СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению разноуровневых контрольных работ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены виды разноуровневых контрольных работ, требования к ним, описание уровней: базового, основного, продвинутого.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению разноуровневых контрольных работ»

Методические рекомендации по проведению разноуровневых контрольных работ.



Преподавание со всей серьезностью ставит перед учителем проблему контроля за знаниями и навыками учащихся. Особенно важной становится эта проблема, когда наряду с усвоением сложнейшего теоретического и значительного по объему практического материала, происходит обобщение всех полученных ранее знаний.

Несовершенство «механизма» контроля может существенно повлиять на результат: практическую или психологическую сложность выполнения для учащихся и проверки – для учителя. В этой связи выполнение контрольных работ, с одной стороны, является основным видом проверки знаний и умений учащихся, а с другой, дает учителю возможность скорректировать методику преподавания той или иной темы.

Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться учителю при проведении контрольных работ, - результативность проверки, выявление объективной картины усвоения учебного материала.

Контрольная работа является классической формой письменной проверочной работы. Они должны проводиться по всем предметам. Контрольная работа предназначена для проверки умения решать основные классы ключевых задач, проверять основные моменты теории, правильно оформлять работу письменно, для развития мышления учащихся, подготовки школьников к выпускным экзаменам, для формирования уверенности учащихся в своих силах и возможностях. Контрольная работа должна вселять в учеников не страх, не неуверенность, а желание деятельности; указывать направление работы, в которой следует совершенствоваться.

Типичная контрольная работа состоит из 1 – 2 или 1 – 4 вариантов, которые примерно равны по трудности. В свою очередь, в каждый вариант входят задания, проверяющие, овладел ли ученик каким-либо точно определенным умением. Однако работа, состоящая из малого количества вариантов, неизбежно повышает вероятность списывания, особенно в старших классах. Поэтому, чтобы обеспечить индивидуальную работу учащихся, некоторые учителя увеличивают число вариантов. В основном контрольная работа состоит из 5 заданий. Ученик получает оценку, соответствующую количеству правильно решенных заданий.

Интересны домашние контрольные работы, которые применяются для систематизации материала по изученной теме, для обучения составлению задач, для работы с дополнительной литературой. Эти работы оцениваются, как правило, выше чем работы, выполненные в классе.

В последнее время учителя стали чаще проводить разноуровневые контрольные работы. Такие работы могут быть разных видов. Контрольные работы могут быть составлены в трех вариантах, различающихся по уровню сложности заданий. Первый вариант рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Он ориентирован, в основном, на достижение учащимися обязательного уровня подготовки. Для многих заданий здесь даются ответы, указания, пошаговые инструкции, некоторые данные для самоконтроля.

Второй вариант несколько усложнен. Он не только способствует достижению учащимися обязательного уровня подготовки, но и создает условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне.

Третий вариант рассчитан на учащихся с хорошей подготовкой. Здесь встречаются задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями, но и творческого подхода. проявления смекалки и сообразительности.

Учитель сам определяет, по какому варианту работать тому или иному ученику. Причем в течение учебного года ученик может переходить с одного варианта на другой.

Все эти три варианта оцениваются, как и классические контрольные работы. Опыт работы показал, что проведение таких контрольных работ вызывает некоторые возражения.

Во-первых, распределение вариантов среди учащихся дифференцирует их по уровням еще до проверки работ. Во-вторых, учащиеся, решившие с одинаковой оценкой разные варианты, выполнили разную по уровню сложности работу. Распространено мнение, что в силу своих способностей они проявили одинаковое усердие. И труд одного ученика, затраченный на более легкие задания, равен усилиям другого, занимавшегося более трудными заданиями. Не отрицая ни в коей мере воспитательного значения школьной оценки, я все-таки считаю, что для контрольной работы она должна быть не мерой прилежания, а мерой конечного результата обучения – достигнутого учеником уровня знаний, умений и навыков. Именно конечный результат должен быть мерилом оценки труда учащегося. Нужно, чтобы по оценке можно было сразу представить конкретные возможности ученика по данной теме. Мне кажется, что на эти вопросы может дать ответы проведение разноуровневых контрольных работ другого вида.

Разноуровневые контрольные работы должны удовлетворять следующим требованиям:

1.Все варианты должны быть равносильны, хотя в разных вариантах допустимы задания с несхожими формулировками.

2.Любой вариант распределяется по уровням, каждый из которых охватывает все проверяемые умения и навыки.

Таких уровней три: базовый, основной, продвинутый. Охарактеризуем эти уровни подробнее.

Базовый – задания, которые соответствуют обязательным результатам обучения по данной теме. Безошибочное выполнение этой части является необходимым и достаточным условием выставления положительной оценки. Решению только этой части работы соответствует оценка «3».

Основной – задания, подобные заданиям из основного материала учебника. Они рассматриваются предварительно на уроках, но не настолько просты или важны, чтобы умение решать их стало обязательным для всех учащихся. Выполнение этой части работы без существенных ошибок обеспечивает оценку «4».

Продвинутый – достаточно трудные задания. Это могут быть дополнительные задания к каждой главе учебника. В 10-11 классах продвинутый уровень определяется повышенными требованиями к подготовке учащихся для поступления в ВУЗы. Для выполнения этих заданий нужно уметь применять знания в новой обстановке, при непривычных сочетаниях данных задачи. Задания такого типа специально в классе не отрабатываются. Выполнение таких заданий обеспечивает ученику оценку «5».


Анализ разноуровневых контрольных работ, проводимых в нашей гимназии показал, что учащиеся нацелены на успех, потому что, выполнив базовый уровень, они приступали к основному и даже продвинутому. Конечно, ошибки они допускали, но стремление заработать более высокую оценку у наших детей развито очень хорошо.

Контрольные работы учащихся отражают результаты их учебной деятельности на протяжении целой темы. Ученикам важно узнать не только результаты. Их интересуют также и причины, которые не позволили им выполнить отдельные задания, другие возможные подходы к выполнению заданий. С этой целью учитель готовит и проводит специальный урок – анализ результатов контрольной работы.

3