СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миссионерский Противораскольнический Комитет Михаило-Архангельского Братства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оренбуржье казачий край, как правило, представители казачьего сословия исповедовали «старую веру». Число раскольников в Оренбургской епархии конца девятнадцатого столетия достигало 115 000, то есть 8,4 % всего православного населения. Раскол появляется на территории Оренбуржья с самого начала освоения этих земель русскими, особенно он распространился в Уральской области.

Просмотр содержимого документа
«Миссионерский Противораскольнический Комитет Михаило-Архангельского Братства»

Миссионерский Противораскольнический Комитет Михаило-Архангельского Братства


Оренбуржье казачий край, как правило, представители казачьего сословия исповедовали «старую веру». Число раскольников в Оренбургской епархии конца девятнадцатого столетия достигало 115 000, то есть 8,4 % всего православного населения. Раскол появляется на территории Оренбуржья с самого начала освоения этих земель русскими, особенно он распространился в Уральской области.

Сектантство в Оренбуржье было представлено в виде хлыстовщины, скопчества, молоканства, баптизма и штунды. Оно проникает в Оренбургскую губернию во второй половине XIX века.

«Первое проявление борьбы с расколом духовной и гражданской власти в нашем крае имело место в половине прошлого столетия, когда особенно против раскола в Уральской области ратовал Казанский архиепископ Лука Конашевич»1. После чего борьба с расколом в Оренбуржье затихает и только епископ Оренбургский и Уфимский Августин (Сахаров) вновь начинает деятельность по врачеванию раскола (он установил общее число раскольников в епархии и предписал духовенству усилить к ним пастырскую попечительность)2. С тридцатых годов противодействовать раскольникам начинают и гражданские власти, особенно это проявилось при губернаторе В. А. Перовском. В 1847 году в Уфе создается Секретно-совещательный Комитет, а в 1849 году открывается Златоустовский Воскресенский единоверческий монастырь с целью пресечения распространения раскола в регионе. С 1855-1856 учебного года в Уфимской духовной семинарии вводиться изучение раскола и его обличение. Но в результате переселения в Оренбургский край, выходцев из центральных губерний, распространение раскола в Оренбуржье продолжает усиливаться.3

С образованием самостоятельной епархии в 1859 году был создан самостоятельный Секретно-совещательный Комитет для противодействия расколу, который просуществовал до 1865 года. Противодействие расколу в Оренбуржье постепенно ослабевает шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Оживление противораскольнической деятельности происходит только в правление Преосвященного Вениамина II (Смирнова), который в 1882 году организует публичные беседы с раскольниками в Оренбурге, а затем и по всей епархии. Для этой цели был приглашен миссионер из Перми священник Лукиан и священник Ксенофонт Крючков.

Общее руководство противораскольнической миссией осуществлялось специально учрежденным комитетом при Михаило-Архангельском Братстве. В конце XIX века отпадение в раскол православных почти полностью прекратилось, а число присоединившихся к Церкви старообрядцев достигало 800 человек в год. И если раскол в обозначенный период времени ослабевает (оставаясь при этом довольно значимым религиозным явлением в Оренбуржье), то позиции сектантов, в особенности штундистов, наоборот усиливаются4.

Для противодействия расколу в Оренбургской епархии развивалось единоверие. Н. Чернавский указывает, что оно было разрешено в Уральских церквях, еще прежде общего введения, в 1795 году5. Особенно единоверие распространилось в Уральской области, к концу позапрошлого столетия там насчитывалось 60 000 единоверцев.

Особо следует отметить выдающегося миссионера Ксенофонта Крючкова. «Родился Крючков в семье богатых крестьян-старообрядцев в 1840 году. Выдающиеся способности и отличное домашнее образование позволили ему занять среди единоверцев лидирующее положение. После беседы с московским митрополитом Филаретом молодой Ксенофонт Крючков решает принять православную веру на началах единоверия в 60-х гг. XIX века. В 1880 г. он был принят в сан священника, а уже через несколько лет был назначен епархиальным, а затем синодальным миссионером. Заслугами К. Крючкова можно считать многочисленные присоединения староверов к единоверческой церкви после беседы с ним. Вначале 1880-х гг. в Уральской области, по сведениям К. П. Победоносцева насчитывалось более 20 единоверческих приходов, а в пределах Уральского казачьего войска в течение 4 лет были устроены 8 единоверческих храмов»6.

В борьбе против раскольников и сектантства главным образом применялись публичные и частные беседы миссионеров и их сотрудников, а также распространение противораскольнической и противосектантской литературы, как среди православных, так раскольников и сектантов. Все беседы, по отзывам миссионеров, проходили оживленно и при многочисленном собрании слушателей.

«Многочисленные правила и инструкции, исходящие от Святейшего Синода и епархиальных архиереев, предписывали местным пастырям воздействовать на раскол, прежде всего, личным примером нравственной жизни, внимательным отношением к своим священническим обязанностям. Приходское духовенство должно было содействовать просвещению прихожан путём организации церковно-приходских школ»7, проведение внебогослужебных собеседований среди приверженцев раскола, для чего Михаило-Архангельское Братство в здании Вознесенской церкви организовывало противораскольнические чтения.

По мнению духовных и гражданских властей, одним из самых эффективных способов борьбы с расколом было учреждение в городах и сельской местности церковно-приходских школ и школ грамоты. Они организовывались в местностях, более всего заражённых расколом и должны были способствовать, с одной стороны, укреплению веры среди православных, а с другой, ослаблению позиций старообрядчества.

С 1895 по 1917 год Михаило-Архангельским Братством были организованы в городе Оренбурге противораскольнические курсы, где слушатели читали лекции о приёмах ведения миссионерской деятельности, были проведены ряд практических бесед с последователями беспоповщины и Белокриницкого согласия. Целью этих курсов было подготовить из слушателей сотрудников миссионеров и обучить их правилам частной беседы. Важной чертой было то, что для этой деятельности активно привлекались лица, ранее принадлежавшие к старообрядчеству и знавшие психологию раскола «изнутри».

Окружным миссионером Н. Гринякиным в 1901г. при единоверческой церкви были открыты воскресные миссионерские курсы. В число входили воспитанники семинарии и все желающие.

Но как отмечает историк Ягудина О. В.: «Поддержка уральских и оренбургских староверов гражданскими властями была существенным препятствием для продвижения миссии Русской православной церкви»8.

17 апреля 1905 года вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости», суть которого сводилась к свободе выбора религии. «За старообрядцами признавалось право беспрепятственно исповедовать своё вероучение, строить храмы, издавать литературу. Далее последовал указ от 17 октября 1906 года о порядке образования и действия старообрядческих общин. Он определял понятие старообрядческой общины, процедуру регистрации, внутреннее функционирование, статус наставников и духовных лиц.

Православные миссионеры охарактеризовали эти законы как «похоронный перезвон для господствующей церкви». После выхода указа о веротерпимости значительно активизировалась религиозно-общественная деятельность старообрядчества. Указы давали возможность свободно проводить религиозную пропаганду своего вероучения. В результате православные миссионеры столкнулись с явлением открытой старообрядческой миссионерской деятельности.

В 1908 году Синодом были изданы новые правила устройства внутренней миссии, которые предписывали: не изменяя существа миссионерства вести более осторожные действия. В целях борьбы с расколом и сектантством предлагалось действовать на трёх уровнях: народно-приходском, пастырском и специальной миссии. Состоявшееся в 1908 и 1917 годах Всероссийские миссионерские съезды констатировали усиление сектантских учений и призывали активизировать миссионерскую деятельность на местах»9.

Несмотря на вышеизложенные трудности миссионерской работы с раскольниками после 1905 года, миссионерская деятельность среди старообрядцев продолжалась вплоть до 1917 года и приносила свои добрые плоды – возвращение раскольников и сектантов в лоно Православной Церкви

Противораскольническая деятельность Братства главным образом выражалась в содействии епархиальным миссионерам: преподавателю Оренбургской Духовной Семинарии М.И. Головкину и священнику Д.Ф. Неаполитанову, которые в середине 90-х годов XIX столетия 10 стали выезжать с противораскольнической проповедью по епархии, либо их вызывали на диспут сами раскольники, будучи заранее уверены в своей правоте 11.

Согласно отчету М.И. Головкина, за 1895 г., общее число раскольников и сектантов составляло 87 тыс. душ обоего пола. Из этого числа около 40% падало на Уральскую область, до 25% на Оренбургский уезд, 20% на Челябинский и 15% на остальные уезды. В этот общий счет не входили последователи хлыстовщины, число которых примерно насчитывалось около 3000.

Последователи хлыстовщины встречались только в Оренбургском уезде, преимущественно среди казаков Оренбургского казачьего войска. Главный центр хлыстовщины находился в Уфимской губернии в Стерлитамакском уезде, деревне Карагаевке.

Из сект рационалистических с протестантскими началами имелись: молокане, штундисты, штундо-баптисты и жидовствующие. Наибольшее число последователей было у секты молокан, но наибольшим успехом в проповеди и лучшей организацией характеризовался штундо-баптизм. Своим распространением в Оренбургской епархии баптизм был обязан тифлисским гражданам: Н. Воронину и В. Павлову, из коих первый отбыл 4 года, а последний 8 лет ссылки в Оренбурге.

Головкин М.И. осуществлял противораскольническую деятельность преимущественно в Оренбурге. Он проводил беседы в австрийской моленной Зубова, в поморской моленной Сильнова, в никудышнической моленной Онуфриевой, в федосеевской моленной Серякова и в беглопоповской моленной Андрея Зубкова. С той же целью ему приходилось посещать и заводить знакомство с частными раскольническими домами и семействами: Епанешникова, Мошкова, Сильнова. Это делалось им потому, что частная и домашняя беседа иногда была успешнее публичной. Во избежание посрамления раскольники не ходили на публичные беседы. С противораскольнической проповедью он побывал: в пос. Мертвецовом, Сухореченском и Затонном, Екатерининском, Павловском, Березовском, станице Буранной, Новоилецкой, Ильинской, хуторах Петропавловском, Карагайском, Сарбайском и Савушинском, деревне Сергеевке.

С целью постоянного и непрерывного воздействия на раскольников епархиальный миссионер священник. Д.Ф. Неаполитанов в посещаемой им местности выбирал наиболее сведущих в православии и расколе, рекомендовал местному священнику в качестве сотрудников миссии, а некоторых направлял на миссионерские курсы в Оренбург. Кроме личных бесед Неаполитанов привлекал частных лиц к составлению миссионерских противораскольнических кружков. Совместно с Неаполитановым в Челябинске трудился против раскола, избранный челябинским духовенством местный миссионер, прот. Иоанн Днепровский. Беседы, проводимые о. Иоанном велись в Троицкой церкви, в казачьих поселках, в частных домах и в доме самого миссионера 12.

В наиболее густонаселенной раскольниками местности в Орском уезде был открыт в 1892г., усилиями Милия Ионовича Головкина – миссионера Оренбургского округа, противораскольнический стан на хуторе Петропавловский. В район заведывания стана входили станица Ильинская, хутора: Петропавловский, Сарбайский, Абтулинский и Карагайский. Деятельное зна- чение принадлежало священнику Петропавловского хутора Иоанну Евстра- тьеву и П.Г. Самохину. в 1893г. они провели 14 бесед в селениях окружаю- щих Петропавловский хутор. В 1894г. было проведено ими 5 бесед. И за два года с 12 июня 1892г. по 1 августа 1894г. о. И. Евстратьевым было обращено к церкви из разных раскольнических сект 623 человека 13, и бывшая тайная раскольническая молельня была обращена и освящена в единоверческий молитвенный дом. Летом для проведения бесед с раскольниками в Оренбурге был выбран храм Вознесения Господня как самый обширный в городе. Вместе со священнослужителями Совет Братства нашел необходимым привлечь к миссионерской деятельности и лиц из мирян, способных к этому делу. Для этого решено было устроить при единоверческой церкви Миссионерские Противораскольнические курсы, которые готовили бы грамотных помощников миссионеров, умеющих применить знания на практике. Советом Братства была основана противораскольническая библиотека – центральная в Оренбурге и её отделения в каждом благочинии, в состав которых входили самые необходимые книги.




1 Чернавский Н. Оренбургская епархия... С. 340.

2 Там же. С. 340.

3 Там же. С. 340.

4 Там же. С. 341.

5 Там же. С. 342.

6 Ягудина О. В. Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века // Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья / URL: http://www.orenport.ru/images/img/1149/YagudinaOV.pdf (дата обращения 28. 05. 2017).

7 Камзина А. Д. Православная миссия в борьбе со старообрядчеством в Оренбургской епархии в 1905-1917 гг. / URL:http://rusoir.ru/03print/03print-04/03print-04-21/(дата обращения 05. 05. 2017).

8 Ягудина О. В. Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века. (там же).

9 Камзина А. Д. Православная миссия...(там же).

10 Отчет о деятельности Оренбургского Михаило-Архангельского Братства за 9-ый год его существования (с 8 ноября 1894г. по 8 ноября 1895 г.). Оренбург, 1896г. С. 12.

11 Кудрявцев П.И. «Кто сильнее?»// Оренбургские Епархиальные Ведомости, 1880г. № 10, с. 728

12 Отчет о деятельности Оренбургского Михаило-Архангельского Братства за 9-ый год его существования (с 8 ноября 1894 г. по 8 ноября 1895 г.). Оренбург, 1896. С. 23.

13 Отчет о деятельности Оренбургского Михаило-Архангельского Братства за 8-ой год его существования (с 8 ноября 1893г. по 8 ноября 1894г.). Оренбург, 1896. С. 50-51.