Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29«Улыбка»
Мини – тренинг для воспитателей
«Эмоционального выгорание педагогов»
Составила:
Психолог: Сабилина К.С
Майкоп
2024г.
Мини – тренинг для воспитателей
«Эмоционального выгорание педагогов»
План:
Знакомство с понятием «Эмоциональное выгорание» и его характеристиками: симптомами, причинами.
Тест «Диагностика эмоционального выгорая» В.В. Бойко. Результаты диагностирования.
Практические упражнения «Самопомощи» выхода из эмоционального выгорания.
Знакомство с понятием «Эмоциональное выгорание» и его характеристиками: симптомами, причинами.
Термин «эмоциональное выгорание» впервые был употреблен американским психиатром X. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Эмоциональное выгорание – это состояние изнеможения, истощения, ощущение собственной бесполезности.
Эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера.
Симптомы эмоционального выгорания К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно разделяют на три группы.
Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.
Психологические симптомы: негативное отношение к клиентам и к самой работе, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев), упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины, общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей и желание скорее «расправиться» с этим (иногда человек ищет душевное успокоение в алкоголе).
Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.
1. Часто переживаемое чувство тревожности, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей.
2. Необходимость ежедневного эмоционального «присоединения» к детям, сопереживания и сочувствия им.
3. Беспокойство за соблюдение санитарно-гигиенических требований и создание оптимальных психолого-педагогических условий содержания детей в ДОУ.
4. Ощущение беспокойства по поводу качества учебных занятий:
интересно ли детям и понятно ли то, что я объясняю? не окажутся ли задания слишком легкими или слишком трудными для детей? смогу ли дать точные ответы на вопросы детей? справедливо ли всех оцениваю? не обижу ли ребенка замечанием? успею ли за время занятия реализовать
все задуманное? И т.п.
Переживание персональной ответственности за результаты обучения детей, поступающих в школу:
соответствует ли уровень интеллектуального, эмоционально-волевого, социального развития выпускников моей группы требованиям и ожиданиям учителей начальной школы?
Переживания, связанные с налаживанием отношений с родителями воспитанников.
Иногда без помощи родителей не обойтись, а те, на кого педагог рассчитывал, отказались. Такая позиция родителей может огорчать педагога, он чувствует себя обманутым, брошенным, беззащитным и даже неуспешным, так как причину неудавшегося сотрудничества с родителями видит в себе.
Переживания по поводу восприятия собственной личности значимыми людьми.
Идеальной является ситуация, когда воспитатель пользуется уважением детей, их родителей, коллег и воспринимается администрацией как опытный, ценный для ДОУ специалист. Каждый педагог к этому стремится и тратит массу энергии на завоевание любви ближнего. Когда внимания, авторитета и благодарности меньше, чем хочется, педагогу кажется, что его недооценили. Самый большой вред здоровью причиняет обида и разочарование.
Ревностное отношение педагогов с большим стажем к успехам молодых коллег.
Есть всего лишь две стратегии, чтобы быть недосягаемым для соперника: 1) быстро бежать самому; 2) не давать бежать другим. Молодые переживают потому, что не хотят мириться с необоснованными придирками, замечаниями, ограничением их творчества и усилий, направленных на достижение успеха, а педагоги предпенсионного возраста переживают потому, что защищают свой авторитет и боятся, что молодежь будет представлять большую ценность для ДОУ.
Тест «Диагностика эмоционального выгорая» В.В. Бойко. Результаты диагностирования
Шкалы: напряжение - переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога; резистенция - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; истощение - эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения
Назначение теста
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними-делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
• определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
• подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
• находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.
Напряжение
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2!),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
• 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
• 10-15 баллов – складывающийся симптом,
• 16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
• 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
• 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
• 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
• какие симптомы доминируют;
• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
• объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Практические упражнения «Самопомощи» выхода из эмоционального выгорания. Релаксация. Рефлексия.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия?
В чем они заключаются?
Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Упражнение «Стратегии самопомощи»
Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так:
играю со своими детьми
читаю, лежа на диване
работаю в саду
Второй список может выглядеть так:
играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость
работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.
встречаюсь с друзьями
смотрю телевизор
Релаксация.(музыка)
Упражнение «Белое облако»
«Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе».
Упражнение «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился...
Я узнал, что...
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Рефлексия «Мне сегодня...»
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?
Упражнение «Чему Я научился»
Я научился…
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я узнал, что...
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я нашел подтверждение тому, что...
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я обнаружил, что...
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я был удивлен тем, что...
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне нравится, что...
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я был разочарован тем, что...
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самым важным для меня было...
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. педагога ________________________________________________ Группа №________
| Да | нет |
| | |
Вопросы диагностики | | |
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. | | |
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). | | |
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого | | |
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. | | |
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался. | | |
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). | | |
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. | | |
10. Моя работа притупляет эмоции. | | |
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. | | |
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. | | |
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. | | |
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. | | |
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность | | |
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. | | |
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. | | |
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. | | |
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. | | |
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. | | |
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. | | |
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. | | |
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. | | |
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. | | |
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. | | |
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. | | |
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. | | |
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. | | |
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. | | |
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». | | |
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе | | |
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). | | |
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. | | |
34. Я очень переживаю за свою работу. | | |
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. | | |
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. | | |
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. | | |
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. | | |
39. В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе. | | |
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. | | |
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. | | |
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих». | | |
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. | | |
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. | | |
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. | | |
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. подрывает мое здоровье. |
47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. | | |
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. | | |
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. | | |
50. Успехи в работе вдохновляют меня. | | |
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). | | |
52. Я потерял покой из-за работы. | | |
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов). | | |
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. | | |
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. | | |
56. Я часто работаю через силу. | | |
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. | | |
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». | | |
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. | | |
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. | | |
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. | | |
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. | | |
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. | | |
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы. | | |
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. | | |
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. | | |
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними-делами. | | |
. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. | | |
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. | | |
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. | | |
71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. | | |
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. | | |
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. | | |
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. | | |
75. Моя карьера сложилась удачно. | | |
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. | | |
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. | | |
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. | | |
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями. | | |
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. | | |
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. | | |
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. | | |
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. | | |
84 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье | | |