Методические приемы формирования Ууд в соответствии с современными подходами оценивания знаний и умений учащихся
Учитель – Лысенко В.Я.
ГБОУ РК КШИ Крымский кадетский корпус
Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС
изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;
развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;
комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;
оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;
введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.
Основные задачи оценивания:
- Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
- Обеспечить обратную связь;
- Оценить степень достижения намеченных целей;
- Оценить , как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
- Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Функции оценивания:
- обучающая – расширение фонда знаний;
- воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
- ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
- стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
- диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
- проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя ; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
- формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
- мощный мотив учебной деятельности учащихся;
. изменения межличностных отношений в классном коллективе , содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
Способы оценивания
- - Оценка деятельности учащихся в проекте.
- (в проекте нового Стандарта одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);
- - Оценка умения работать с различными поисковыми системами;
- - Оценка умения работать с информацией;
- - Оценка умения представлять информацию;
- - Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;
- - Оценка собственных образовательных результатов – эссе;
- - Самооценка учащегося – рефлексия.
Определения усвоения терминов и понятий
Закрепления изученного
Проверки домашнего задания
на уроке
Контроль проводится с целью
- Анкетирование тестирование кейс
- Анкетирование
- тестирование
- кейс
- «карта успеха» «подиум»
- «карта успеха» «подиум»
Выявления готовности учеников к изучению нового
- Презентация Самоанализ
- Презентация Самоанализ
- Портфолио Проект
- Портфолио Проект
- Рефлексия Эссе
- Рефлексия
- Эссе
Особенности системы оценивания по ФГОС
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы
образования;
- регулятор программы обучения.
Индивидуальный устный опрос позволяет:
Выявить правильность ответа по содержанию
Определить последовательность и самостоятельность суждений
Культуру речи
Умение формулировать вывод
Степень развития логического мышления
Основные принципы оценивания по ФГОС
Критерии и способы оценивания
критерии достижения – планируемые результаты в качестве содержательной и критериальной базы оценки
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов
оценка способности решать учебно-практические задач
сочетание внутренней и внешней оценки
метапредметные и предметные результаты
уровневый подход
накопительная система оценки индивидуальных достижений
использование персонифицированных процедур
Оцениванию подлежат предметные, метапредметные и личностные результаты общего образования
- оценивается в личных результатах :
- самоопределение ( внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка),
- целеполагание ( мотивация (учебная, социальная); границы
- Собственного знания и «незнания »),
- ценностная и морально-этическая ориентация ( ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем , оценка своих поступков).
В метапредметных результатах оцениваются:
.регулятивные УУД ( управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
- коммуникативные УУД ( речевая деятельность, навыки сотрудничества)
- познавательные УУД ( работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие)
- т.е. оценивается умение учиться.
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося
Виды заданий для формирования УУД
Личностные
мотив
Определи!
цель
итоги
значение
последствия
Верность суждения
Личностные
способ
обстоятельства
причины
ошибки
Личностные
Сформулируй!
вопросы
решение
Название темы
задачи
вывод
Личностные
шпаргалку
план
проект
презентацию
алгоритм
Личностные
По результатам
По критериям
По значению
Познавательные
даты
событие
личность
Познавательные
Выдели!
По тексту
Главное в тексте
По карте
особенности
признаки
По описанию
Познавательные
К рисунку
к главе
К документу
К тексту
К видеоклипу
К фотографии
Познавательные
- Заполни ! Реши !
- Заполни ! Реши !
- Заполни ! Реши !
Пропуски в тексте
задачу
уравнение
таблицу
кроссворд
Часть схемы
Познавательные
- Охарактеризуй ! Расшифруй !
период
аббревиатуру
символы
событие
знаки
эпоху
личность
название
Регулятивные
Причинно-следственную связь
Терминологию
Соответствие
Логическую цепочку
Последовательность
Регулятивные
схему
На диаграмме
На графике
рисунок
карикатуру
Регулятивные
Крылатую фразу
Поговорку
Пословицу
Коммуникативные
Значение
Альтернативу
Роль личности
Способ
Обстоятельства
Причины
Модель
Коммуникативные
методы
вопрос
Способы решения
Домашнее задание другу
ответ
Коммуникативные
Свою точку зрения
тезис
аргументы
эссе
вопросы
план
конспект
Коммуникативные
Сегодня я сам …
Я знаю , что…
Я считаю , что …
Сегодня для меня важнее всего…
Это важно!
Что оценивать
Кто оценивает
По каким критериям оценивать
Когда оценивать
Где фиксировать результаты