Конспект урока.
Цель урока:
- в рамках подготовки к ЕГЭ сформировать у учащихся представление о ведущих политических партиях России начала ХХ века;
- проанализировать основные программные требования социалистических, либеральных, консервативно-традиционалистических партий;
- развить умение работать с текстом источника, анализировать, выделять главное; развить умение мыслить критически, генерировать идеи; осуществлять поиск нужной информации.
Просмотр содержимого документа
«Многопартийность в России.»
Многопартийность в России




Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный урок с элементами практической работы.
Цель урока:
- в рамках подготовки к ЕГЭ сформировать у учащихся представление о ведущих политических партиях России начала ХХ века;
- проанализировать основные программные требования социалистических, либеральных, консервативно-традиционалистических партий;
- развить умение работать с текстом источника, анализировать, выделять главное; развить умение мыслить критически, генерировать идеи; осуществлять поиск нужной информации.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблица, тесты ЕГЭ, рабочие тетради, документы, компьютерный (мультимедиа) учебник. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. – М.: Клио Софт, 2001., проектор мультимедиа, презентация MS Power Point.
Организация учебной деятельности: класс разделен на несколько групп, каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы и учителя. Группы получают документы, таблицы, вопросы для работы.
Опережающее задание: найти и прочитать в учебной литературе материал о политических партиях России в начале ХХ века.
В ходе урока класс делится на группы для проведения работы с документами и таблицами.
Ход урока:
Организационный момент.
Вводное слово учителя (цели и задачи урока).
Общая характеристика ведущих политических партиях России начала ХХ века. Особенности первой российской многопартийности.
Групповая работа с историческими источниками – фрагментами программ политических партий.
Выступление представителей групп, заполнение таблицы «Ведущие политические партии России начала ХХ века».
Итог урока.
Тестовая работа по материалу урока.
Работа учителя | Работа детей | Доска |
1. Организационный момент. | Дети занимают свои места в классе. | Тема урока, домашнее задание. |
2. Вводное слово учителя: Сегодня мы продолжаем говорить о событиях российской истории начала ХХ века и в первую очередь о политических партиях России. Тема нашего урока «Ведущие политические партии России начала ХХ века». В рамках урока нам предстоит проанализировать основные программные требования политических партий, поработать с документами, с тренировочными тестами ЕГЭ и сделать вывод о особенностях первой российской многопартийности. Дома вам предстоит выучить параграфы 8, 12, продолжить заполнение таблицы и написать эссе на тему:«Почему в российском обществе большим влиянием пользовались «крайние» политические партии?». | Записывают тему урока и домашнее задание | Домашнее задание (боковая доска) |
3. Общая характеристика ведущих политических партиях России начала ХХ века. Групповая работа с историческими источниками – фрагментами программ политических партий. Одни из самых сложных заданий ЕГЭ – это задания части С. Задания предполагают систематизацию материала, сравнение, общую характеристику, анализ исторической ситуации. Говоря сегодня о ведущих политических партиях нам предстоит, систематизируя материал, не только дать характеристику партий, но и попытаться сравнить их взгляды на различные вопросы. Как вы помните в конце XIX – начале ХХ века в России возникло множество политических партий, представляющих интересы различных слоев общества. Классифицируя политические партии можно выделить следующее: социалистические, либеральные, консервативно-традиционалистические. Показ презентации(слайды 1-8 Вопрос классу, какой вывод можно сделать на основании просмотренного материала? Учитель подводит итог: А) Многообразие и большое число партий одного направления. Б) Партии появились усилиями интеллигенции. В) Многопартийность появилась раньше парламента. Из всего многообразия партий мы выделяем самые многочисленные и ведущие, а так же рассматриваем их программы. 4. Работа в группах. Разделитесь на группы по 4-5 человек. Каждая из пяти групп получает документ и в течение 5-7 минут работает с историческим источником, характеризуя ту или иную партию по следующим вопросам: политическое направление партии. название партии. лидер. социальный состав. программные цели. основные политические требования. тактика. Через 5-7 минут каждая группа на основании изученного материала дает характеристику той или иной партии. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (документы) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (таблица) | Дети отвечают на вопрос. Учащиеся делают пометки в тетрадях. Работа в группах, характеристика партии | Показ слайдов(1-8) Показ презентации (слайды 9-10) |
5. Выступление представителей групп, заполнение таблицы «Ведущие политические партии России начала ХХ века». Выступление представителей 1 и 2группы. Учитель подводит итоги по результатам выступления 1,2группы -Показ презентации(слайды 11 - 13). (Слайд с краткой характеристикой деятельности партии). Выступление представителей 3 и 4группы Учитель подводит итоги по результатам выступления 3,4группы Выступление представителей 5 группы Учитель подводит итоги по результатам выступления 5группы
| Выступление представителей 1,2 групп. Учащиеся делают пометки в тетрадях. Выступление представителей 3,4 групп. Учащиеся делают пометки в тетрадях. Выступление представителей 5 группы Учащиеся делают пометки в тетрадях. | Открывается презентация: «Ведущие политические партии России» |
6. Итог урока. На уроке мы поговорили о ведущих политических партиях России начала ХХ века. Как видим «политический спектр» российской действительности очень широк. От крайне правых до крайне левых политических сил в обществе. На последующих уроках мы продолжим более подробно рассматривать политические взгляды партий, а так же работать с тестами ЕГЭ. В заключении я предлагаю каждой группе выполнить тестовую работу по материалу урока. Через несколько минут мы узнаем, какая группа лучше усвоила материал. По окончании работы с тестами при наличии времени проверка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (тесты) | Групповая работа с тестами. Приложение 2 | |
Приложение 4
Источники информации:
Левандовский А., ЩетиновЮ. учебник Россия в ХХв .М.2005 г
Данилов А. История России в таблицах М., 2005г.;
CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;