«Психологический климат в классе для детей с ОВЗ как важный мотивирующий фактор»
учитель начальных классов МОУ СОШ №72 Бучина О. В.
Ежедневно дети проводят не менее семи часов в образовательном пространстве, которое мы называем «школами» и «классами». В этот важнейший для их развития период они взаимодействуют с педагогами и сверстниками, а также осваивают большой объем учебного материала и подвергаются воздействию различных стратегий обучения. Для того, чтобы результатом стало эффективное обучение, необходимо, чтобы образовательное пространство было безопасным и развивающим.
Климат в классе – многокомпонентная стратегия, включающая психологические характеристики класса и особенности культуры школы. Для обозначения понятия «климат в классе» употребляются следующие термины: среда, пространство класса; психологический климат в классе; обстановка в классе; атмосфера в классе; «экология класса» и другие. То есть мы имеем дело с самым важным компонентом контекста и мотивации обучения. Качество климата в классе предопределяют успеваемость учащихся. Дети учатся лучше, если в классе благоприятный психологический климат и чуткий понимающий педагог.
Основной принцип психологического климата в классе – создание благоприятной психологической обстановки, способствующей обучению и развитию. Здесь важно обратить внимание на три фактора: отношения (степень поддержки и взаимопомощи), личностное развитие (уровень личностного роста и самосовершенствования), поддержание системы в определенном состоянии (порядок в классе, степень понимания педагогами целей своей деятельности, постоянный контроль и готовность к переменам).
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Им всем приходилось сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих. В результате многие научились не доверять окружению. Педагоги должны понимать, что у таких учащихся существует риск формирования заниженной самооценки, развития депрессии, тревожности и страха, проявления гнева и др. В свою очередь все это отрицательно сказывается на успеваемости. В этой ситуации велика роль учителя, который должен:
- понимать эмоции, переживания учащихся и то, каким образом они влияют на мотивацию к обучению;
- создавать окружение, которое усиливает положительные эмоции и ослабляет негативные;
- понимать, что каждый день ученики приходят в школу с разным настроением, и эмоции могут им мешать;
- стараться использовать положительные эмоции в процессе преподавания;
- создавать окружение, отвечающее следующим характеристикам: стабильность, повторяемость, безопасность, теплота, эмпатия, поддержка, уверенность, чувство сопричастности, справедливость, спокойствие;
- постоянно давать понять всем учащимся, что они нужны всему классу, что их полностью принимают как личности, такими, какие они есть, несмотря на различные сложности;
- развивать аутентичные отношения, в которых учащихся принимают безоговорочно, к ним проявляют уважение и теплоту, а при необходимости и сострадание;
- поддерживать учеников, давать им понять, что они нужны и их ждут;
- отводить каждому ученику в классе свою важную роль;
- в подходящих ситуациях использовать юмор, чтобы снять напряжение и сделать учебный процесс более радостным.
Учащимся с ОВЗ сложно следовать социальным нормам и правилам. Некоторые даже специально ведут себя таким образом, чтобы эти правила нарушить. Педагог должен уделять особое внимание тому, чтобы основные правила соблюдались. Поэтому учителю необходимо:
- понимать, что обязанности и правила являются важным компонентом среды обучения;
- свести требования и правила к минимуму, необходимому для того, чтобы поддерживать порядок в классе;
- говорить о правилах в положительных, а не отрицательных или запрещающих формулировках;
- убедиться в том, что правила едины для всех;
- желательно разработать правила с участием учащихся и педагогов, чтобы ответственность за их соблюдение лежала и на учителях, и на учениках;
- планировать переход от одного вида деятельности к другому, чтобы не снизить их эффективность и свести к минимуму нарушения поведения;
- быть твердыми, но не авторитарными, помнить, что управление классом важное, но недостаточное условие для успешной учебы.
Качество психологического климата в классе предопределяет успеваемость учащихся. Они учатся лучше, если находятся в эмоционально-безопасном и предсказуемом окружении, которое их мотивирует и помогает ставить правильные цели.