Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
- Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
- Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
Машинные: тест.
Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Материалы сайта: http://www.hrm.ru/
Приемы обучения в технологии развития критического мышления
Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
Дерево предсказаний
Ключевые слова
Перепутанные логические цепочки
Верные и неверные утверждения
Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
Приемы работы с текстом на стадии Содержания
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
Кластер
Фишбоун
Понятийное колесо
Граф
Денотатный граф
Пирамида
Лестница
Цепочка
Лекция-визуализация
Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
Сводная таблица
Т – таблица
Сюжетная таблица
Таблица для перекрестной дискуссии
ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
Таблица «Синтез»
Мышление под прямым углом
Бортовой журнал
Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
Приемы организации рефлексии на стадии Размышления
Устные формы рефлексии:
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
Резюме
Эссе
Синквейн
Диаманта
Хокку
Телеграмма
Благодарность
РАФТ
Графические формы рефлексии:
Образ темы
Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)