Методическое пособие
НАЧАЛО1
Натюрморт как учебный жанр
Натюрморт (фр. мертвая природа) – жанр изобразительного
искусства, имеющий самостоятельное значение; он может быть и
составной частью станковой композиции (жанровая картина или
портрет). Также это – отдельное произведение, художественно
воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты,
фрукты, овощи, другие неодушевленные предметы, объединен-
ные в единую композиционную группу. Могут быть изображены
объекты живой природы, изолированные от естественных связей
и тем самым обращенные в вещь – рыба на столе, битая дичь,
цветы в букете и т.п. По-
этому более точным являет-
ся название, принятое в
англоязычных странах, still
life или немецкое Stilleben –
тихая жизнь. Сама поста-
новка, которая является
объектом изображения, то-
же называется натюрмор-
том. Возник натюрморт с развитием реализма в живописи, как
самостоятельный жанр определился в XVII в. Школы натюрмор-
та сложились в Голландии, Франции, Испании, России.
Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы
жизни определенной исторической эпохи. Натюрморт органично
вписывается в тематические картины или портреты и несет
большую композиционную и сюжетную нагрузку, способствует
раскрытию сути происходящего, т.е. может характеризовать не
только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность,
образ жизни их владельца.
Функционально натюрморт, так же как и другие жанры изо-
бразительного искусства, может быть парадным, камерным и т.д.
Декоративный натюрморт запечатлевает красочность, изящество
и пышность природных форм, украшает собой интерьер. Симво-
лический, изображая, например, свечи, череп, песочные часы и
прочие предметы-символы, напоминает о быстротечности чело-
веческой жизни.
Натюрморт по назначению можно условно разделить на два
вида — учебный и творческий. В первом случае он составляется
специальным образом из нескольких предметов, которые рисуют
или пишут для развития профессионального мастерства, активи-
зации познавательных способностей, овладения основами изо-
Натюрморт – жанр изобрази-
тельного искусства или произве-
дение этого жанра, который
посвящен изображению окру-
жающих человека вещей, компо-
зиционно организованных
в единую группу.
бразительной грамоты (в определении пропорций, перспектив-
ных сокращений, тоновых и цветовых отношений и т.д.). К дру-
гому типу натюрморта относятся работы сюжетно-тематической
направленности, несущие в себе определенную идею (некоторые
натюрморты способны рассказать о человеке не меньше, чем его
портрет). При этом один вид не исключает другой: рисуя натюр-
морт, начинающие художники осваивают многие плановые и
возникающие задачи самостоятельно, начиная от компоновки до
завершения рисунка, что и составляет элементы творчества, ко-
торые, в свою очередь, развивают способность размышлять, со-
поставлять, анализировать.
Натюрморт – классический учебный жанр, по сути незамени-
мый «тренажер» начинающих художников в освоении изобрази-
тельной грамоты, своеобразная творческая лаборатория путей и
методов художествен-
ного отражения окру-
жающего мира. Он по-
зволяет поэтапно пости-
гать законы светотени,
цвета, конструктивной
формы, перспективы,
композиции, постепенно
помогая достичь уровня,
когда эти науки перестают быть препятствием, становясь средст-
вом выражения мыслей и эмоций художника. При внимательном
отношении к натюрморту он дает возможность пройти основа-
тельную профессиональную школу.
Кроме того, натюрморт для обучающихся рисованию – очень
удобная во всех отношениях натура: он неподвижен, на длитель-
ное время сохраняет свой внешний облик, с составляющими его
предметами легко манипулировать и можно придать им любое
положение или получить необходимое сочетание цветов, форм,
фактур, величин.
Одно из условий удачного результата работы начинающего
художника – привлекательность натуры, поскольку эмоциональ-
ная сторона имеет огромное значение в обучении. Положитель-
ный настрой вызывает творческое отношение к процессу рисова-
ния. Скучное же задание быстро утомляет, провоцирует желание
поскорее и кое-как завершить работу. Поэтому для письма нельзя
ставить натюрморт наспех. Его компоновка должна быть инте-
ресна: работа над хорошим натюрмортом дает возможность ис-
пытать эмоциональный подъем, без особых усилий воли увлечься
Учебный натюрморт специально
составляется из таких предметов,
которые рисуют или пишут для раз-
вития профессионального мастер-
ства, активизации познавательных
способностей, овладения основами
изобразительной грамоты.
изобразительным процессом, не терять оптимизма даже при не
всегда удачных первых шагах в творчестве.
Начинающему живописцу приходится решать целый комплекс
изобразительных задач, он еще не в состоянии уловить тональ-
ные нюансы, у него не развито и цельное видение, поэтому осо-
бенно важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организо-
ван. Начать работу над композицией натюрморта нужно с выбора
темы (сюжета) и предметов, помогающих ее раскрыть.
Натюрморт – это картина, на которой изображе-
ны обычные предметы повседневной жизни: до-
машняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и
другие. Художникам нравится писать натюрмор-
ты. Они, созданные в прошлые века, рассказывают
нам о быте этих времен, о том, как жили тогда
люди. Среди натюрмортов много и таких, на которых художни-
ки стремились просто запечатлеть окружающую их красоту.
Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает
ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображенным
на картине. И это – заслуга художника, результат постоянного
творческого труда.
Выбор предметов для натюрморта
Учебный характер натюрморта не снимает вопроса о его тема-
тике. Для соединения в нем художественно ценных качеств и
тренировочных задач нужно соответствующее содержательное
решение. Просто группа случайных
вещей, поставленных без всякой
руководящей мысли, еще не есть
натюрморт. Предметы являются
продуктом труда человека, связаны
с его деятельностью, следователь-
но, натюрморт является выразите-
лем отношения человека к этим
предметам, транслятором его чувств и переживаний. Ставя вещи
на конкретной плоскости, компонуя их – передвигая одни, убирая
или добавляя другие – нужно в первую очередь стремиться к яс-
ности выражения темы – ведущего предметного интереса. Все
вещи, которые не будут выявлять тему или будут противоречить
Просто группа случайных
вещей, поставленных без
объединяющей темы, не
может называться на-
тюрмортом.
8
ей цветом, формой, характером, размером необходимо убрать;
второстепенные предметы не должны доминировать.
В освоении искусства составления натюрморта могут помочь
естественные ком-
позиции, которые с
неистощимым разно-
образием и в боль-
шом количестве
представляет окру-
жающая обстановка.
На обеденном или
письменном столе, на
кухне, среди детских
игрушек можно найти уже готовые натюрморты – оригинальные,
с неожиданным колористическим или конструктивным решени-
ем. Такие натюрморты могут и не быть вполне готовыми и зада-
вать только основную тему. Их можно немного подправить – уб-
рать мешающие предметы, добавить недостающие. В домашних
условия моделью может служить, например, и обычный подо-
конник, особенно если окно выходит в сквер: летом одни воз-
можности, зимой другие, осенью третьи; днем и вечером – опять
своя жизнь: тут и игрушки, и аквариум, и цветы, и т.д.
Интерес к предметному миру нужно в себе развивать, внима-
тельно разглядывая и сравнивая вещи между собой, находя в ка-
ждой из них нечто особенное,
то, что достойно изображения.
Предметы могут быть привле-
кательны разными качествами.
Например, в форме предмета
можно увидеть разнообразие
составляющих ее частей, их ха-
рактер, чередование, своеобразный ритм; в окраске предмета –
цветовое богатство, игру оттенков и рефлексов; в характере по-
верхности – способ выявления материала и конструкции вещи,
ощутить ее вес, даже уловить ее запах и вкус, если это возможно.
Ценность предмета для живописи может не совпадать с его
реальной значимостью. Так, в натюрморте может оказаться кра-
сивым, например, старый побитый бидон с ржавыми пятнами,
грубый пыльный мешок из-под картошки и т.п. Наоборот, вещи
нарочито красивые, украшающие быт (статуэтки, необычные ва-
зы, резные шкатулки), в натюрморте могут стать неинтересными,
банальными и придавать композиции искусственность.
Натюрморт должен быть
интересен художнику уже
самими вещами, из которых
он составлен.
«Тренировочными» композициями могут
стать естественные, которые пре-
доставляет окружающая обстановка. В
таких натюрмортах тема уже задана,
иногда требуется лишь небольшая кор-
рекция – убрать мешающие или доба-
вить недостающие предметы.
9
Для учебного натюрморта совершенно не обязательно искать
какие-то необычные предметы, редкие или антикварные. Нужно
увидеть красоту обыкновенных вещей, которые окружают чело-
века каждый день. Чем дольше предметы побывали в употребле-
нии, тем большую ценность они могут представлять. Их формы
не случайны, они отработаны в течение веков руками многих по-
колений мастеров – гончаров, жестянщиков, столяров и, как пра-
вило, в наибольшей мере соответствуют своему назначению,
свойствам материала, способам изготовления. Поэтому простой
глиняный кувшин своими пропорциями и очертаниями способен
ответить самому взыскательному вкусу.
Предметы в композиции должны иметь смысловую связь, ко-
торая определяется их применением в жизни. Необходимо ре-
шить, какую из ее сторон натюрморт будет отражать, чем он бу-
дет полезен начинающему художнику с точки зрения приобрете-
ния профессионального мастерства. Собственно, поставить на-
тюрморт – это и озна-
чает подобрать не про-
сто интересные вещи,
но их сочетание. Если
решать задачи, связан-
ные с изучением конструкции, закономерностей пластики и
строения формы, то и предметы нужно подбирать соответствую-
щие. Для одних натюрмортов будут уместны овощи, рыба, мясо,
предметы кухонного обихода и др. В таком натюрморте к столо-
вому ножу, буханке хлеба вряд ли можно поставить веник, он
«просится» в композицию с ведром, табуретом и тряпкой. Особо-
го сочетания вещей потребует школьный натюрморт.
В первых постановках натюрморта не следует ставить слиш-
ком сложные задачи, но в то же время нельзя и механически под-
бирать предметы для постановки. Чем более продуманной будет
постановка по выбору предметов, по формам, цвету, общему ко-
лориту, тем большая гарантия и лучшего ее изображения. Можно
составить небольшие группы из 1-3 предметов. Желательно, что-
бы предметы для натюрморта были разнообразны по форме, цве-
ту, свойствам материала, отличались по величине. Постановка
должна производить впечатление естественности, не быть беспо-
рядочной или громоздкой.
Удачно пишутся предметы с гладкой поверхностью, хорошо
принимающей рефлексы окружающей среды, но не следует ис-
пользовать керамику, дающую резкие блики – живопись такой
поверхности требует опыта и цельного видения формы, что еще
Предметы, составляющие постановку,
должны иметь смысловую связь, опре-
деляемую их применением в жиз