СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Метод моделирования на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском методическом семинаре.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Метод моделирования на уроках географии"»

Слайд 1

Слайд 2

Представляю тему своего методического семинара «Метод моделирования на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО»

Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Цель использования моделирования на уроках: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач, самостоятельное добывание знаний.


Слайд 3


Задачи:

1.формирование географического мышления;

2.развитие деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

3.развитие пространственного мышления через моделирование освоение географических понятий и закономерностей;

4.развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели, создание географической игротеки.

Метод моделирования формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.

Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний. Эвристические -на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.


Слайд 4


Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами. Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку учащихся.

Применяя метод моделирования на уроках географии, можно четко проследить развитие активности личности учащегося.

Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия.


Слайд 5


Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе географии в 5 классе немало.


Слайд 6

Я предлагаю ребятам построить модель, которая позволит понять принцип действия солнечных часов, а также определять положения географических объектов. Моделирование гномона и теллурия дает возможность проводить географические исследования.


Слайд 7-8


В теме «Слои «твердой» Земли» мы с ребятами выполняем пластилиновую модель Земли. При использовании пластилина на занятиях по моделированию объектов не возникает проблем восприятия самого задания, стереотипа мышления, видения объекта только в одной плоскости, смешения цветов и форм. После «пластилиновых» работ, как правило, лучше воспринимается теоретический материал. В построении моделей используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например, цветную бумагу, зубочистки, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработке различных умений, например, модели можно использовать на этапе обучения и контроля умений.

Моделирование приборов: флюгера, барометра, термометра, дождемера позволяет школьникам разобраться не только в их устройстве, но и с принципом работы, познакомиться с исследованиями, которыми занимаются метеорологи.

Слайд 9

К ПРИМЕРУ Создание устройства «Глубины океана» дает возможность «погрузиться» в глубины Атлантического океана, изучить способы приспособления животных к условиям среды обитания.

Слайд 10


Существуют и другие виды моделирования, например, информационное. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Такие модели Я ИСПОЛЬЗУЮ как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей. Так, при изучении тем «Земля среди других планет Солнечной системы», «Внутренне строение Земли», «Из чего состоит земная кора», «Природная среда. Охрана природы» использование ГЛМ позволяет:

– получить целостное представление об изучаемом объекте;

– делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;

– компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;

– организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

– избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;

- развивать такие метапредметные УУД как способность использовать ИКТ, коммуникативные умения, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умения раскрыть грамотно и обоснованно содержание своей работы, в соответствии с рассматриваемой проблемой, задачей, темой, при этом использовать имеющиеся знания и способы действий.

Приведу пример граф - логической схемы «Из чего состоит земная кора»:

Умение переводить информацию из одной формы в другую, кодировать ее в виде знаков, символов – это метапредметное умение, которое ребенок может применять на любом уроке.

В ходе изучения некоторых тем я примененяю игровое моделирование. Так при знакомстве с растительным и животным миром различных климатических поясов ребятам присваивается название наиболее распространенных животных и растений степей, саванн, тропиков, тундры, арктических и антарктических пустынь. Затем предлагается собрать в группы: растения тундры, животные широколиственного леса, растения тайги, животные степи и пр., представить флору и фауну определенного климатического пояса. Такое игровое моделирование заменяет физкультурную минутку.


Слайд 11


Также ПРИМЕНЯЮ модели-алгоритмы, относящиеся к информационному моделированию. При изучении темы «Воды суши. Реки» использую пятишаговую модель описания рек:

  1. Месторасположение реки.

  2. Длина реки, площадь бассейна.

  3. Расположение начала, истока реки.

  4. Расположение устья реки.

  5. Притоки реки.

Подобные модели-алгоритмы создаются учащимися, используются при описании любых географических объектов.

Некоторые модели удачно интегрируются и могут использоваться не только на уроках географии, но и на уроках физики (например, модели приборов и инструментов: термометра, барометра, весов и др.). Модель метеорологической станции, созданная на уроках географии, может использоваться для фенологических наблюдений.

Такие процессы как круговорот воды в природе, наличие атмосферного давления, парниковый эффект являются общими при изучении географии, биологии, химии. Поэтому моделирование таких процессов позволит понять их суть, объяснить значение, роль в природе с точки зрения разных наук.

Слайд 12


В 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.

Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.

Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты. В процессе изучения темы «Литосфера» дети рисуют физическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.

При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия как климатический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но они вполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплые участки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.

При изучении темы гидросфера, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.

Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются. При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.

Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.

Слайд 13


Все рассмотренные типы моделей применяются МНОЮ на разных этапах урока: при постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами. Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку учащихся, можно четко проследить развитие активности личности учащегося.

Для того чтобы ученики овладели моделированием недостаточно лишь демонстрировать им различные учебные модели. Я СТАРАЮСЬ, чтобы они сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования. А для этого Я СТАРАЮСЬ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ, ЗАНИМАЮСЬ САМООБРАЗОВАНИЕМ ПО ТЕМЕ метод моделирования, ГОТОВЛЮ необходимый методический и дидактический материал к изучению тем, СТАРАЮСЬ заинтересовать школьников ИЗУЧАТЬ окружающИЙ мир ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ.



Слайд 14

.