Программа по внеурочной деятельности
«Мир на ладошке» 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.
Программа позволяет включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы, что даёт много преимуществ и положительных результатов. Программа направлена на:
формирование творческой личности;
получение и применение на практике знаний и умений;
развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа;
развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом;
формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования.
Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов воспитания, привлечение возможностей интеграции краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.
Цель программы
Цель программы - формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.
Задачи:
Формирование знаний:
познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;
создать представление о главных вехах в истории родного города;
познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края,
формировать уважение к культуре предков.
Формирование нравственно-эстетических норм:
воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;
развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
- соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).
Формирование учебных умений:
- умение работать с краеведческими источниками;
- овладение навыками социальных опросов.
Формирование воспитанности:
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
воспитание доброты, честности, взаимопомощи;
воспитание культуры труда и этики общения;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
Сроки реализации программы
Возраст учащихся – 8-9 лет
Программа рассчитана на 1 год
Особенности программы
Программа «Мир на ладошке» предполагает концентрический подход к изложению познавательного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах - с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности детей. В частности, во 2 классе основной формой организации деятельности детей должно стать выполнение проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике. Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.
Особенностью программы является следующее:
реализация идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;
развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;
непрерывность дополнительного образования;
развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;
развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, ребёнок тем самым раскрывает свои способности, то есть само реализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Основные формы организации деятельности на занятиях:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такую форму проведения занятий, как экскурсии. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.
Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят по 1 часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся в кабинете, на свежем воздухе, в рекреации, музеи, театры, парки города.
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:
ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;
осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;
осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;
понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Метапредметнме результаты изучения программы «Мир на ладошке»:
определение цели деятельности с помощью взрослого и самостоятельный поиск средств её осуществления;
решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно со взрослым;
использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
планирование и организация самостоятельной деятельности с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.
В результате занятий по программе обучающиеся научатся:
выделять главную проблему из нескольких;
формулировать проблемы с определенной позиции;
нахождить компромисс с членами группы;
умение управлять голосом;
формировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа деятельности; структурировать информациию;
выделелять главное;
самостоятельно осуществлять поиск информации;
анализировать результат,
изготовлеивать предметы для демонстрации результатов работы;
ранжированию цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личностной, групповой);
распределению общей групповой цели между членами группы;
постановке задачи по поиску информации по каждому этапу в зависимости от предполагаемого результата;
умению выражать свою точку зрения;
анализировать результат по оптимальности затрат;
рефлексии;
подготовке письменного отчета о проделанной работе.
Методы и формы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:
представлении коллективного результата деятельности обучающихся в рамках одного направления
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основе оценки личного Портфолио
качественная и количественная оценка эффективности деятельности ГБОУ СОШ № 618.
Результаты достижений фиксируются в Портфолио обучающихся.
Формы предъявления результатов:
Содержание программы (34 часа)
Мир вокруг (12 часов).
Понятие «двор». Виды дворов. История своего двора. Школьный двор. Дорога и безопасность. Составление безопасного маршрута движения в школу и обратно. Макет двора и дорожные знаки. Фотовыставка «Наши дворы». Праздник «А у нас во дворе».
Природа и мы (11 часов).
Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени, весны, лета и зимы. Красота природы в разные времена года. Растения-часы, растения-барометры. Наблюдения в природе с использованием простейших измерительных приборов: термометр, флюгер. Просмотр видеофильма «Куда ушло море?». Создание коллажа «Дом природы и дом человека». Чтение стихов русских поэтов о природе. Праздник «Мы - друзья природы».
Моя семья (11 часов).
Семья. Понятие «родословная». Имя человека. Нравственные ценности моей семьи: традиции, обычаи, праздники. Основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, милосердие. Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей «Семья на ладошке».
Результаты изучения курса:
Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:
ощущение чувства гордости за свой парод, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;
осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;
осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;
понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Метапредметные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:
определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;
решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;
использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.
Умения и навыки проектной деятельности, которые нужно формировать в процессе работы над проектом.
Формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации; рассмотрение проблемы под разными углами зрения; умение выяснять другие точки зрения; взаимодействие внутри группы; планирование поэтапного достижения цели; прием и передача информации; анализ результата по практической важности; проведение собственного эксперимента; выбор способов и форм презентации конечного продукта.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, крае ведо-туристи чес кие технологии, проектные технологии.
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:
-представлении коллективного результата деятельности обучающихся в рамках одного направления
--индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основе оценки личного партфолио
-качественная и количественная оценка эффективности деятельности ГБОУ СОШ № 618.
Результаты достижений фиксируются в Портфолио обучающихся.
Список литературы
1. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: по страницам Красной книги СССР, - М.: Агропромиздат, 1989
2. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка, - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997
3. Большая энциклопедия природы для детей. - М.: Межкнига, 1994
4. Виноградов Н. Ф. Окружающий мир: беседы с учителем, - М.: Просвещение, 1995
5.Воробьев Г. И. Лесная энциклопедия, в 2 т., - М.: Советская энциклопедия, 1985-1986.
6. Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе, - М.: Педагогический поиск, 2001
7. Колени Л. Живой мир: энциклопедия, - М.: Росмэн, 1996
8. Костинская И. В. Исследователи природы / Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1997
9. Красная книга РСФСР. Животные / сост. В. А. Забродин, А. М. Колосов. - М.: Россельхозиздат, 1983
10. Красная книга РСФСР. Растения / сост. А. Л. Тахтаджян - М.: Росагропромиздат, 1988
11Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1989
Мир и человек: географический атлас для детей. - М.: ГУГК СССР, 1988.
Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, - Минск: Асар, 1999
Мухина И. А. Острова жизни: фотоальбом / И. А. Мухина. - М.: Советская Россия, 1988
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду, - М.: Мозаика-Синтез, 1999
Они должны жить: 6 альбомов о животном мире нашей страны / Н. И. Кочетова, И. М. Парамонова, М. В. Черкасова - М.: Агропромиздат, 1982-1990
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя, - М.: Просвещение, 1991
Плавилыциков Н. Я. Юным любителям природы, - М.: Детская литература, 1975
Плешаков А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся начальных классов, -М.: Просвещение, 1994
Полещук Л. Л. Человек открывает Землю: по страницам журнала «Вокруг света», -М.: Мысль, 1986
Природные условия и ресурсы Волгоградской области / под. ред. проф. В. А. Брылева - Волгоград: Перемена, 1995
Радость познания: популярная энциклопедия: в 4 т. Т. 2: Мир живой природы / под ред. Р. Л. Беме [и др.]; пер. с англ. Б. Д. Васильева - М.: Мир, 1984
Резникова А. С. Сказания о лекарственных растениях, - М.: Высшая школа, 1992
Сосновский И. П. Редкие и исчезающие животные: по страницам Красной книги СССР, - М.: Лесная промышленность, 1987
Черкасова М. В. Они должны жить. Птицы: альбом, - М.: Лесная промышленность, 1984
Энциклопедия комнатного цветоводства / авт.-сост. Т. П. Белоусова [и др.], - М.: Колос, 1993
Календарно- тематическое планирование «Мир на ладошке»
2 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дат |
всего | теория | практика | План | Факт |
| Мир вокруг | 12 | 6 | 5 | 1 | |
1 | Экскурсия «Мой двор» | - | - | 1 | | |
2-3 | Моя дорога в школу | - | 1 | 1 | | |
4 | Дорожные знаки | ■ - | 1 | - | | |
5 | Школьный двор | - | - | 1 | | |
6-7 | История моего двора | - | 1 | 1 | | |
8-11 | Литературно-музыкальная композиция «А у нас во дворе» | - | | 3 | | |
12 | Фотовыставка «Наши дворы» | - | - | - | 1 | |
| Природа и мы | 11 | 6 | 5 | 1 | |
13 | Осень в нашем крае | - | 1 | - | | |
14 | Зима в нашем крае | - | 1 | - | | |
15 | Весна в нашем крае | - | 1 | - | | |
16 | Лето в нашем крае | - | 1 | - | | |
17 | Двенадцать месяцев | - | - | 1 | | |
18-19 | Музей народных названий | - | 1 | 1 | | |
20 | Времена года в народных приметах | - | 1 | - | | |
21 | Растения -часы, растения – барометры. | | | 1 | | |
22 | Стихи русских поэтов о природе | | | 1 | | |
23 | Создание коллажа «Дом природы» | | | 1 | | |
| Моя семья | 11 | 3 | 4 | 4 | |
24 | Понятие «родословная» | | 1 | | | |
25 | Имя человека | | | 1 | | |
26 | Традиции семьи | | | 1 | | |
27 | Обычаи, праздники семьи | | | 1 | | |
28 | Взаимоотношения в семье | | 1 | | | |
29-30 | Изготовление пальчиковых кукол | | 1 | 1 | | |
31-34 | Праздник для родителей «Семья на ладошке» | | | | 4 | |
| Итого | 34 | 15 | 13 | 6 | |
25