СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по учебной дисциплине «БИОЛОГИЯ» - технический профиль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с  обучающимися  и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по учебой дисциплине «Биология», предназначены для студентов очной формы обучения по специальностям:

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по учебной дисциплине «БИОЛОГИЯ» - технический профиль»

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»




УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

_____________ Ю.В. Сметанникова

«_____» ______________ 2015 г.






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ




по учебной дисциплине «БИОЛОГИЯ»

Специальности:

21.02.06 Информационные системы обеспечения

градостроительной деятельности

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация

электрооборудования промышленных и гражданских зданий











г. Новокузнецк, 2015 г.





Данные методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по учебой дисциплине «Биология», предназначены для студентов очной формы обучения по специальностям:

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий







Разработал: преподаватель биологии Слюсарь К.С.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии естественно-математических дисциплин

"___"______________ 20__ г., протокол № ___.



Председатель ЦМК _____________Репникова Е.В.












Утверждаю:

Зам.директора по УР

_____________ ___________________

подпись расшифровка подписи

«___» __________ ________

число месяц год















СОДЕРЖАНИЕ


1.

Введение


2.

План внеаудиторной самостоятельной работы.


3.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов


4.

Методические рекомендации


5.

Система оценивания внеаудиторной самостоятельной работы


6.

Перечень литературы



Приложения








































Введение

Данное пособие разработано на основании рабочей учебной программы дисциплины биология при освоении профессий НПО и специальностей СПО технического профиля, как базовой учебной дисциплины технического и естественно-научного профиля, для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Цель данного пособия:

содействие формированию специальной профессиональной компетенции в области освоения биологии, обеспечивающей базовый уровень профессиональной квалификации.

Задачи самостоятельной работы студента:

  • развитие навыков самостоятельной учебной работы;

  • освоение содержания дисциплины;

  • углубление содержания и осознание основных понятий дисциплины;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий для эффективной подготовки к дифференцированному зачету и экзамену.

Изучение дисциплины осуществляется по выполнению самостоятельных работ, в которых последовательно закрепляются знания, умения и навыки:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Реализация дедуктивного подхода к изучению биологии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных задач и т.д.).

Программа содержит тематику рефератов, сообщений и творческих работ для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического и естественнонаучного профилей в учреждениях НПО и СПО.

В процессе изучения биологии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы:

  • самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины;

  • подготовка к лекционным занятиям;

  • подготовка к лабораторно-практическим работам, семинарам, деловым играм;

  • выполнение домашних заданий по закреплению тем;

  • выполнение домашних заданий по решению типичных задач и упражнений;

  • составление и оформление докладов и рефератов по отдельным темам программы;

  • научно-исследовательская работа студентов;

  • участие в тематических дискуссиях, олимпиадах по биологии.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы:

  • индивидуальная;

  • групповая (по 3-4 человека);

  • фронтальная (всей подгруппой).

Данная методическая разработка содержит методические указания студенту по выполнению самостоятельных работ и оформлению отчета и список основной и дополнительной литературы. Работы должны быть выполнены студентами самостоятельно.

Основной целью данного учебного пособия является содействие формированию основных общих компетенций студентов:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.




План внеаудиторной самостоятельной работы

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

11.02.12 Почтовая связь

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

тем п/п

Наименование разделов и тем

Вид самостоятельной работы

Кол-во ч.


I раздел. Введение



1.1.

Задачи общей биологии

Работа с конспектом- составление ОК.

0,5

1.2.

Критерии живых систем. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Привести примеры проявления свойств живых систем на разных уровнях их организации

0,5


Раздел 2. Учение о клетке



2.1.

Клетка – элементарная живая система.

Работа с конспектом – составить ОК.

1

2.2.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

Работа с конспектом – заполнить таблицу.

0,5

2.4.

Углеводы. Липиды.

Работа с конспектом – составить ОК.

0,5

2.6.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

Изображение животной клетки и обозначение ее органоидов.

0,5

2.7.

Органоиды клетки.

Написание рефератов по темам (по выбору) - Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

-Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

-Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

-Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

-Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

-Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

-Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

-Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

-Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания, их профилактика.

3

2.10

Жизненный цикл клеток. Деление клетки.

Работа с конспектом – нарисовать схему деления клетки.

0,5


Раздел 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов



3.1.

Организм – единое целое.

Написание рефератов

3

3.4.

Мейоз. Образование половых клеток.

Составление опорного плана по теме.

0,5


Сходство зародышей. Биогенетическийзакон.

Подготовка сообщений по темам (по выбору):

-Биологическое значение митоза и мейоза.

-Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

-Половое размножение и его биологическое значение.

-Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

-Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

-Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

-Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

-Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

-Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

1


Раздел 4. Основы генетики и селекции



4.1.

Генетика как наука.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.

-Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

-Драматические страницы в истории развития генетики.

-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

-Этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирование, искусственное оплодотворение и т.п.).

-Центры многообразия и происхождения культурных растений.

-Центры многообразия и происхождения домашних животных.

-Значение изучения предковых форм для современной селекции.

-История происхождения отдельных сортов культурных растений.

3

4.2.

Основные понятия генетики.

Работа с конспектом – выучить понятия.

0,5

4.5.

Дигибридное скрещивание.

Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

1

4.7.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Решение генетических задач.

0,5

4.8.

Практическая работа «Решение генетических задач».

Оформление отчета о практической работе.

1

4.11.

Наследственная и модификационная изменчивость.

Решение генетических задач.

1

4.12

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии.

Решение генетических задач.

0,5


Раздел 5. Эволюционное учение



5.1.

История развития эволюционных идей.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

-«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

-Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

-Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

-Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

-Биологический прогресс и регресс.

3

5.3.

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Работа с конспектами – выполнить ОК.

0,5

5.6.

Концепция вида, его критерии.

Оформление отчета о практических работах.

1

5.9.

Макроэволюция.

Работа с конспектами- выучить понятия.

1

5.10.

Доказательства эволюции.

Работа с конспектами – выучить основные положения.

1

5.11

Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

Работа с конспектами- заполнить таблицу.

2

5.13

Биологический прогресс и регресс.

Оформление отчета о практических работах.

0,5






Раздел 6. История развития жизни на Земле.



6.1.

Гипотезы происхождения жизни.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Различные гипотезы происхождения жизни.

-Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

-Ранние этапы развития жизни на Земле.

-Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

-Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

-Современные представления о происхождении птиц и зверей.

-Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

-Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

-Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

3

6.6.

Эволюция человека. Человеческие расы.

Работа с конспектом – заполнение таблицы.

0,5


Раздел 7. Основы экологии.




7.1.

Предмет и задачи экологии.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

-Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

-Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

-Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

-Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

-Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

-Сукцессии и их формы.

-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

-Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

-Устойчивое развитие природы и общества.

3

7.2.

Экологические факторы. Экологические системы.

Оформление отчета о практической работе «Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем».

1

7.3.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Изображение пищевых цепей и сетей в биоценозе.

1

7.8.

Учение В.И. Вернадского. Ноосфера.

Составление конспекта по теме «Учение В.И. Вернадского. Ноосфера».

1

7.11

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Работа с конспектами- составление ОК.

0,5


Раздел 8. Бионика



8.1.

Бионика как наука. Задачи бионики.

Работа с конспектом- составить ОК.

0,5

8.2.

Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений.

Привести примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

1




СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Тема: Задачи общей биологии

Количество часов: 0,5

Цель работы: усвоить задачи, предмет и методы общей биологии.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Общая биология», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить предмет, объект, задачи общей биологии, разделы общей биологии, методы, используемые в общей биологии.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2


Тема: Критерии живых систем. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Количество часов: 0,5

Цель: закрепить представления об уровнях организации живой природы.

Общие указания к выполнению работы:

Привести 3-4 примера проявления свойств живых систем на разных уровнях их организации.

Форма контроля: устный опрос.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

Тема: Клетка- элементарная система.

Количество часов: 1

Цель: обобщить знание о клетке как элементарной единице живого.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Клетка», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить признаки живого, характерные для клетки

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

Тема: Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

Количество часов: 0,5

Цель: обобщить знания о химическом составе клетки.

Общие указания к выполнению работы:

Заполнить таблицу

Элементарный состав клетки

Химический элемент

Количество в клетке

Функции




Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5

Тема: Углеводы. Липиды

Количество часов: 0,5

Цель: расширить представление об углеводах и липидах в живых организмах.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Углеводы. Липиды», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить состав веществ, строение и выполняемые ими функции.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

Тема: Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки

Количество часов: 0,5

Цель: закрепить знания о строении животной клетки.

Общие указания к выполнению работы:

Изобразить животную клетку и обозначить ее органоиды.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7

Тема: Органоиды клетки

Количество часов: 3

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте реферат на одну из тем по выбору:

- Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

-Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

-Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

-Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

-Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

-Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

-Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

-Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

-Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания, их профилактика.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8

Тема: Жизненный цикл клеток. Деление клетки.

Количество часов: 0,5

Цель: закрепить знания о стадиях митоза

Общие указания к выполнению работы:

Нарисовать схему деления клетки (митоза) и подписать его стадии.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9

Тема: Организм - единое целое.

Количество часов: 3

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте реферат на одну из тем по выбору:

- Влияние вредных привычек на раннее эмбриональное развитие организма

- Динамические системы в живом организме

- Биологические резервы организма

- Роль ЦНС в регуляции работы организма

- Иммунитет

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10

Тема: Мейоз. Образование половых клеток.

Количество часов: 0,5

Цель: расширить представление о делении половых клеток - гаметогенезе.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Гаметогенез», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить этапы овогенеза и сперматогенеза.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №11

Тема: Сходства зародышей. Биогенентический закон

Количество часов: 1

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте сообщение на одну из тем по выбору:

- Биологическое значение митоза и мейоза.

-Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

-Половое размножение и его биологическое значение.

-Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

-Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

-Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

-Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

-Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

-Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Форма контроля: устное сообщение.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №12

Тема: Генетика как наука

Количество часов: 3

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте рефераты на одну из тем по выбору:

-Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.

-Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

-Драматические страницы в истории развития генетики.

-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

-Этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирование, искусственное оплодотворение и т.п.).

-Центры многообразия и происхождения культурных растений.

-Центры многообразия и происхождения домашних животных.

-Значение изучения предковых форм для современной селекции.

-История происхождения отдельных сортов культурных растений.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №13

Тема: Основные понятия генетики.

Количество часов: 0,5

Цель: усвоить основные понятия генетики

Общие указания к выполнению работы:

Выучить определения следующих понятий: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, норма реакции, доминантный признак, рецессивный признак.

Форма контроля: письменный опрос

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №14

Тема: Дигибридное скрещивание

Количество часов: 1

Цель: освоить применение законов Г. Менделя на практике при решении задач

Общие указания к выполнению работы:

Решите следующие задачи:

Задача 1

В семье кареглазого мужчины, мать которого имела голубые глаза, и кареглазой женщины родился голубоглазый сын. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье также будет голубоглазым?

Задача 2

У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №15

Тема: Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Количество часов: 0,5

Цель: освоить применение генетических законов на практике при решении задач

Общие указания к выполнению работы:

Решите следующие задачи:

Задача 1

В семье молодых здоровых родителей, не подверженных частым инфекционным заболеваниям, рождается 3 девочки-погодки. Можно ли считать, что и они, и все последующие дочери в этой семье в дальнейшем будут такими же устойчивыми к бактериальным инфекционным заболеваниям, как их родители, если известно, что бабушка этих детей по материнской линии и дедушка по отцовской имеют очень хрупкое здоровье (у них так называемая болезнь Брутона, то есть врождённый недостаток гамма-глобулинов, что и обусловливает склонность к определённым инфекционным заболеваниям). Ген, ответственный за развитие состояния дефицита гамма-глобулинов – рецессивный, локализованный в Х-хромосоме. Составьте таблицу и «историю рода».

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №16

Тема: Практическая работа «Решение генетических задач»

Количество часов: 1

Цель: освоить применение генетических законов на практике при решении задач

Общие указания к выполнению работы:

Решите следующие задачи:

Задача 1

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

Задача 2

Рыжеволосая женщина выходит замуж за мужчину с не рыжими волосами, гомозиготного по этому признаку. Какова вероятность рождения от этого брака ребенка с не рыжими волосами, если известно, что рыжие волосы – рецессивный признак?

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №17

Тема: Наследственная и модификационная изменчивость

Количество часов: 1

Цель: освоить применение генетических законов на практике при решении задач

Общие указания к выполнению работы:

Решите следующие задачи:

Задача 1

В семье Ивановых двое детей: кареглазая дочь и голубоглазый сын. Мама этих детей голубоглазая, но ее родители имели карие глаза. Как наследуется окраска глаз у человека? Каковы генотипы всех членов семьи? Окраска глаз - моногенный аутосомный признак

Задача 2

Петух с розовидным гребнем скрещен с двумя курицами, тоже имеющими розовидный гребень. Первая дала 14 цыплят, все с розовидным гребнем, а вторая - 9 цыплят, из них 7 с розовидным и 2 с листовидным гребнем. Форма гребня - моногенный аутосомный признак. Каковы генотипы всех трех родителей?

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №18

Тема: Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии.

Количество часов: 0,5

Цель: освоить применение генетических законов на практике при решении задач

Общие указания к выполнению работы:

Решите следующую задачу:

У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (в).

Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №19

Тема: История развития эволюционных идей.

Количество часов: 3

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте рефераты на одну из тем по выбору:

-История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

-«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

-Современные представления о механизмах и закономерностях эволю ции.

-Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

-Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

-Биологический прогресс и регресс.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №20

Тема: Эволюционное учение Ч. Дарвина

Количество часов: 0,5

Цель: закрепить представления о сущности эволюционного учения Ч. Дарвина

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Эволюционное учение Ч. Дарвина», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить движущие силы, механизм и результат эволюции.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №21

Тема: Концепция вида, его критерии.

Количество часов: 1

Цель: закрепить представления о видообразовании.

Общие указания к выполнению работы:

Заполните таблицу:

Этапы видообразования

этап

Описание

Пример




Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №22

Тема: Макроэволюция

Количество часов: 1.

Цель: усвоить основные понятия эволюционной теории.

Общие указания к выполнению работы:

Выучите определения следующих понятий: макроэволюция, микроэволюция, мутационная изменчивость, комбинативная изменчивость, дрейф генов, популяция, популяционные волны, таксон, вид, род, семейство.

Форма контроля: устный опрос.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №23

Тема: Доказательства эволюции.

Количество часов: 1

Цель: усвоить основные положения теории эволюции.

Общие указания к выполнению работы:

Выучите основные положения теории эволюции.

Форма контроля: устный опрос.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №24

Тема: Причины вымирания видов. Проблема сохранения флоры и фауны.

Количество часов: 2

Цель: расширить представление о причинах вымирания отдельных видов.

Общие указания к выполнению работы:

Заполните таблицу

Причины вымирания отдельных видов

Вид

Место обитания

Причина вымирания




Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №25

Тема: Биологический прогресс и регресс

Количество часов: 0,5

Цель: расширить представление о биологическом прогрессе и регрессе.

Общие указания к выполнению работы:

Заполнить схему:

Биологический прогресс и регресс

сходство

различия



Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №26

Тема: Гипотезы происхождения жизни.

Количество часов: 3

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте рефераты на одну из тем по выбору:

-Различные гипотезы происхождения жизни.

-Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

-Ранние этапы развития жизни на Земле.

-Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

-Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

-Современные представления о происхождении птиц и зверей.

-Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

-Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

-Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №27

Тема: Эволюция человека. Человеческие расы.

Количество часов: 0,5

Цель: обобщить представление о человеческих расах.

Общие указания к выполнению работы:

Заполнить таблицу

раса

признаки

место распространения




Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №28

Тема: Предмет и задачи экологии.

Количество часов: 3

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.

Общие указания к выполнению работы:

Подготовьте рефераты на одну из тем по выбору:

- Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

-Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

-Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

-Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

-Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

-Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

-Сукцессии и их формы.

-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

-Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

-Устойчивое развитие природы и общества.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.



ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №29

Тема: Экологические факторы и экологические системы.

Количество часов: 1

Цель: обобщить знания о естественных и искусственных экосистемах

Общие указания к выполнению работы:

Заполнить таблицу

естественные и искусственные экосистемы

Сходство

различие



Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №30

Тема: Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Количество часов: 1

Цель: обобщить знания о пищевых цепях.

Общие указания к выполнению работы:

Составить пищевую цепь болота.

Форма контроля: сдача работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №31

Тема: Учение В.И. Вернадского. Ноосфера.

Количество часов: 1

Цель: обобщить знания об учении о ноосфере.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Ноосфера», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить состав, взаимосвязь частей ноосферы и их функции, роль человека.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №32

Тема: Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Количество часов: 0,5

Цель: рассмотреть воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Профессия и окружающая среда», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить положительное и отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №32

Тема: Бионика как наука. Задачи бионики.

Количество часов: 0,5

Цель работы: усвоить задачи, предмет и методы бионики.

Общие указания к выполнению работы:

Составить опорный конспект на тему «Бионика», используя методические рекомендации по составлению опорного конспекта. В работе необходимо отразить предмет, объект, задачи бионики, разделы бионики, методы, используемые в бионики.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №33

Тема: Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений.

Количество часов: 1

Цель: расширить представление о значении бионики.

Общие указания к выполнению работы:

Привести 10-12 примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.



















































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Подготовка информационного сообщения – это внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.

2. Написание реферата– это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата требованиям.

Требования к содержанию и оформлению учебного реферата

студентов ГБОУ СПО «НТСТиСО»

1. Содержание учебного реферата должно включать в себя три части: введение, изложение, заключение по рассматриваемой теме, а также список использованной при написании реферата литературы и лист оглавления. Реферату по усмотрению его автора может быть предпослан эпиграф.


2. Во введении должна быть изложена цель написания реферата по данной теме, место этой темы в изучаемом разделе учебной дисциплины, основные направления (задачи) изложения темы.


3. Во втором разделе должно быть раскрыто основное содержание темы реферата по намеченным во вступлении направлениям (задачам) и приведены доводы, обосновывающие точку зрения автора реферата по излагаемым вопросам. В этом разделе допускается использование цитат известных ученых и писателей, подтверждающих доводы автора реферата.


4. В заключении приводятся краткие выводы по излагаемой теме. Эти выводы не должны быть простым перечислением изложенных ранее вопросов, а должны свидетельствовать о степени новизны и полезности для автора реферата от изучения изложенной темы и о том, что цель, поставленная во введении, достигнута.


5. В конце реферата должен быть приведен список литературы, использованной при его написании, а в тексте самого реферата должны быть указаны ссылки на соответствующие литературные источники.


6. Лист оглавления должен содержать перечень частей (рубрик) реферата и номера начальных страниц этих частей (рубрик) по тексту реферата.


7. Эпиграф (в случае его наличия в реферате) должен отражать основную идею реферата.


8. Реферат должен представляться в напечатанном виде на белой бумаге формата А-4. размещение текста на листе должно осуществляться с отступом 25мм. по каждой стороне листа. Шрифт 12. Межстрочный интервал 1,5. При наборе на персональном компьютере рекомендуемый тип шрифта «Times New Roman».


9. Страницы реферата должны быть пронумерованы. Счет страниц должен вестись от титульного листа, которому присваивается номер 1 (печатать номер страницы на титульном листе не требуется).


10.Объем реферата должен быть достаточным для изложения темы и, в общем случае, не должен превышать 15 страниц.




















ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ”







РЕФЕРАТ


по учебной дисциплине « ХИМИЯ»


на тему « »





Выполнил:

Студент(ка) 1 курса

группы


Проверила:

__________________



2014 г.


3. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля.

Критерии оценки:

- соответствие содержания теме;

- логичность структуры таблицы;

- правильный отбор информации;

- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- работа сдана в срок.

Подготовка опорного конспекта

Запишите название темы по предмету. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.

Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы. В зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя как опорный сигнал.

Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы.
Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).

Составьте опорный конспект в соответствии с требованиями к содержанию записей.

Критерии оценки:

• Полнота изложения материала;
• Последовательность и логичность в отражении темы;
• Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
• Наглядность;
• Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.



СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оценка сообщения

Оценка «отлично» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;

  • содержание работы полностью раскрывает утвержденную тему;

  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;

  • в работе использованы современные источники;

  • работа выполнена в установленный срок.



Оценка «хорошо»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;

  • содержание работы не полностью раскрывает утвержденную тему;

  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;

  • в работе использованы современные источники;

  • работа выполнена в установленный срок.



Оценка «удовлетворительно»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;

  • содержание работы раскрывает утвержденную тему, допущены незначительные ошибки;

  • выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;

  • в работе использованы современные источники;

  • работа выполнена не в установленный срок.



Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:

  • содержание не соответствует теме;

  • содержание работы не раскрывает утвержденную тему;

  • выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;

  • работа выполнена не в установленный срок.



Оценка реферата

Оценка «отлично» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;

  • содержание работы полностью раскрывает утвержденную тему;

  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;

  • в работе использованы современные источники;

  • соответствие оформления предъявляемым требованиям;

  • работа выполнена в установленный срок.



Оценка «хорошо»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;

  • содержание работы не полностью раскрывает утвержденную тему;

  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;

  • в работе использованы современные источники;

  • соответствие оформления предъявляемым требованиям

  • работа выполнена в установленный срок.



Оценка «удовлетворительно»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;

  • содержание работы раскрывает утвержденную тему, допущены незначительные ошибки;

  • выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;

  • в работе не использованы современные источники;

  • соответствие оформления предъявляемым требованиям;

  • работа выполнена не в установленный срок.



Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:

  • содержание не соответствует теме;

  • содержание работы не раскрывает утвержденную тему;

  • выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;

  • оформление не соответствует предъявляемым требованиям;

  • работа выполнена не в установленный срок.


Оценка сводной (обобщающей) таблицы и опорного конспекта по теме

Оценка «отлично» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:

  • правильность выбора информации;

  • краткость изложения информации;

  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;

  • работа выполнена в установленный срок.



Оценка «хорошо» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:

  • правильность выбора информации, но имеются незначительные ошибки;

  • краткость изложения информации;

  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;

  • работа выполнена в установленный срок.



Оценка «удовлетворительно» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:

  • правильность выбора информации, но имеются незначительные ошибки;

  • большой объем, много лишней информации;

  • выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;

  • работа выполнена не в установленный срок.





Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:

  • неправильность выбора информации, имеются значительные ошибки;

  • большой объем, много лишней информации;

  • выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;

  • работа выполнена не в установленный срок.















ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология [Текст]: учеб. Для образоват. Учреждений нач. и сред. Проф. Образования/Константинов В.М..- 6-е изд., стереотип.- М.:Академия, 2013.- 319 с.: ил.

2. Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. И. Тупикин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 384 с.: ил.



Дополнительная литература

1.Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.: ил.

2.Большая школьная энциклопедия [Текст]. 6 – 11 кл. Т. 2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 717 с.: ил.

3.Голицын, А. Н. Основы промышленной экологии [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / А. Н. Голицын. – М.: ИРПО; Академия, 2002. – 240 с.: ил.

4.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.

5.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 352 с.: ил.

6.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 283 с.: ил.

7.Мамонтов, С. Г. Общая биология [Текст]: учеб. пособие для сред. учеб. заведений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. – М.: Высшая школа, 1986. – 320 с. ил.

8.Природа и экологические проблемы Кузбасса [Текст]: учеб. пособие. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993. – 208 с.: ил.

9.Справочник школьника [Текст]: 5 – 11кл. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. – 704 с.: ил.

10.Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 2 (Биология) / сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995. – 624 с.: ил.