ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
----------------------------------------------------------------------------------
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
по МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности
для студентов
специальности 40.02.01.Право и организация социального обеспечения
очной формы обучения
ВОРОНЕЖ

2017
ББК 67.405
М54
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель Е. В. Баркалова
М54 | Методические указания к самостоятельной работе по МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности для студентов специальности 40.02.01.Право и организация социального обеспечения очной формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Е. В. Баркалова]. – Воронеж : ВГПГК, 2017. – 24 с. Методические указания предназначены для студентов специальности среднего профессионального образования 40.02.01.Право и организация социального обеспечения по программе подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки, очная форма обучения, изучающих ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, МДК.01.01 Право социального обеспечения, МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности ББК 67.405 |
Редактор Р. И. Остапенко
Подписано в печать 23.06.2017. Формат 60 84 1/16. Бумага для офисной техники.
Гарнитура Таймс. Цифровая печать. Усл. печ. л. 2,96. Уч.-изд. л. 2,57. Тираж 25 экз.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)
Учебно-производственный участок оперативной полиграфии ВГПГК
Адрес колледжа и участка оперативной полиграфии:
394036 г. Воронеж, пр. Революции, 20

© © | Баркалова Е. В., 2017 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2017 |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка к МДК.01.02 Психология социально- правовой деятельности 4
Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы по 9
МДК.01.02 Психология социально- правовой деятельности 9
Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы 12
Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 13
Требования к оформлению контрольной работы 15
Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы 16
Список литературы 22
Пояснительная записка к МДК.01.02 Психология социально- правовой деятельности
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 Психология социально- правовой деятельности предназначены для обучающихся по специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, по специальности среднего профессионального образования 40.02.01. Право и организация социального обеспечения по программе подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки, заочная форма обучения.
Одной из важнейших проблем, является повышение качества подготовки специалистов. Студент СПО должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Организация самостоятельной внеаудиторной работы в процессе обучения в училище, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего обучения. Таким образом, в училище студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является внеаудиторная самостоятельная работа. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в рабочем учебном плане; в рабочих программах учебных дисциплин.
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по МДК 01.02 Психология социально- правовой деятельности .
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы на учебных занятиях по данному пособию может проходить в устной, письменной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности обучающегося.
Критериями оценивания внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень усвоения студентом учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общенаучных умений, обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Количество часов по учебному плану: 111 часов, в том числе: теоретических 62 часов, практических 43 часа. Итого: 111 часов.
Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения» по дисциплине МДК 01.02 «Психология социально правовой деятельности»
Особое внимание при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 Психология социально- правовой деятельности уделяется актуальным вопросам:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
определения права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;
формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;
пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;
определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
публичного выступления и речевой аргументации позиции;
уметь:
анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;
принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
формировать пенсионные дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
знать:
содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
понятия и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
структуру трудовых пенсий;
понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
государственные стандарты социального обслуживания;
порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
порядок формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
компьютерные программы по назначению пенсий, пособий, рассмотрению устных и письменных обращений граждан;
способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
основы психологии личности;
современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
В результате обучения по МДК 01.02. Психология социально- правовой деятельности формируются следующие ОК и ПК.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. |
ПК 1.2. | Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.3 | Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите |
ПК 1.4 | Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии. |
ПК 1.5 | Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат |
ПК 1.6. | Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
ОК 12. | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
ОК 13. | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы по
МДК.01.02 Психология социально- правовой деятельности
№ темы | Кол-во часов | Вид самостоятельной работы | Форма контроля |
Тема 3.1. Понятие личности. Свойства личности. | 4 | Составление плана- конспекта Понятие личности. Свойства личности | план- конспект |
Тема 3.2.Понятие и виды темперамента | 2 | Составление плана- конспекта Понятие и виды темперамента | план- конспект |
Тема 3.3. Характер: понятие, характеристика. Ценностные системы личности. Отклонения в развитии личности (акцентуации характера) | 4 | Доклад Характер: понятие, характеристика. Ценностные системы личности. Отклонения в развитии личности (акцентуации характера | Доклад |
Тема 3.4.Особенности личности пожилого человека; индивидуальные типы старения; особенности интеллекта и познавательных функций в пожилом возрасте | 4 | Составить план- конспект по вопросам: 1.Особенности личности пожилого человека; 2.индивидуальные типы старения; 3.особенности интеллекта и познавательных функций в пожилом возрасте; | План- конспект |
Тема 3.5. Психологическое консультирование в работе с пожилыми людьми. Психологическая реабилитация разных категорий инвалидов | 4 | Составить план- конспект по вопросам: 1.Психологическое консультирование в работе с пожилыми людьми. 2.Психологическая реабилитация разных категорий инвалидов | План- конспект |
Тема 4.1. Качественные характеристики личности юриста. Требования, предъявляемые к кандидатам поступающим на государственную службу | 4 | Составить план- конспект по вопросам: 1.Качественные характеристики личности юриста. 2. Требования, предъявляемые к кандидатам поступающим на государственную службу | План- конспект |
Тема 4.2. Вопросы профориентации, профотбора, формирования коллектива, профилактики профессиональной деформации личности и рекреации | 4 | Доклад Вопросы профориентации, профотбора, формирования коллектива, профилактики профессиональной деформации личности и рекреации. | Защита доклада |
Тема 5.1. Предмет медико – социальной экспертизы, основания и поводы ее назначения. | 4 | Письменно ответить на вопросы в тетрадях для самостоятельных работ: Предмет медико – социальной экспертизы, основания и поводы ее назначения. | Письменные ответы на вопросы в тетрадях для самостоятельных работ |
Тема 5.2. Методологические основы МСЭ. Вопросы решаемые МСЭ. Использование МСЭ судом. | 4 | Подготовка сообщения по теме: Методологические основы МСЭ. Вопросы решаемые МСЭ. Использование МСЭ судом. | Сообщение |
Тема 6.1.Понятие, структура, виды профессионального общения юриста | 6 | Составить план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ: 1.Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. | План- конспект |
Тема 6.2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста. Особенности речевого поведения юриста. | 6 | Подготовка сообщения по теме 1.Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста. 2.Особенности речевого поведения юриста. | Подготовка сообщения по теме |
Тема 7.1. Сущность процесса социализации личности | 4 | Подготовка сообщения по теме Сущность процесса социализации личности | сообщения по теме Сущность процесса социализации личности |
Тема 7.2. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности. Проблемы формирования личности в процессе социализации | 4 | Подготовка сообщения по теме: 1.Правовая культура – важнейший фактор социализации личности. 2. Проблемы формирования личности в процессе социализации. | сообщение по теме: 1.Правовая культура – важнейший фактор социализации личности. 2. Проблемы формирования личности в процессе социализации. |
Тема 7.3. Механизмы социализации. Институты социализации | 4 | Составить план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ: 1.Механизмы социализации. 2.Институты социализации | План- конспект |
Тема 8.1. Проблемы правовой и противоправной социализации личности | 2 | Составить план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ: 1.Проблемы правовой и противоправной социализации личности | План- конспект |
Тема 8.2.Условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных граждан и граждан, преступивших закон | 4 | Составить план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ: Условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных граждан и граждан, преступивших закон | план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ |
Тема 8.3. Психологические основы правотворчества и правореализации | 4 | Составить план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ: 1.Психологические основы правотворчества и правореализации | план- конспект по вопросам в тетрадях для самостоятельных работ |
ИТОГО: | 68 | | |
Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы
Критериями оценивания внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень усвоения студентом учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общенаучных умений, обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Оценка «5» - работа выполнена по установленному заданию, тема актуальна и раскрыта полностью, содержание соответствует теме, приведены необходимые пояснения, все вопросы логически связаны. Обучающийся проявил самостоятельность. Работа сдана в срок, выполнена аккуратно, имеет приложения в виде иллюстраций, таблиц, схем.
Оценка «4» - работа имеет несущественное несоответствие заданию, тема раскрыта полностью, однако приведены не все необходимые пояснения, логика в раскрытии вопроса частично нарушена. Работа сдана в установленный срок, имеет приложения.
Оценка «3» - работа имеет существенное несоответствие заданию, тема раскрыта частично, нет необходимых пояснений, логическая связь между вопросами нарушена. Степень самостоятельности невысокая Приложения имеются, но выполнены неаккуратно.
Оценка «2» - работа выполнена не полностью, не в срок, обучающийся не понимает содержания работы, оформление небрежно
Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
ПМ.00 Профессиональные модули
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК.01.01 | Право социального обеспечения |
МДК.01.02 | Психология социально- правовой деятельности |
Основные виды систематизированной записи текста
1.Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2.Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3.Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4.Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5.Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта
1.Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2.Выделите главное, составьте план;
3.Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4.Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5.Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа выполняется на одной стороне белой нелинованной бумаге формата А4 печатным способом на печатающих устройствах вывода ЭВМ (компьютерная распечатка). Ответ на теоретический вопрос следует начинать с нового листа.
Текст контрольной работы следует выполнять, соблюдая размеры полей: левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, абзацный отступ – 10 мм.
Текст выполняется через 1,5 интервала, основной шрифт Times New Roman, предпочтительный размер шрифта 12-14, цвет – черный. Разрешается использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. Страницы должны быть пронумерованы.
Контрольная работа включает в себя следующие разделы:
- титульный лист,
- содержание,
- основная часть,
- список использованной литературы.
Титульный лист является первой страницей работы.
Содержание должно отражать все материалы, помещенные в контрольную работу. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы. В содержание включают наименование всех разделов (они соответствуют наименованию заданий)
Содержание основной части работы должно соответствовать заданию в соответствии с вариантом методических указаний.
В конце работы приводится список литературы. Список использованной литературы должен содержать сведения обо всех источниках, использованных при выполнении работы. Заголовок «Список использованной литературы» записывают симметрично тексту с прописной буквы. Источники нумеруют арабскими цифрами в порядке их упоминания в контрольной работе либо в алфавитном порядке.
Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы
С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.
Система обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.
Работа с книгой.
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).
• Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...
• «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).
• Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Правила написания научных текстов (рефератов):
• Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного текста - это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и.
• Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы.
• Писать серьезные работы следует тогда, когда есть о чем писать и когда есть настроение поделиться своими рассуждениями.
• Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.
• Писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше – не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).
• Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Список литературы
Конституция РФ 1993 г. (ст. 7, 38, 39, 41, 45, 56, 72, 76),
Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята ВС РСФСР 26.11.91 г. (ст. 26)),
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. № 145,
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г.,
ФЗ № 165 от 16.07.99 г. «Об обязательном социальном страховании»,
ФЗ № 167 от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»,
ФЗ « 75 от 07.05.98 г. «О негосударственных пенсионных фондах»,
ФЗ № 135 от 11.08.95 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
ФЗ № 173 от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ»,
ФЗ № 166 от 15.12.01 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,
Закон РФ № 4468-1 от 12.02.93 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»,
ФЗ № 199 от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы в РФ»,
ФЗ № 8 от 08.01.98 г. «Об основах муниципальной службы в РФ»,
ФЗ № 58 от 27.05.03 г. «О системе государственной службы в РФ».
- ФЗ № 27 от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования»,
ФЗ № 167 от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»,
ФЗ № 75 от 07.05.98 г. «О негосударственных пенсионных фондах»,
Положение о Пенсионном фонде РФ (утверждено постановлением ВС РФ от 27.12.91).
ФЗ № 122 от 07.08.2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ»,
Закон РФ № 1244-1 от 15.05.91 г. (в редакции 30.12.01 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие аварии на ЧАЭС»,
ФЗ № 165 от 16.07.99 г. «Об основах обязательного социального страхования»,
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.91 г. № 5487-1 (в редакции ФЗ № 30 от 22.03.98 г.),
ФЗ № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,
ФЗ № 134 от 24.10.97 г. «О прожиточном минимуме в РФ»,
ФЗ № 8 от 12.01.96 г. «О погребении и похоронном деле в РФ»,
ФЗ № 107 от 01.08.96 г. «О компенсационных выплатах на питание, обучающихся в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях»,
ФЗ № 81 от 19.05.95 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,
Законы РФ от 19.02.93 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и № 4528-1 «О беженцах»,
Закон РФ от 19.04.91 г. (в редакции ФЗ № 36 от 20.04 96 г.) «О занятости населения в РФ»,
ФЗ № 76 от 27.05.98 г. «О статусе военнослужащих»,
ФЗ № 159 от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
ФЗ № 5 от 12.01.95 г. «О ветеранах»
ФЗ № 181 от 24.11.95 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»,
ФЗ № 5 от 12.01.95 «О ветеранах»,
ФЗ № 195 от 10.12.95 г. «Об основах социального обслуживания в РФ»,
ФЗ № 122 от 03.08.95 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста».
ФЗ № 122 от 2003 г. о замене натуральных льгот денежными компенсациями.
Список основной литературы
Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. Уч. пос. М., 2008.
Буянова М. О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения. Уч. пос. М., 1997.
Желудков А. В. Право социального обеспечения. М., 2000.
Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. Л. Право социального обеспечения. Уч. пос. для вузов. М., 2008.
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2009.
Право социального обеспечения / под ред. Э. Г. Тучковой. М., 2010.
Право социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова. М., 2011
Дополнительная литература
Сорокин К. А. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М., 2002.
Субботенко В. К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980.
Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.,1998.
Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974.
Щуко Л. П. Законодательство по социальной защите ветеранов и инвалидов Российской Федерации. М., 1998.
Интернет-ресурсы:
http://www./social.tularegion.ru
http://pfrf.ru
http://www.teachinc-for.narod.ru/
24