Просмотр содержимого документа
««Мнемотаблицы – одна из эффективных форм работы по автоматизации звуков»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» «Мнемотаблицы – одна из эффективных форм работы по автоматизации звуков»
Романова Галина Анатольевна
Междуреченск, 2024г .
ФГОС начального образования выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре образовательной программы начального образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы начального образования;
• Требования к результатам освоения образовательной программы начального образования
В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет – методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. –коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике для детей должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; – замысел графической схемы должен быть понятен ребёнку.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
са
ча
ол
ла
ри
ор
аш
шу
«Не зевай, картинку подбирай!»
Цель: автоматизация звуков в чистоговорках, развитие фонематического слуха.
ла
ор
сы
жа
«Найди лишнюю картинку!»
Цель: автоматизация звуков в чистоговорках, развитие фонематического слуха.
ши
ро
ла
«Договори!»
Цель: автоматизация звуков в чистоговорках, развитие памяти, воображения.
ру
за
ец
«Только творческий педагог может
развить творческое начало в ребёнке»
В.А.Сухомлинский