МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»
Скопинского района Рязанской области.
Методический опыт учителя русского языка и литературы
Турмышовой Ольги Анатольевны
«Технология проектно-исследовательской деятельности»
Турмышова Ольга Анатольевна успешно реализует компетентностный поход в обучении русскому языку и литературе средствами современных технологий.
Возникновению опыта способствовали:
- самообразование по актуальным вопросам современной школы;
- участие в педагогических советах, методических объединениях, вебинарах и семинарах;
- обучение на курсах повышения квалификации.
Актуальность опыта определяется тем, что компетентностный поход признан одним из путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения. Это мир информации, которая быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются; мир, где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других. Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:
уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Противоречие:
Знаниевая парадигма не нацелена на достижение этих задач.
Ученик должен владеть не только декларативными знаниями «Что?», но и процедурными «Как?»
Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.
Проблема компетенции и компетентности занимает особое место в научной литературе.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004 год.)
Таким образом, компетенция – это явление, круг вопросов, а компетентность - свойство личности. Компетенция – область знания, в которой человек может быть осведомлен; компетентность же предполагает обычно высокий уровень владения определенной областью информации.
Своеобразие и новизна методической системы заключается в использовании комплекса педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетенций у учащихся.
Задачи:
- поиск и применение наиболее эффективных педагогических технологий, дающих возможность сформировать ключевые компетенции учащихся;
- адаптация найденных технологий к условиям практической деятельности при обучении русскому языку и литературе;
- создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться», использование в своей работе таких методов и приёмов, которые помогали бы ученику в формировании необходимых ему компетенций;
В условия, предъявляемые ФГОС, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации.
На своих уроках отдаю предпочтение следующим педагогическим технологиям: проблемное обучение, технология проектно – исследовательской деятельности, игровые технологии.
Технология проектно-исследовательской деятельности:
Метод проектов зародился в США в 20-е годы XX в. Один из основоположников метода У. Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняемую «от всего сердца с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединённых в данный момент общим интересом». Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.
Большой вклад в развитие проектного обучения внесли П.П. Блонский, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие. И лишь в 1989г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько.
Впервые метод проектов Ольга Анатольевна начала применять в 2004 году на уроках литературы в 9 классе.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, навыки работы в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление.
В педагогической практике учитель применяет следующие виды проектов:
- по приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские;
- по участию в разработке: индивидуальные, групповые;
- по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проекта едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как проекты, создаваемые учащимися. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключённая в ней и осознанная человеком – поиск способов решения проблемы – решение.
Темы проектов:
Групповой информационный проект «Энциклопедия «Песни про купца Калашникова» (8 класс)
Индивидуальный исследовательский проект «Робинзонада в творчестве В.И.Пальмана» (6 кл.)
Групповой проект «Ожегов – создатель словаря» (5 кл.)
Групповой творческий проект «Запорожская Сечь Гоголя» (8 класс)
Индивидуальный исследовательский проект «Церковно – государственные праздники в современной России. В чём их смысл?» (8 класс)
Групповой исследовательский проект «Рассказ А.Солженицына «Для пользы дела» - рязанское произведение» (9 кл.)
Занимаясь с учащимися проектно-исследовательской деятельностью, Турмышова О.А. всегда помнит, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей технологией на уровне компетентности.
Презентация результатов проектирования проходит в разнообразных формах: читательская конференция, защита рефератов, литературно-музыкальная гостиная, выпуск газеты, показ компьютерной презентации, видеоролика. На эти мероприятия приглашаются учащихся других классов, учителей, родителей.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
- личностно - ориентировано;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний.
В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859–1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа)
В 80-е годы 20 в. Российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали, но и создали конкретные методики по разным предметам (Скаткин М.Н. – 1967 г., Лернер И.Я. – 1968 г., Оконь В – 1968 г., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,– 1975 г., Ильина Т.А. – 1976 г., Ильинская И.А., – 1985 г.,)
В педагогической практике преподавания литературы Турмышова О.А. использует уроки версионного характера (по классификации Г.В. Артемьева), когда проблема решается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. Например, в 9 классе при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед учениками ставится вопрос «Представим, что Онегин ответил положительно на письмо Татьяны. Как могла сложиться их жизнь?» или предлагается учащимся выдвинуть свои версии развития сюжета, отличные от авторской или из жизни.
Ольга Анатольевна пользуется и другой классификацией проблемных уроков. Уроки литературы проводит как уроки с проблемным изложением, эвристические беседы, семинары, структуированные дискуссии (групповая работа). Выбор типа урока зависит от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к исследовательской деятельности и, наконец, от готовности к открытому взаимодействию с учителем и друг с другом
- урок-дискуссия. Диспут «Моё отношение к Андрию» по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
- урок-проблемная лекция. В название урока выносится проблемный вопрос, над которым ученикам предстоит думать в ходе лекции учителя. Например, в 9 классе перед изучением творчества В. Жуковского и Н. Карамзина необходимо дать понятие «романтизм». Урок «Художественный мир русской литературы 10-20 годов 19 века» строится как проблемная лекция. На доске записывается вопрос «Почему в России начала 19 века стало возможным распространение романтизма и каковы его основные черты?» Учитель рассказывает о настроениях, которые владели обществом после 1812 и 1825 годов, опираясь на воспоминания современников и произведения писателей и поэтов того времени, на свидетельство историков. Учащиеся в ходе рассказа, подкрепленного мультимедийной презентацией, делают необходимые записи (в конце урока они будут проверены и дополнены). В конце урока ученики формулируют ответ на проблемный вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции учителя или собственными примерами. Они ценят, что им не навязывают точку зрения, оставляют простор для самостоятельных суждений.
- урок-исследование. Такие уроки Ольга Анатольевна проводит чаще всего, когда нужно проанализировать язык художественного произведения, поговорить о средствах художественной выразительности. Например, сравниваются два «Памятника»: Державина и Пушкина - и делаются выводы о различии мировоззрения и творческого метода авторов.
Преимущества проблемного обучения
развитие творческих способностей учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала;
формирование учебно-познавательной и информационной компетенций;
качественная подготовка выпускников к написанию итогового сочинения;
повышение мотивации к изучению литературы, чтению художественных произведений.
развитие коммуникативных компетенций школьников, умения работать в группе.
В свою практику Турмышова О.А. активно включает дистанционное обучение. Эффективным направлением развития дистанционного обучения может быть создание учебных сайтов на разных уровнях: создание учебного сайта учителем, страница учителя на сайте школы.
Ольга Анатольевна предлагает использовать в качестве инструмента дистанционных технологий уже созданные и работающие социальные сети, например, популярный среди молодежи сайт «ВКонтакте» (www.vk.com)
Преимущества использования социальных сетей с учебной целью:
1. Поскольку сегодня подростки значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них, а также получение знаний становится не скучным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.
2. Ученик, общаясь в социальной сети с учителем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь выглядеть незнающим или смешным в глазах окружающих.
3. Учитель для ученика психологически становится не только учителем, но и просто участником социальной сети - взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны ребенка и улучшает процесс усвоения информации.
4. У педагога значительно расширяются возможности общения с аудиторией и экономится время, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, которых в социальной сети можно застать чаще, чем в школе.
Турмышова О.А. предлагает свой вариант использования социальной сети «ВКонтакте» в качестве дополнительного элемента образовательного процесса.
Педагог может работать с учащимися со своей страницы в социальной сети, используя разнообразные функции и элементы страницы.
Таким образом, благодаря использованию социальной сети учащиеся быстро адаптируются при освоении учебной дисциплины, так как попадают в специфическую информационную среду, которая создана преподавателем, экономят время на поиск новой информации, могут получить учебные задания, задать вопросы в любое удобное для них время. Особенно продуктивен такой вариант дистанционного обучения для учащихся старших классов, в том числе при подготовке в ОГЭ в 9 классе.
Эффективность методической системы учителя доказывается результатами деятельности. Система работы Турмышовой О.А. создаёт условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к учению, развивает их интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты.