СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению ВСР студентов по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению ВСР студентов по истории»

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ




















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСОБИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

























2016



Разработчик: Пашаев Ш.Н., преподаватель истории













СОГЛАСОВАНО:

На заседании ПЦК

Протокол №_____от________20_____г.

Председатель ПЦК_______________Асхабова С.С.





































Методические рекомендации по разработке методических указаний к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История» Составитель Пашаев Ш.Н..– преподаватель первой категории. Покачи: БУ СПО «Лангепасский политехнический колледж», филиал в г. Покачи









Методические рекомендации по разработке методических указаний к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История» предназначены для всех направлений подготовки, реализуемых в БУ СПО «Лангепасский политехнический колледж», филиал в г. Покачи.







Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением об образовательной деятельности в БУ СПО «Лангепасский политехнический колледж», филиал в г. Покачи. Содержат требования к структуре, содержанию и оформлению методических указаний к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине.






























Составлены в соответствии с учебным планом

и программой по учебной дисциплины

«История»





Составитель Пашаев Ш.Н.

Преподаватель истории первой категории

БУ СПО «Лангепасский политехнический колледж», филиал в г. Покачи














































Пояснительная записка



Методическое пособие по дисциплине «История» разработано согласно: «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.99 356) в образовательных учреждениях НПО, в соответствии с федеральным стандартом, базисным учебным планом (МО РФ от 17.03.05 №АФ 59/03) и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (МО России от 29.05.07 № 03 – 1180).

История в учреждениях СПО изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа предназначена для реализации государственных требований к самостоятельной работе по ППКРС/ППССЗ технического профиля и социально-экономического профиля.

Количество часов, отведенных на ВСР по профессиям технического, социально-экономического профиля –58 часов.

Назначение предмета «История» заключается в формировании у студентов собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.

В результате выполнения самостоятельных (внеаудиторных) работ студент должен:



Знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; основные исторические термины и даты;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.


Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.



Содержание

Темы

Стр.

Тема№1: Вводная часть (1 час)

Тема№2: Первобытная эпоха (1 час)

Тема№3: Возникновение Древнерусского государства. Русь и ее соседи (1час)

Тема№4: Древняя Русь в эпоху политической раздробленности (1 час)

Тема№5:Русь на пути к возрождению(1 час)

Тема№6: От Руси к России (1час)

Тема№7: Россия в царствование Ивана Грозного (1 час)

Тема№8: Смута в России начала 17 века (1 час)

Тема№9: Русская культура в 13 – 17 веках (1 час)

Тема№10: Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии (1 час)

Тема№11: Россия в период реформ Петра I (1 час)

Тема№12: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725 – 1762 г.г.) (1 час)

Тема№13: Россия во второй половине 18 века (1 час)

Тема№14: Культура России в середине и во второй половине 18 века (3 часа)

Тема№15: Россия в первой половине 19 столетия (1 час)

Тема№16: Власть и реформы в первой половине 19 века (1 час)

Тема№17: Внешняя политика Александра I и Николая I (1 час)

Тема №18: Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины 19 века (1 час)


8

8

8

8

8

8

8

9

9

9

9


9

9

9

9


9

10

10

10


Тема№19: Россия во второй половине 19 столетия. Россия в эпоху великих реформ Александра II (1 час)

Тема№20: Пореформенная Россия (1 час)

Тема№21: Россия в системе международных отношений второй половины 19 века (1 час)

Тема№22: Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России (1 час)

Тема№23: Россия в начале 20 века (1 час)

Тема№24: Россия: от русско-японской до Первой мировой войны (1 час)

Тема№25: Первая мировая война (1 час)

Тема№26: Россия в Первой мировой войне (1 час)

Тема№27: Февральская революция в России (1 час)

Тема№28: Приход большевиков к власти в России (1 час)

Тема№29: Советская Россия на международной арене (1 час)

Тема№30: Запад в 30-е годы 20 века (1 час)

Тема№31: Вторая Мировая война: причины, ход, значение (2 часа)

Тема№32: СССР в годы Великой Отечественной войны

(1 час)

Тема№33: Советский Союз в период частичной либерализации режима (1 час)

Тема № 34: Российская Федерация на современном этапе (1 час)

Тема № 35: Россия и мир в 21 (4 часа)


11


11


11


11

11

11


12

12

12

12

12

13

13

14

14


17


18

19

















































Тема№1: Вводная часть

Цель: Продолжить изучение истории, выявлять причинно-следственные связи в историческом развитии, понимать неразрывность единства прошлого и настоящего, взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, протекавших в различных районах мира



Задание. Ознакомиться с материалами об историках Геродоте, Карамзине, Татищеве



Тема№2: Первобытная эпоха

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме. Воспитать мышление, а также овладеть умением последовательно, логично и аргументировано излагать в письменной и устной форме полученные знания

Задание. Подготовить сообщение об антропологе Герасимове и его методе восстановления внешнего вида человека по лицевым костям черепа

Тема№3: Возникновение Древнерусского государства. Русь и ее соседи

Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов соотнося единичные исторические факты и общие явления. Называть условия возникновения Древнерусского государства, территории восточнославянских племен, основные древнерусские города. Характеризовать место, обстоятельства, участников событий, князей, общественных и политических деятелей

Задание. Ознакомиться с материалом о русских князьяхИгоре, Олеге, Ольге, Святославе

Тема№4: Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Цель: Закрепить у студентов умение работать с картой. Анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Характеризовать место, обстоятельства, участников событий, князей, общественных и политических деятелей

ЗаданиеОзнакомиться с материалом о русских князьях Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо

Тема№5: Русь на пути к возрождению

Цель: Продолжить формировать единичные исторические факты и общие явления, называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений. Знать факты, называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий

Задание. Подготовить сообщение о московском князе Дмитрии Ивановиче Донском, супруге Дмитрия Донского московской княжне Евдокии, Сергии Радонежском – православном святом

Тема№6: От Руси к России

Цель: Продолжить формирование навыков, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории

Задание. Подготовить сообщение о московском князе Иване III и его вкладе в укрепление и расширении Московского государства

Тема№7: Россия в царствование Ивана Грозного

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, овладеть умением логично и аргументировано излагать полученные знания. Уметь давать оценку деятельности Ивана IV

Задание. Подготовить сообщения на темы: Иван IV- российский государь; история создания Покровского собора в Москве; московский митрополит Филипп и его отношения с Иваном Грозным

Тема№8: Смута в России начала 17 века

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, овладеть умением логично и аргументировано излагать полученные знания, выражать собственную позицию и подтверждать ее доказательствами и рассуждениями научного характера.

Задание. Подготовитьсообщения на темы: нижегородские князь Дмитрий Пожарский и староста Кузьма Минин; Марина Мнишек – дочь знатного польского магната и супруга Лжедмитрия I и Лжедмитрия II

Тема№9: Русская культура в 13 – 17 веках

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме. Развитие навыка работы с различными источниками, сравнивать данные разных источников

Задание. Подготовить сообщенияна темы: русский иконописец Андрей Рублев, икона «Троица»; Успенский собор московского кремля – кафедральный собор русской православной церкви; церковь Вознесения в Коломенском – памятник русского зодчества 16 века

Тема№10: Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме. Развитие навыка работы с различными источниками, сравнивать данные разных источников

Задание. Подготовить сообщение на выбранную тему:Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернандо Магеллан

Тема№11:Россия в период реформ Петра I

Цель: Закрепить хронологические знания и умения. Знать факты, называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий

Задание. Подготовить сообщение А. Меньшиков – сподвижник, правая рука Петра I

Тема№12: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725 – 1762 г.г.)

Цель: Цель работы. Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по темам, а также овладеть умением последовательно, логично и аргументировано излагать полученные знания, выражать собственную позицию и подтверждать ее доказательствами рассуждениями

Задание. Подготовить сообщение Э. И. Бирон. Объяснить иносказательное выражение «бироновщина»

Тема№13: Россия во второй половине 18 века

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по темам, а также овладеть умением последовательно, логично и аргументировано излагать полученные знания, выражать собственную позицию и подтверждать ее доказательствами рассуждениями.

Задание. Подготовить сообщение о русском полководце А. В. Суворове

Тема№14: Культура России в середине и во второй половине 18 века

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме. Продолжить формирование поисковых и исследовательских умений и навыков

Задание. Подготовитьсообщения на темы: И. Ползунов, И. Кулибин – русские инженеры-механики

Тема№15: Россия в первой половине 19 столетия

Цель: Продолжить формировать навыки анализа, систематизации материала

Задание1. Подготовить сообщение о государственных крестьянах в России первой половины 19 века по плану: характеристика, положение в сравнении с крепостными крестьянами

Задание 2. О каком явлении говорится в тексте (один вариант ответа):

«Интенсификация системы производства стала проявляться и в обрабатывающей промышленности, причем главным полем ее применения оказалась не кустарная изба, а фабрика. Раньше всего применены были машины в области хлопчатобумажной производства, и в 40-х г.г. техника русской хлопчатобумажной промышленности стояла уже высоко. Ниже стоял технический уровень суконной промышленности, и совсем слабо развивалась в смысле приемов обработки железоделательная промышленность».

1) последствия финансовой реформы

2) привлечение иностранного капитала в Россию

3) начало промышленного переворота

4) аграрное перенаселение

Тема№16: Власть и реформы в первой половине 19 века

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, правильно ориентироваться в датах и событиях, соотносить факты и общие процессы, выделять характерные и существенные черты, классифицировать события и явления

Задание1. Подготовить сообщение о императоре Александре I

Задание 2. Ниже изложены две точки зрения на личность и политику императора Николая I.

1. Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны.

2. Николай I страстно желал процветания России. Не обладал выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено успехами, так и неудачами.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений. Которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрен

Тема№17: Внешняя политика Александра I и Николая I

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, правильно ориентироваться в датах и событиях

Задание1. Подготовить сообщение о русском полководце М. И. Кутузове

Задание 2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 г. На военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война что война почти уже выиграна. Получилось, однако наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны ё1812 г. Произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

Задание 3. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны и дату, о которой в нем говорится.

«Грустно… я болен Севастополем… Мученик – Севастополь! .. Что стало с нашими морями? … Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…. Друзей и союзников у нас нет».

Тема№18: Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины 19 века

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, правильно ориентироваться в датах и событиях

Задание. Подготовить сообщение о русском художнике В. Перове

Тема№19: Россия во второй половине 19 столетия. Россия в эпоху великих реформ Александра II

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся о либеральных реформах 1860-1870 годов.

Задание. Подготовить сообщение на тему: Александр II попытки на убийство, убийство Александра II. Народоволец В. Засулич

Тема№20: Пореформенная Россия

Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов о внутренних преобразованиях в стране, о развитии общественно-политического движения в стране

Задание. Подготовить сообщение на тему: Александр III – российский император

Тема№21: Россия в системе международных отношений второй половины 19 века

Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов о внешней политики России

Задание.Подготовить сообщение на тему:М. Д. Скобелев – русский генерал второй половины 19 века

Тема№22: Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России

Цель: Продолжить формировать навыки анализа, систематизации материала

Задание. Подготовить сообщения о русских художниках В. И. Сурикове, И. Е. Репине

Тема№23: Россия в начале 20 века

Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов о социально-политическом и экономическом развитии России в начале 20 века

Задание. Подготовить сообщение на тему: Ю. Витте – российский министр финансов

Тема№24: Россия: от русско-японской до Первой мировой войны

Цель: Развитие навыка работы с различными источниками, сравнивать данные разных источников. Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, правильно ориентироваться в датах и события

Задание.1 Подготовить сообщение на тему: Крейсер «Варяг»

Задание.2. Сравните положение российского крестьянства в конце 1890-х и в начале 1910-х г.г.

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Общее

Различия









Тема№25: Первая мировая война

Цель: Развитие навыка работы с различными источниками, сравнивать данные разных источников. Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, правильно ориентироваться в датах и события

Задание. Подготовить сообщение на тему: наследник австрийского престола - принц Фердинанд

Тема№26.Россия в Первой мировой войне

Цель: Развитие навыка работы с различными источниками, сравнивать данные разных источников. Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, правильно ориентироваться в датах и событиях

Задание. Подготовить сообщение о генерале русской армии А. Брусилове

Тема№27: Февральская революция в России

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме. Продолжить формирование навыков работы с учебником

Задание. Подготовить доклад о Г. Распутине

Тема№28: Приход большевиков к власти в России

Цель: Сформировать навык анализа, систематизации материала

Задание 1. Подготовить сообщение на тему:В. И. Ульянов (Ленин) – лидер партии РСДРП

Задание 2. Современные историки выделяют два этапа гражданской войны в России:

I этап – 25 октября 1917 г. по май 1918 г.

II этап – лето 1918 г. до конца 1922 г.

Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какие события определили границы первого этапа гражданской войны?

2. Какими признаками характеризуется первый этап7

3. Какие события определили границы второго этапа войны гражданской войны?

4. Какие признаки были для него характерны?

5. Каковы принципиальные отличия первого и второго этапов гражданской войны?

Тема№29: Советская Россия на международной арене

Цель: Закрепить умение студентов анализировать, систематизировать материал по теме

Задание. Подготовить сообщение на тему: М. Литвинов– советский дипломат

Тема№30: Запад в 30-е годы 20 века

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, а также овладеть умением последовательно, логично и аргументировано излагать полученные знания, выражать собственную позицию и подтверждать ее доказательствами и рассуждениями



Задание1. Подготовить сообщение об А. Гитлере

Задание2. Ознакомьтесь с текстом. Раскройте ваше понимание сути теории Дж. Кейнса. Как вы считаете, актуальна ли она для нашего времени?

Из книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»:

«Всего ценнее индивидуализм, если он может быть очищен от де­фектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления лично­го выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жиз­ни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбо­ра, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообра­зие сохраняет традиции, которые воплощает в себе наиболее вер­ный и успешный выбор предшествующих поколений Поэтому, хотя расширение функций правительства в связи с зада­чей координации склонности к потреблению и побуждения инвес­тировать показались бы публицисту XIX в. или современному аме­риканскому финансисту ужасающим покушением на основы индивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы».

Задание 3. Ознакомьтесь с текстами документов. Приведите аргументы «за» и «против» тоталитаризма. Почему в 1920-е годы многие европейцы не прислушивались к предостережениям об опасности фашистского режима?

Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма» (1932 г.):

«Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опираю­щийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиня­ющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не толь­ко индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность как человека Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности. Она противостоит классическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либерализмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, — свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя все ценности, — объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа.

Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которо­му неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего, кроме классовой борьбы. Фашизм проти­воположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту Государства, фашизм видит реальные потребности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства»

Тема № 31. Вторая Мировая война: причины, ход, значение

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, а также овладеть умением последовательно, логично и аргументировано излагать в письменном виде полученные знания, выражать собственную позицию и подтверждать ее доказательствами и рассуждениями

Задание.Тестовое задание Вторая мировая и Великая Отечественная война

Тема № 32. СССР в годы Великой Отечественной войны

Цель: Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала по теме, а также овладеть умением последовательно, логично и аргументировано излагать в письменном виде полученные знания, выражать собственную позицию и подтверждать ее доказательствами и рассуждениями

Задание. Выполнение олимпиадных заданий по теме Вторая мировая, Великая Отечественная война

Историческая олимпиада

1. Сколько лет прошло от окончания гражданской войны до начала Великой Отечественной войны?

2. Что такое «План Барбаросса»?

3. Что такое генеральный план «Ост»?

4. Кто такой Р. Зорге?

5. К концу мая в прифронтовой полосе из местного населения было сформировано 1 755 истребительных батальонов, которые насчитывали свыше 328 тыс. человек. Для чего создавались эти батальоны?

6. Назовите города-герои.

7. Какой советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолета в ночных условиях? Когда это произошло?

8. Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся русских полководцев и флотоводцев, были учреждены в период Великой Отечественной войны?

9. Назови героя.

А) Этот человек родился 10 ноября 1919, село Курья Алтайского края.

 С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен.

В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях.

Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами “Андрея Первозванного” (1999), “За заслуги перед Отечеством” и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружия созданные этим человеком пользуется широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.

 Б) (1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

 В) (1918-1941), летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.08.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.

10. О какой советской военной технике идет речь?

Испытав на себе мощь нашей "тридцатьчетверки", они высказывались на редкость единодушно. "...Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны" (генерал фон Меллентин). "Этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты" (генерал Блюментритт). "Бесспорно, был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты" (западногерманский журнал "3ольдат унд техник", 1965 г.). "Танк превосходил все другие типы танков. Форма корпуса - идеальная, послужившая образцом для многих позднейших танков. Отличная проходимость" (западногерманский танковый эксперт Зенгер-унд-Эттерлин).

11. Бомбардировщики дальней и фронтовой авиации Пе-2 и Пе-8 в годы Великой Отечественной войны эффективно использовались для бомбовых ударов по вражеским военным и производственным объектам; транспортным путям, в том числе находящимся глубоко в тылу на территории фашистской Германии. Кто создал эти бомбардировщики?

12. С первых минут Великой Отечественной войны вся территория этой крепости буквально кипела от разрывов мин, снарядов, авиабомб. Многие участки простреливались ружейно-пулеметным огнем. По воинским казармам и жилым домам, паркам и коновязям, мостам и воротам, ведущим в крепость, огонь велся особенно плотно. О какой крепости идет речь?

13. 2 февраля считается Днем воинской славы России. Почему?

14. «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу ..., чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 13 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии!» Кто вручил эту грамоту? Какому городу СССР?

15. О каком сражении 1943 г. генерал-полковник гитлеровских войск Х. Гудериан сказал: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику»?

16. Кто уничтожил наибольшее количество вражеских танков за первый год Великой Отечественной войны?

18. В годы Великой Отечественной войны более 600 раз советские летчики применили воздушный таран, при этом 34 пилота совершили этот подвиг дважды, а он — трижды. Кто из наших летчиков своим самолетом три раза протаранил боевые машины противника?

19. Двое советских летчиков-асов стали своего рода абсолютными рекордсменами Великой Отечественной войны по количеству сбитых в воздушных боях самолетов противника. Кто это?

20 .Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

21. Каким героическим дням Великой Отечественной войны посвящен известный роман писателя Юрия Бондарева «Горячий снег»?

22. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза? За какие заслуги?

23. Какой орден считается высшей воинской наградой? Кто им в годы Великой Отечественной войны был награжден дважды?

24. Кто и когда водрузил Знамя Победы над фашистским рейхстагом в Берлине в 1945 г.?

25. Когда и где был подписан акт о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил фашистской Германии?

26. Когда и где состоялся в Советском Союзе Парад Победы? Кто принимал его и кто командовал парадом?

27. Город, в котором в 1945 году проходил суд над главными фашистскими преступниками?

28. Песни военных лет.

Назови песню, из которой эти строки:

  1. «Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой!»



  1. «Выходила, песню заводила
    Про степного сизого орла.
    Про того, которого любила,
    Про того, чьи письма берегла.»


  1. «Ты сейчас далеко – далеко.
    Между нами снега и снега.
    До тебя мне дойти нелегко,
    А до смерти четыре шага.»



  1. «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход –
    Уйдём в предрассветный туман.
    Споём веселей, пусть нам подпоёт
    Седой боевой капитан.»


  1. «Дни и ночи у мартеновских печей
    Не смыкала наша Родина очей
    Дни и ночи битву трудную вели –
    Этот день мы приближали, как могли.»

Тема № 33. Советский Союз в период частичной либерализации режима

Цель: Продолжить формирование навыков работы с документальными источниками.

Задание 1. Подготовить сообщение о наркоме внутренних дел Л. Берии

Задание 2. Фрагмент записки Н. С. Хрущева, как называют земли, об освоении которых идет речь?

«Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения

производства зерна, с тем чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам 2500-2600 млн. пудов зерна. Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на землях в Казахстане, Западной Сибири. На 1954-1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 млн. гектаров».

Задание 3.Ознакомьтесь с документом. Ответьте на вопросы.

1. Как относились власти к новым веяниям культуры?

2. Как осуществлялся контроль за деятелями искусства и литературы?

3. Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков?

4. Что было поставлено в вину Б.Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»?

Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР

и президиума правления Московского отделения СП РСФСР

о Пастернаке

28 октября 1958 г.

…Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б.Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов…

Задание 4. Ознакомьтесь с документом. Ответьте на вопросы. Сделайте вывод.

1. Какие реформы были проведены в образовании?

2. Как развитее образования противоречило развитию экономики?

3. Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве??

4. Какие проблемы в образовании не были решены?

Из письма Члена - корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева

первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н. Косыгину

о положении сельского хозяйства СССР

1 февраля 1965 г.

…Мы несомненно и без экономической потребности и возможности раздуваем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем палку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.

Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачиха, прядильщица и другие аналогичные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилетнее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производительного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?

То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру экономических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.

Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподаванию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей…

Тема № 34. Российская Федерация на современном этапе

Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов о внутренней и внешней политики РФ на современном этапе.

Задание1.Подготовить сообщение о Президенте РФ В.В. Путине

Задание2. Прочтите фрагмент доклада заместителя председателя Госкомимущества России и укажите, как назывался приватизационный чек, о котором в нем говорится.

«Чековая приватизация в РФ завершилась 30 июня 1994 года. Главными ее результатами явилось создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления реального рынка ценных бумаг. Приватизационный чек предоставил каждому гражданину РФ реальное право на получение доли государственной собственности».

Задание 3. Прочитайте фрагмент указа президента России Б. Н. Ельцина. Определите, в каком году он был принят.

«Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародного избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа…»

1) в 1991 г.

2) в 1992 г.

3) в 1993 г.

4) в 1994 г.

Задание 4. Расположите исторические термины в хронологическом порядке их появления.

А) «Единая Россия»

Б) президент РСФСР

В) безродные космополиты

Г) оттепель

1

2

3

4







Тема № 35. Россия и мир в 21

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Мир в 21 веке». Сформировать навык поиска, анализа, систематизации материала в глобальной сети Интернет по теме.

Задание.Подготовить сообщения о международном терроризме, экологическом кризисе,антиглобалистских выступлениях

Литература:

Учебник Н. В. Загладин , Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс. М. «Русское слово» 2010

Учебник Н. В. Загладин Всемирная история. 11 класс, М. «Русское слово» 2010

Учебник Н. В. Загладин. История России. 20-начало 21 века. 11 класс, М. «Русское слово» 2010