идеальный родитель |
Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами ребенка; пассивный; неуверенный в успехе ребенка; имеющий низкую общую культуру; не обладающий педагогическими знаниями; перекладывающий воспитание на школу. | Уделяющий время воспитанию; расположенный к общению с ребенком; активный участник учебно- воспитательного процесса; уверенный в успехе ребенка; стремящийся повысить свой культурный уровень; стремящийся к получению педагогических знаний; расположен к сотрудничеству с детьми (способен устанавливать с ними партнерские отношения родитель- наставник, советчик, друг). |
Проанализировав социальный паспорт нашей школы, было установлено, что большинство родителей относится к первой группе - современный родитель. Наша задача заключается в поиске путей и решений для мотивации родителей быть «идеальными». Для этого мы применяем разнообразные формы работы с родительской общественностью.
Формы работы с родительской общественностью
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания (классные и общешкольные) Родительские конференции Беседы Индивидуальные консультации Посещения на дому Работа с членами родительского комитета класса Лектории для родителей | |
Взаимодействие с родительской общественностью через
электронные ресурсы
«Обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения»
Развитие открытых информационных систем стало сегодня настолько всеобъемлющим явлением, что работа образовательного учреждения без их участия уже не представляется возможной. Естественно, что наша школа не могла обойтись без организации работы сайта школы.
Этот сайт является визитной карточкой школы, информация которого доступна любому пользователю Интернета. Основной задачей создания сайта явилось освещение учебной, воспитательной работы школы и знаменательных событий в жизни школы. Целью создания сайта является обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения.
Задачи:
удовлетворение права потребителя на информацию
привлечение клиентов и партнеров (их ресурсов)
обеспечение коммуникации с заинтересованными группами
удовлетворение образовательных потребностей
раскрывает обязательную информацию, обеспечивает обратную связь (прозрачность для родителей)
организует образовательный процесс (прозрачность для учащихся)
обеспечивает профессиональную коммуникацию (прозрачность для учителей и школ)
Официальный сайт – это официальное представительство школы в интернете, транслирующий информацию, обязательную для доступа общественности. Сайт школы является тем самым «окном в мир», через которое школа смотрит вовне, а извне люди смотрят на школу. В соответствии с постановлением официальный сайт школы содержит информацию, которую условно можно разделить на две части.
Инвариантная часть (нормативно-правовая база функционирования сайта) – обязательная для каждого образовательного учреждения - имеет жесткую структуру содержания, одинаковое расположение информационных блоков. Содержание инвариантной части определено требованиями Закона «Об образовании» статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» и постановлением правительства РФ № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
Вариативная часть – информационное пространство, на котором представлена любая информация об ОУ, не включенная в инвариантную часть. У каждой школы есть своя «изюминка», направления деятельности, которых может не быть в других школах. Эта информация и содержится в вариативной части. На сайте нашей гимназии появились разделы – «В помощь родителям», «Защита прав ребенка».
При работе с наполнением сайта были учтены следующие требования:
структура сайта должна быть понятной, не содержать логических противоречий, позволять посетителю сайта легко найти всю опубликованную информацию;
тексты не должны содержать грамматических и стилистических ошибок, информация должна быть достоверной и актуальной;
Сайт гимназии имеет насыщенную содержательную часть. Наиболее содержательными являются разделы, посвященные учебной работе учреждения. Это объясняется целями, определенными при создании сайта.
Содержательное пополнение сайта происходит при участии большого количества учителей и учеников. И задачей разработчиков сайта является координация всех усилий, обработка и упорядочивание собираемой информации.
Мы постарались сделать сайт удобным для посетителей, продумали его навигацию. Сайт постоянно развивается и обновляется, появляются новые материалы, документы, новые работы в коллекции проектов, фотоотчеты, что дает возможность каждому, зашедшему на сайт, получить подробную информацию о школе и ее работе. Сайт ориентирован на учителей, учеников и их родителей, выпускников гимназии и всех, кому интересна жизнь нашей гимназии.
Сайт, как выход во внешнее пространство, заставляет нас, представляя свое образовательное учреждение, строго относиться к отобранному для публикации материалу.
Единое открытое информационно-образовательное пространство школы включает в себя:
Официальный сайт нашей школы, цель которого - информирование о состоянии системы образования, целях развития и конкретных действиях для повышения качества образования в ОУ.
Личные сайты /мини-сайты педагогов на разных хостингах
Открытое участие педагогов и обучающихся в образовательных порталах различного уровня.
Основные цели, поставленные при создании единого открытого информационно-образовательного пространства школы:
собрать и по возможности структурировать всю информацию, которая генерируется в школе и вокруг школы;
представить информацию для участников образовательно-воспитательного процесса в наиболее доступном виде;
обеспечить комфортные условия и низкий входной барьер для размещения информации участниками образовательного процесса.
Информационные ресурсы, входящие в единое открытое информационно-образовательное пространство школы образуют мощный информационный поток, быть в курсе которого полезно всем участникам образовательного процесса: каждому в меру своих интересов и потребностей.
Ликбез – обучение родителей, как одна из нетрадиционных форм работы с родительской общественностью
Ликбез – это процесс массового обучения родителей с целью накопления педагогических знаний.
Эту форму мы применяем в работе для обучения родителей с целью накопления педагогических знаний.
На встречу приглашаются учителя, руководители методических объединений, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, представители родительских комитетов класса.
Пример мероприятия.
Тема: «Как помочь ребёнку выйти из трудной ситуации при подготовке к итоговой аттестации по ФГОС».
Цели: получение педагогических знаний для оказания помощи детям при подготовке к итоговым контрольным работам.
Задачи:
- познакомить родителей с материалами итоговой контрольной работы за курс начальной школы;
- выявить трудности при выполнении заданий итоговой контрольной работы;
- найти пути решения выхода из трудной учебной ситуации.
Форма: Деловая игра.
Заранее продумываются ситуации и прописываются роли родителей, о которых они узнают, увидев таблички на своих местах. Все участники распределяются по группам. Встреча начинается с проблемной ситуации.
Роли родителей: директор школы, заместитель директора, классный руководитель, ребёнок.
Проблема: ваш ребёнок в 1-2 классах учился на «4» и «5». В 3 классе в 1 триместре получил две тройки - по математике и русскому языку. Во 2 триместре добавилась ещё одна тройка по окружающему миру. Ваши действия, как родителя.
Родители разыгрывают предложенную ситуацию и приходят к первому самостоятельному выводу, что роль семьи для успешности ребёнка велика.
Затем руководитель МО знакомит родителей с процедурой проведения итоговой аттестации выпускников начальной школы.
После короткого обсуждения родителям предлагается самостоятельная работа, которая включает в себя небольшие задания из итоговой комплексной работы. На выполнение задания отводится примерно 5-7 минут. Родители выполняют задание в группе, а не индивидуально, как их дети во время контрольной работы. После выполнения идёт не столько проверка выполненного задания, а обсуждение трудностей, с которыми может столкнуться ребёнок (например, нехватка времени, неумение работать с информацией, недостаточный объём знаний и т.д.) Затем каждая группа получает задание, с которым надо поработать и предложить свои пути решения, как родителя.
Предложенные проблемы:
1 группа - понимание прочитанного текста.
2 группа - умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
3 группа - отсутствие самоконтроля.
4 группа - пробелы в знаниях у длительно отсутствующих учащихся (по болезни, по уважительной причине).
5 группа - работа с детьми группы «резерва» (дети с повышенной мотивацией и с высоким уровнем знаний - отличники).
6 группа - отсутствие положительной мотивации на получение знаний и планирование жизненного пути.
Каждая группа должна обосновать проблему, найти пути решения и представить другим участникам. После представления каждой группы, желающие родители, могут дополнять ответы. Затем свои пути решения данной проблемы представляют педагоги.
При обсуждении проблемы 6 группы - отсутствие положительной мотивации на получение знаний и планирование жизненного пути, формируется итог собрания – участие в составлении схемы жизненного пути ребёнка. Делается вывод, что только две мощные силы – семья и школа могут помочь учащемуся преодолеть все трудности и стать успешным.
Такое мероприятие преследует ещё одну цель: представители родительских комитетов совместно с классными руководителями проведут подобные игры в своих классах. Таким образом, все родители получат педагогические знания о возможностях в оказании помощи своим детям при подготовке к итоговым контрольным работам. Отзывы о такой форме проведения родительских собраний говорят сами за себя:
«Нам очень понравилось родительское собрание! Большое спасибо за беспокойство наших детей!»;
«Мы с удовольствием приняли участие! Понравилось сообща искать выход из сложившейся ситуации и решать проблемы»;
«Всё понравилось. Темы, затронутые на собрании, были интересны и пригодятся в будущем».
Предметная неделя
как одна из форм интеграции
урочной и внеурочной деятельности
для повышения качества образования
во взаимодействии семьи и школы
Учиться, должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. Увеличение предметной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес школьников и родителей к учению. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Предметная неделя представляет собой одну из форм интеграции урочной и внеурочной деятельности во взаимодействии семьи и школы. Она способствует повышению интереса и качества обученности учеников по предмету, формированию познавательной активности, расширению кругозора. Предметная неделя отражает различные формы и методы учебной деятельности. В проведении предметной недели используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся и их родителей в формировании умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности и жизни.
Пример мероприятия.
Тема: предметная неделя по русскому языку.
Цель: повышение мотивации по учебному предмету.
Задачи:
- вовлечение во внеурочную деятельность по учебному предмету;
- вовлечение обучающихся в конкурсное и олимпиадное движение;
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность;
- вовлечение родителей обучающихся во внеурочную деятельность ребёнка.
Форма проведения: конкурсы, олимпиады, игры.
В рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе прошли мероприятия, в которых мы могли увидеть совместную и творческую работу учащегося – родителя – учителя такие, как:
Командная игра «Игры слов».
Конкурс «Лингвистические головоломки».
Конкурс «Наборщик».
Олимпиада по русскому языку.
Конкурс рисунков «Русский язык в профессиях».
Творческая мастерская «Моя любимая буква», «Вкусная буква».
Конкурс «Золотое перо».
Конкурс стихов собственного сочинения «С русским я дружу, о нём стихи пишу».
Комплекс заданий по русскому языку «Грамотей -2013».
Защита проектов по русскому языку учащихся кружка «Малая академия».
Каждое утро учащиеся школы, родители и учителя могли ознакомиться с итогами предыдущего дня предметной недели. Атмосфера предметной недели царила в холле начальной школы, где были представлены работы различных конкурсов. Учащиеся не могли пройти мимо: на переменах они разгадывали ребусы, изучали стенгазеты и посещали выставки работ наших детей и их родителей. Особенно им понравилась выставка работ конкурса «Вкусная буква», где были представлены кулинарные изделия, выполненные родителями и детьми в форме любимой буквы. Учащиеся начальных классов с нетерпением ждали новый день, чтобы проявить себя в различных конкурсах: творческих и интеллектуальных. В субботу прошло торжественное закрытие предметной недели, на котором поблагодарили всех учащихся и их родителей за активное участие в предметной неделе и пожелали дальнейших успехов. Ни один учащийся не остался незамеченным. Все получили заслуженные грамоты и награды. А организаторы сделали для учащихся свой подарок – презентация «Как это было…», в которой запечатлены самые яркие моменты предметной недели.
Из опыта работы мы можем сказать, что данная нетрадиционная форма является интересной и познавательной. Она позволяет детям проявить свои знания и умения, полученные в семье и школе, а родителям реализовать свой потенциал, повысить свой культурный и педагогический уровень.
«Праздник школьного двора»
как одна из форм общешкольного мероприятия
Девиз гимназии «Инициатива, творчество, успех - Мы вместе». Это значит, что каждый ученик, каждый педагог, каждый родитель друг для друга важен, нужен, достоин внимания, заботы, поддержки и защиты – равноправные участники учебно-воспитательного процесса.
Цель праздника - создание условий для реализации партнёрских взаимоотношений всех субъектов социально-педагогической деятельности школы, как социально-педагогического центра микрорайона на основе использования кадровых, культурных, материальных возможностей социального окружения гимназии.
Задачи:
- сохранение и развитие традиций многонациональной культуры Российской Федерации.
- привлечение и участие лиц всех возрастов к общественной и культурной жизни школы.
- поддержка новых форм семейного досуга.
Форма проведения: праздник.
Традиционно весной в нашей школе в рамках опытно-экспериментальной работы «Школа-социально-педагогический центр микрорайона» проходит большой праздник «Праздник школьного двора». В нём участвуют: дети, родители, педагоги, гости из других школ и наши социальные партнёры: Родительский комитет гимназии, отдел опеки и попечительства Комитета социальной защиты населения, МУ «Территориальный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав, депутаты городского собрания. Они становятся единым целым в этом водовороте событий. Дети и их родители, педагоги и социальные партнёры могут проявить свои таланты и мастерство, участвуя в различных конкурсах и мастер-классах:
1. Весёлые старты «На старт, дедушки! Вперёд, бабушки!»
2. Сказка на английском языке «Терпенье и труд всё перетрут»
3. Викторина «География путешествий моей семьи»
4. Выставка собак «Мой верный друг»
5. «История одного человека в истории моего города»
Литературно-музыкальная викторина «Великий русский сказочник»
(по операм-сказкам Н.А. Римского-Корсакова)
6. Мастерская «Путь к успеху»
7. Мастерская «Ожившие картинки»
8. Соревнование «Наша дружная семья»
9. Конкурс «Вкуснятина»
10. Мастерская «Своими руками» (квиллинг, вышивка, плетение)
11. Мастерская «Салон красоты»
12. Выставка творческих работ «От увлечения к профессии»
13. Мастер-класс «Букет»
14. Игровая комната
15. Мастер-класс «Электричество вокруг нас»
16. Мастер-класс «Пальчики оближешь»
17. «Модный дом» Показ дефиле из коллекции «Африка глазами Севера»
18. Выставка презентаций класса «Наш класс»
19. Фотовыставка «Я, ты, он, она – вместе мы одна семья»
20. Итоговый концерт «Мы вместе»
Заключительной нотой праздника становится итоговый концерт «Мы вместе».
Данная форма работы позволяет создавать условия для реализации партнёрских взаимоотношений всех субъектов социально-педагогической деятельности школы, как социально-педагогического центра микрорайона на основе использования кадровых, культурных, материальных возможностей социального окружения школы. Сохранять и развивать традиции многонациональной культуры Российской Федерации. Привлекать к общественной и культурной жизни школы всех участников образовательного процесса, поддерживать новые формы взаимодействия семьи и школы.