СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад Михаила Александровича Данилова в науку о воспитании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентациии рассматривается биография Данилова М.И. и его вклад в науку о воспитании.

Просмотр содержимого документа
«Вклад Михаила Александровича Данилова в науку о воспитании»

Михаил Александрович Данилов   (1899- 1973)   Сафина С.Б. педагог дополнительного образования  МОУ «СОШ №16» г. Магнитогорск

Михаил Александрович Данилов (1899- 1973)

Сафина С.Б.

педагог дополнительного образования

МОУ «СОШ №16» г. Магнитогорск

Михаил Александрович Данилов – педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959), доктор педагогических наук (1960), профессор (1961).    Он родился в семье крестьянина-интеллигента  дер. Васильевщина Псковской губернии. Образование получил на математическом факультете Петроградского педагогического института. Но подлинной школой для него стала Академия коммунистического воспитания, где он сначала обучался как студент, а  затем - в качестве аспиранта - прошел подготовку у крупнейших педагогов того времени. Среди студентов, в числе которых было много будущих академиков и профессоров, Данилов выделялся широкой образованностью, основательностью профессиональной подготовки, зрелостью мысли, «размахом» в изложении вопросов, оригинальностью и новаторством в их постановке, «высоко» интеллигентностью.

Михаил Александрович Данилов – педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959), доктор педагогических наук (1960), профессор (1961). Он родился в семье крестьянина-интеллигента  дер. Васильевщина Псковской губернии. Образование получил на математическом факультете Петроградского педагогического института. Но подлинной школой для него стала Академия коммунистического воспитания, где он сначала обучался как студент, а  затем - в качестве аспиранта - прошел подготовку у крупнейших педагогов того времени. Среди студентов, в числе которых было много будущих академиков и профессоров, Данилов выделялся широкой образованностью, основательностью профессиональной подготовки, зрелостью мысли, «размахом» в изложении вопросов, оригинальностью и новаторством в их постановке, «высоко» интеллигентностью.

С 1918 работал учителем математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда Петроградской губернии.   В 1924 окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н. А. Некрасова, в 1928 — Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.    С 1931 на научно-педагогической работе в вузах и научно-исследовательских учреждениях: Академии коммунистического воспитания (1931—1934), Смоленском педагогическом институте (1934—1939), НИИ школ (1939—1944), НИИ общей педагогики АПН (1944—1973).   В 1933 г. его направили заведующим кафедрой педагогики в Смоленский педагогический институт. По сути это была мягкая ссылка в наказание за то, что он работал ученым секретарем ГУСа, председателем которого в начале 30-х гг. был будущий «враг народа» Г.Е. Зиновьев. Этот факт и в последующем доставил Данилову много неприятностей. И, несмотря на то что официальные репрессии его миновали, он всю последующую жизнь фактически находился в опале.

С 1918 работал учителем математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда Петроградской губернии. В 1924 окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н. А. Некрасова, в 1928 — Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. С 1931 на научно-педагогической работе в вузах и научно-исследовательских учреждениях: Академии коммунистического воспитания (1931—1934), Смоленском педагогическом институте (1934—1939), НИИ школ (1939—1944), НИИ общей педагогики АПН (1944—1973). В 1933 г. его направили заведующим кафедрой педагогики в Смоленский педагогический институт. По сути это была мягкая ссылка в наказание за то, что он работал ученым секретарем ГУСа, председателем которого в начале 30-х гг. был будущий «враг народа» Г.Е. Зиновьев. Этот факт и в последующем доставил Данилову много неприятностей. И, несмотря на то что официальные репрессии его миновали, он всю последующую жизнь фактически находился в опале.

Вклад в науку о воспитании

  • Исследовал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. 2. Создал концепцию начального образования, в основе которой лежат идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия. 3. Изучая и анализируя массовую практику и передовой педагогический опыт, показал, что главной причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. 4. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в советской педагогической науке и практике 1940—60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших развитие в дидактических исследованиях 1960—80-х гг.: направленность учебного процесса на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности. 5. Разрабатывал методологию педагогики как самостоятельную отрасль педагогического знания, с собственными задачами, предметом, структурой, связями со смежными науками. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в «гуще жизни» и о коллективе как объекте воспитания, возродил понятие «педагогический процесс», раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диалектической природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному педагогическому мышлению противопоставил идею обучения как общения учителя и учащихся.
 Основные труды   Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе. М., 1950 Дидактика К. Д. Ушинского. М., 1908

Основные труды

Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе. М., 1950

Дидактика К. Д. Ушинского. М., 1908

Дидактика. М., 1957 (совместно с Б. П. Есиповым и др.). Четвертая учебная четверть в школе. М., 1955 Первая учебная четверть в школе. 2-е издание, М., 1955

Дидактика. М., 1957 (совместно с Б. П. Есиповым и др.).

Четвертая учебная четверть в школе. М., 1955

Первая учебная четверть в школе. 2-е издание, М., 1955

Педагогический эксперимент, его теоретические основы и условия применения в исследовании. М., 1971. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.  Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971. Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975.

Педагогический эксперимент, его теоретические основы и условия применения в исследовании. М., 1971.

Процесс обучения в советской школе. М., 1960.

Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971.

Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975.

Но главной заслугой М.А Данилова стала предпринятая им реабилитация проблем методологии педагогики как специальной области науки. Дело в том, что еще с 30-х гг. существовало табу на рассмотрение в педагогике проблем философско-методологического уровня. Михаил Александрович не только сам выступил с соответствующими статьями, новее сделал для организаций на рубеже 60-70-х гг. Всесоюзного методологического семинара, любимого детища ученого. На его ежегодных сессиях рассматривались преимущественно междисциплинарные проблемы взаимоотношения педагогики с философией, социологией, психологией. Более чем 20-летняя деятельность семинара оказала без преувеличения судьбоносное воздействие на советскую педагогическую науку, существенно трансформировав и модернизировав ее. Здесь собиралось все «живое и честное», что было тогда в педагогике.   Нельзя не отметить, что Данилов воспитал два поколения ученых-дидактов. По выражению одного из них, «педагогическая Москва начиналась с Михаила Александровича Данилова».

Но главной заслугой М.А Данилова стала предпринятая им реабилитация проблем методологии педагогики как специальной области науки. Дело в том, что еще с 30-х гг. существовало табу на рассмотрение в педагогике проблем философско-методологического уровня. Михаил Александрович не только сам выступил с соответствующими статьями, новее сделал для организаций на рубеже 60-70-х гг. Всесоюзного методологического семинара, любимого детища ученого. На его ежегодных сессиях рассматривались преимущественно междисциплинарные проблемы взаимоотношения педагогики с философией, социологией, психологией. Более чем 20-летняя деятельность семинара оказала без преувеличения судьбоносное воздействие на советскую педагогическую науку, существенно трансформировав и модернизировав ее. Здесь собиралось все «живое и честное», что было тогда в педагогике. Нельзя не отметить, что Данилов воспитал два поколения ученых-дидактов. По выражению одного из них, «педагогическая Москва начиналась с Михаила Александровича Данилова».

Список литературы 1) Библиотека по педагогике Ресурс: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000627/index.shtml 2) Век образования Ресурс: http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek49/1949-l.htm 3) Данилов М. А. Основные пути повышения эффективности урока / В. В. Иохвидов, М. А. Данилов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 35-38. 4) Научная педагогическая электронная библиотека Ресурс: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/danilov/

Список литературы

  • 1) Библиотека по педагогике Ресурс: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000627/index.shtml
  • 2) Век образования Ресурс: http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek49/1949-l.htm
  • 3) Данилов М. А. Основные пути повышения эффективности урока / В. В. Иохвидов, М. А. Данилов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 35-38.
  • 4) Научная педагогическая электронная библиотека Ресурс: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/danilov/
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!