СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметная интеграция и ее значение в современном естественно-научном образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается интегрированный урок "химия-история" в целях использования в процессе обучения для более эффективного формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся. Урок построен в формате игры-квест с использованием  метода  кейсов, ИКТ-технологий, развивающего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция и ее значение в современном естественно-научном образовании»

Тема урока:

Интегрированный урок-квест

«Порох - вещество, изменившее мир»


Джамбышева Байрта Алексеевна, учитель химии МБОУ СОШ №10 г.Элиста

Сангаджиев Чингис Геннадьевич, учитель истории МБОУ СОШ №10 г.Элиста



Предметы: химия + история, обществознание, физика, биология

Класс: 10

Тип урока: интегрированный, факультативно-обобщающий

Время: 80 минут – спаренный урок


Учебная цель: создание организационно-методических условий для обретения учениками в учебных микрогруппах умения межпредметной интеграции и предъявления результатов этой самостоятельной работы в творческом продукте.

Задачи

Образовательные:

• предъявить для осмысления поставленную в виде квеста проблему и предложить для самостоятельного поиска её решения кейсы по химии и истории;

• оказывать информационно-консультативную помощь в трудных познавательно-тематических и организационных ситуациях.

Развивающие:

• способствовать самостоятельным поисково-исследовательским пробам учеников в заданных ситуациях по решению проблемы;

• поддерживать продуктивную внутри– и межгрупповую коммуникацию;

• требовать от учеников обоснованных доказательств решения

• организационно обеспечить предъявление школьниками творческих продуктов – инфографику - как результата деятельности на уроке.

Воспитательные:

• способствовать формированию умений действовать в группе быстро и сплочённо в ситуации лишь частичного понимания и определённости информационного материала;

• формировать культуру доказательства и презентации результатов


УУД:

личностные — личностное самоопределение как исследователя, аналитика и интерпретатора в поисково-исследовательских пробах и участника взаимодействия внутри группы;

познавательные:

– общеучебные учебные действия — умение понять поставленную учебную задачу, выбрать способы анализа информации для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания, преобразовывать текстовую информацию в графическую;

– логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;

– постановка и решение проблемы — умение сформулировать текущую частную проблему в ходе решения задачи и найти способ её решения;

коммуникативные — умение вступать во внутригрупповой диалог и вести его в проблемно-исследовательской ситуации;

• регулятивные — умение планировать выполнение творческого задания в микрогруппе.


Планируемые результаты

Ученик:

• Узнаёт: о роли пороха в развитии человечества, вклад ученых;

• Понимает: характер межпредметных взаимосвязей;

• Осваивает: интегративный стиль мышления;

• Интерпретирует: текст, символ, изображение;

• Применяет: знания и навыки в практических и новых ситуациях в различных межпредметных контекстах;

• Выявляет: части и их особенности в целом, взаимосвязи между частями целого;

• Использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы;

• Умеет комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной;

• Оценивает: значимость междисциплинарного подхода на основе осознаваемых критериев;

• Проявляет: самостоятельность и интерес к решению комплексных и междисциплинарных задач и проблем;

• Проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности.


Основные понятия:

Химия: нитрат калия, полимеры, нитроцеллюлоза, пироксилин, пироколлодий, кордит, нитроглицерин.

История: порох, огнестрельное оружие, Великие географические открытия, колониализм, кризис феодализма, технический прогресс.

Форма урока: групповая.

Образовательная технология: поисково-исследовательский квест с кейс-заданиями.

Ресурсы:

• проекционная система, ноутбуки с выходом в Интернет, персональные гаджеты для фото– и видеомонтажа, планшеты, программа создания инфографики www.easel.ly, кейс-задания в печатном и электронном виде.


Ход урока

(Ученики, входя в класс, рассаживаются в произвольном порядке (или по заранее составленному учителем порядку) за 2 группы столов).


Вводная часть — 5 мин. - формулирование темы урока


О каком веществе идет речь?

Это химическое вещество представляет собой смесь калийной селитры, углерода и серы. Его изобрели на Востоке первоначально для развлечений. Но затем европейцы стали использовать его для ведения войн. Это вещество полностью изменило характер боевых действий: воины стали сражаться на расстоянии (на проектор выводятся изображения-подсказки).






(Ученики угадывают тему урока: Порох)


Тема урока – Порох: вещество, изменившее мир.

Учитель: «Не могу не поделиться с вами событием, которое произошло в нашей школе… Мы получили интересное письмо на адрес школы, обращённое именно к вам, к вашему классу (из вскрытого конверта достаёт письмо) с запросом на решение одной проблемы…» (читает и параллельно выводит письмо на экран):


Письмо-обращение

Уважаемые старшеклассники!

Обращаюсь к вам по рекомендации научной библиотеки им.Амур-Санана с просьбой провести научное расследование. Я работаю редактором на научно-популярном канале «Кот Шредингера». Завтра у меня состоится встреча со спонсорами по поводу съемки фильма «Порох - вещество, изменившее мир». Мне нужно за 5 минут убедить их инвестировать средства в съемку данного проекта. Прошу вас подготовить материалы нашего фильма в формате инфографики для лаконичной презентации.

С уважением, Бадмаев Бадма Бадмаевич.

P.S. Да, чуть не забыл… Высылаю вам информационные материалы, имеющиеся у нас на руках.


Учитель: «Мы не можем отказаться от этой просьбы редактора, и поэтому предлагаю вам приступить к работе, получив материалы для решения проблемы».

Учитель раздаёт кейсы по группам:

Группа №1 – кейс по химии

Группа №2 – кейс по истории.

Учитель: «Время на работу в первой части урока — 20 мин.»

Первая часть — 20 мин.

Группа №1 выполняет кейс по химии (см. Приложение 1)

Приблизительный вариант выполнения работы:

Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8

(всю презентацию см.Приложение 2)





Группа №2 выполняет кейс по истории (см.Приложение 3)

Приблизительный вариант выполнения работы:











Краткая пересменка-перегруппировка:

блиц подведение итогов Первой части и образование одной общей группы

5 мин.


Учитель: «Первая часть работы завершена. Просьба к каждой группе представить результаты своей работы».

Теперь, чтобы обнаружить ещё большие межпредметные связи и произвести конструктивную интеграцию, нужно, чтобы две группы объединились в одну. Тогда во второй части работы будет действовать уже весь класс.

(Группы объединяются.)

Завершение первого урока.


Вторая часть — второй урок.

Учитель: Теперь, когда за круглым столом встретились две группы, необходимо в течение 10 минут (!) познакомить друг друга с тем, что вы только что изучали по кейсам.

Учитель (раздавая карточки с заданием группе):

За следующие 10 минут урока нужно будет выполнить итоговое задание и по завершении представить зачётный результат – презентацию в виде инфографики.


Итоговое задание:


Сконструируйте из составленной инфографики междисциплинарную презентацию ««Порох - вещество, изменившее мир». Постарайтесь, чтобы в этой работе были максимально отражены данные из вашей предыдущей части урока. Расположите слайды в повествовательной последовательности, как бы создавая кадры трейлера научно-популярного фильма.Подготовьтесь к защите созданной презентации, распределите роли выступающих.


Заключительная часть: Рефлексия — 10 мин.

Учитель подводит содержательные и организационные итоги, делает краткое обобщение, а в качестве завершающего или же домашнего задания призывает разместить тематические видео– и фотоматериалы, сделанные группами в ходе урока, на специально созданной учителем по теме урока web-странице в интернете (например, на сайте школы или ВКонтакте).














Литература:


  1. Левицкий М. Вокруг бездымного пороха// Журнал «Химия» № 1. 2007.

  2. Коханович Н. Русский порох. «Химия и жизнь». № 7, 2000/

  3. Андреев К.К. Термическое разложение и горение взрывчатых веществ М.: Наука, 1966.

  4. Сарнер С. Химия ракетных топлив. М.: Мир, 1969. - 488 с.

  5. Келли Дж. Порох. От алхимии до артиллерии: история вещества, которое изменило мир. М., 2005.

  6. Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1952.

  7. Федоров В. Г. Эволюция стрелкового оружия. Часть I. Развитие ручного огнестрельного оружия от заряжания с дула и кремневого замка до магазинных винтовок. — М.,1938.

  8. Контамин Филипп. Война в Средние века. М: «Ювента», 2001–410 с.

  9. Шокарев Ю. Артиллерия (серия «История оружия»). М: АСТ/»Астрель», 2001–266 с.

  10. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

  11. Дни межпредметной интеграции в школе. Организация и опыт проведения / Под ред. В.Ю. Пузыревского. – СПб.: Школьная лига, 2015. – 124 с.