СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к уроку литературы "Музыкальное искусство второй половины XIX века", 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие музыкального искусства связано прежде всего с созданием в 1862 году объединения  «Могучая кучка», задачей кото­рого являл ось отражение прошлого русской жизни и сближение музыки с поэзией            

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку литературы "Музыкальное искусство второй половины XIX века", 10 класс»

Методический материал к уроку литературы

"Музыкальное искусство второй половины XIX века"



Развитие музыкального искусства связано прежде всего с созданием в 1862 году объединения «Могучая кучка», задачей кото­рого являл ось отражение прошлого русской жизни и сближение музыки с поэзией. В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, м.п. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Идейно-художественные устремления «Могучей кучки» сложились под воздействием эстетических принципов революционеров-демократов. «Кучкисты» выступали против академической рутины, боролись за народность, нацио­нальную направленность в русской музыке. Развивая художест­венные традиции М.И. Глинки, А.с. Даргомыжского и дости­жения западноевропейских композиторов-романтиков, члены кружка создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко ис­пользуя их в своем творчестве.

Например, в 1868-1869 годах М. Мусоргский пишет на сюжет драмы А.С. Пушкина оперу «Борис Годунов», главный герой кото­рой - народ. Создает реалистические вокальные сценки из народ­ной жизни на собственные слова, слова Н.А. Некрасова («Колы­бельная Еремушке», «Калистрат» и др.); в 70-е годы работает над музыкальной драмой «Хованщина». После смерти композитора опера была завершена Н.Л. Римским-Корсаковым.

В сюжетах из отечественной истории М. Мусоргский искал от­веты на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - писал он Стасову. Одновременно он ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание музы­кальных психологических портретов. Музыкальный язык компози­тора отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были поняты только В ХХ веке.

В конце 60-х годов Н. Римский- Корсаков написал оперу «Псковитянка» по исторической драме Л. Мея, во второй полови­не 90-х - оперу-былину «Садко» и «Царскую невесту». Увлече­ние фольклором нашло отражение в операх «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, «Снегурочка» по Л.Н. Ост­ровскому.

Невелико по объему творческое наследие Л. Бородина, но в нем тоже нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в его творчестве занима­ют богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпи­ческая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика - мужественная, уравновешенная и в то же время страст­ная, трепещущая. Наиболее значительным произведением компо­зитора является опера «Князь Игорь! по «Слову О полку Игореве», работа над которой началась в 1869 году. Чтобы глубже проник­нуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старин­ные повести, исследования о половцах, былины, эпические песни. Работа продолжалась 18 лет, но не была завершена. После смерти композитора л.к Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Римский-Корсаков инструментировал ее большую часть. Премь­ера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова ... », сколько его народно-эпические черты.

К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать, однако ее эстетические принципы оказали влияние на развитие русской музыкальной культуры.