СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы развития речи

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы развития речи»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Четверг, 20 Сентября 2012 г. 04:03 + в цитатник 

Как правило, логопеды и другие педагогические работники прекрасно применяют на практике нижеперечисленные методы и приемы работы по развитию речи детей, но затрудняются устно в терминах описать свою педагогическую деятельность. 

Различные проверяющие, представители аттестационых комиссий, методисты образовательных учреждений активно используют в своей речи наименования приемов педагогической работы и, могут быть склонны оценивать специалиста по уменяю вести аналитические и педагогические беседы используя ту же терминологическую базу, что свойственна им.

Таким образом, изучив данный перечень методов и приемов работы по развити речи логопед сможет достойно рассказать о своей деятельности или проанализировать деятельность другого педагога. Например при анализе занятия коллеги можно высказаться в русле одобрения широчайшего спектра примененных приемов работы на одном занятии и перечислить с примерами какие приемы работы Вы увидели. Поверьте, если у проверяющего или методиста отсутствует логопедическое образование, то подобное Ваше выступление произведет неизмеримо большее впечатление, чем употребление чисто логопедических терминов ("контролеры" будут счастливы от того, что хоть что-то смогут в вашей речи понять). Аналогичным образом можно поступить, если перед Вами будет стоять задача провести самоанализ своей деятельности на занятии и т.п.

Таким образом, предлагаю освежить в своей памяти знакомые всем методы и приёмы работы по развитию речи детей и удивиться их простоте, доступности и вместе с тем функциональности при оперировании данными понятиями не только в своей деятельности, но и речи.

Методы и приемы работы по развитию речи

 

1.      Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).

2.      Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).

3.      Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.

4.      Воображаемая ситуация.                   

5.      Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.

6.      Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.

7.      Демонстрация движений, артикуляционных позиций.

8.      Дидактические игры (чей домик, чудесный мешочек, домино) – имеют несколько игровых правил или действий.

9.      Дидактические рассказы с включением учебных заданий.

10. Дидактические упражнения – проще чем дидактические игры имеют одно правило или действие. (скажи наоборот)

11. Замечание.

12. Заучивания.

13. Звукоподражания (при освоении звуков).

14. Имитация действия, движения (на физминутках).

15. Инсценировки.

16. Исправление.

17. Интонационное выделение слова.

18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)

19. Конструирование (букв и др.).

20. Моделирование (структуры текста, строения слова).

21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)

22. Наблюдение.

23. Напоминание.

24. Образец правильного произношения.

25. Образная физкультурная пауза.

26. Образное называние звука (ЗЗЗ – звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)

27. Объяснение (например, правил поведения, игры).

28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца.

29. Оценка (мотивированная).

30. Пересказ.

31. Повторы индивидуальные ребенком.

32. Повторы хоровые.

33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)

34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)

35. Подсказ (начала слова).

36. Показ артикуляционных движений.

37. Пояснение (самосвал – сам сваливает).

38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.

40. Рассказ (о чем либо, об авторе, явлении природы и др.).

41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.

42. Речевой образец.

43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».

44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.

45. Ролевые игры.

46. Совет.

47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом.

48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.

49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)

51. Указание.

52. Утрированное произношение (усиленное).

53. Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)

  1. Чтение.