СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МО классных руководителей "Особенности общения с трудными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал можно использовать как классному руководителю, так и психологу, соцпедагогу или завучу школы

Просмотр содержимого документа
«МО классных руководителей "Особенности общения с трудными детьми"»

Особенности общения с «трудными» детьми Аникина Е.В. МБОУ «Юсьвинская СОШ» «Доеговская ООШ » МО классных руководителей 2019г.

Особенности общения с «трудными» детьми

Аникина Е.В.

МБОУ «Юсьвинская СОШ» «Доеговская ООШ »

МО классных руководителей 2019г.

Трудные дети В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям..

Трудные дети

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям..

Причины возникновения «трудных» подростков 1. биологические причины: нарушения центральной нервной системы; несвоевременная диагностика умственной отсталости; неравномерность полового созревания; аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет; наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания) 2. социальные причины: социальный статус района; пассивность общественности; педагогические ошибки воспитателей; неблагополучный социально – психологический климат в школе; стиль преподавания в школе; трудность школьных программ; неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей); воспитание детей в жестокой семье; многодетные семьи;  

Причины возникновения «трудных» подростков

1. биологические причины:

нарушения центральной нервной системы;

несвоевременная диагностика умственной отсталости;

неравномерность полового созревания;

аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;

наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

социальный статус района;

пассивность общественности;

педагогические ошибки воспитателей;

неблагополучный социально – психологический климат в школе;

стиль преподавания в школе;

трудность школьных программ;

неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);

воспитание детей в жестокой семье;

многодетные семьи;

 

3.психологические: конфликт ролей у подростка; конфликт уровня притязаний и самооценки; конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками; сексуальный конфликт; неуспех ребенка в ведущей деятельности; неразвитость самосознания; неадекватная самооценка; личностный кризис; 4. комплексные причины: общесоциальные причины; социально-демографические причины; социально-правовые причины; социально-медицинские причины; организационно-управленческие причины;

3.психологические:

конфликт ролей у подростка;

конфликт уровня притязаний и самооценки;

конфликт со взрослыми;

конфликт со сверстниками;

сексуальный конфликт;

неуспех ребенка в ведущей деятельности;

неразвитость самосознания;

неадекватная самооценка;

личностный кризис;

4. комплексные причины:

общесоциальные причины;

социально-демографические причины;

социально-правовые причины;

социально-медицинские причины;

организационно-управленческие причины;

Поведенческие реакции подростков. 1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий .

Поведенческие реакции подростков.

1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий .

2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. 3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности. 4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований

2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.

4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований

5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства. 6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям) 7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников .

5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.

6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)

7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников .

Типичные ошибки педагогов и родителей 1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю. 2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине. 3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

Типичные ошибки педагогов и родителей

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.

2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот. 5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка. 6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной. 7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.

4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.

6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.

8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем .

8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем .

Что же делать родителям? • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход. • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.

Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. • Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку. • Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!

Агрессивнй подросток - как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Агрессивнй подросток - как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Трудности во взаимодействии учитель-ученик По мнению учителей и учеников трудности могут быть такими:   1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями ; 2) необъективный подход педагогов к ученикам; 3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей . Учителя отмечают: лень учащихся, их нежелание слушать на уроках, сложность отдельных разделов учебной программы, невыполнение домашних заданий, слабой помощи со стороны родителей и т. д.   10 % учителей отметили, что вообще не видят трудностей во взаимоотношениях с учащимися;

Трудности во взаимодействии учитель-ученик

По мнению учителей и учеников трудности могут быть такими:

  1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями ;

2) необъективный подход педагогов к ученикам;

3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей .

Учителя отмечают:

  • лень учащихся,
  • их нежелание слушать на уроках,
  • сложность отдельных разделов учебной программы, невыполнение домашних заданий,
  • слабой помощи со стороны родителей и т. д.
  •   10 % учителей отметили, что вообще не видят трудностей во взаимоотношениях с учащимися;
Рекомендации классным руководителям: Общаясь с трудным подростком, помните: беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона; в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес; лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя; диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают; в процессе общения старайтесь вести диалог на равных; старайтесь инициативу общения держать в своих руках;  критика должна быть конкретной, по существу.

Рекомендации классным руководителям:

Общаясь с трудным подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  • критика должна быть конкретной, по существу.
Реализация личностного подхода К благополучным детям К трудным детям 1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. 1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; 2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему 2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение своих взглядов на его собственном опыте.

Реализация личностного подхода

К благополучным детям

К трудным детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда;

2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение своих взглядов на его собственном опыте.

Реализация личностного подхода К благополучным детям К трудным детям 3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка. 3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не унижать его. 4. Создавать атмосферу

Реализация личностного подхода

К благополучным детям

К трудным детям

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не унижать его.

4. Создавать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

4. Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

Выбор приёмов воспитания 1. Приём «просьба о помощи». 2. Приём «оцени поступок». 3. «Приём доброго поступка». 4. Приём «рассказ о себе и других». 5. Приём «мой идеал» 6. Приём сказкотерапии . 7. Приём «ролевая маска». 8. Приём «распределение ролей». 9. Приём «самоотстранение учителя» 10. Приём «обмен ролями» 11. «Авансирование личности»

Выбор приёмов воспитания

1. Приём «просьба о помощи».

2. Приём «оцени поступок».

3. «Приём доброго поступка».

4. Приём «рассказ о себе и других».

5. Приём «мой идеал»

6. Приём сказкотерапии .

7. Приём «ролевая маска».

8. Приём «распределение ролей».

9. Приём «самоотстранение учителя»

10. Приём «обмен ролями»

11. «Авансирование личности»

Как реагировать на конфликтность подростка? Дайте ему высказать свои возражения Спокойно спросить – чем именно ребёнок недоволен Выслушать его, не перебивая (это очень важно!) Выслушать своего подростка ВНИМАТЕЛЬНО и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих.

Как реагировать на конфликтность подростка?

Дайте ему высказать свои возражения

Спокойно спросить – чем именно ребёнок недоволен

Выслушать его, не перебивая (это очень важно!)

Выслушать своего подростка ВНИМАТЕЛЬНО и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих.

Агрессивный ребёнок  Говорите только спокойным тоном;  Дайте ребенку выплеснуть свою агрессивность;  Не допускайте вспышек гнева;  Не стесняетесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

Агрессивный ребёнок

  • Говорите только спокойным тоном;
  • Дайте ребенку выплеснуть свою агрессивность;
  • Не допускайте вспышек гнева;
  • Не стесняетесь лишний раз его приласкать или пожалеть.
Расширяйте круг общения ребенка, приводите его в новые места; Подчеркивайте преимущества и полезность общения; Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека; обратитесь за консультацией к психологу. Замкнутый ребенок
  • Расширяйте круг общения ребенка, приводите его в новые места;
  • Подчеркивайте преимущества и полезность общения;
  • Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  • обратитесь за консультацией к психологу.

Замкнутый ребенок

Конфликтный ребёнок 1 . Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры. 2. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации. 3. Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения. 4. Не всегда следует вмешиваться в ссоры  детей.

Конфликтный ребёнок

1 . Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры.

2. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации.

3. Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения.

4. Не всегда следует

вмешиваться в ссоры

детей.

Интернет-ресурсы http://bir-school9.ru http://deti.psynavigator.ru/ http://www.deti-s-zur.ru http://mou38.chel-edu.ru http://chronicles.moy.su   http://family.concepcia.ru http://mihailovoschool.ucoz.ru Картинки http://images.yandex.ru http://купитьвказани.рф http://bor-odin.livejournal.com http://www.podrugi.by/malenkie-cvety-zhizni-4598.html http://www.radio-mir.su/?start=96

Интернет-ресурсы

http://bir-school9.ru

http://deti.psynavigator.ru/

http://www.deti-s-zur.ru

http://mou38.chel-edu.ru

http://chronicles.moy.su

http://family.concepcia.ru

http://mihailovoschool.ucoz.ru

Картинки

http://images.yandex.ru

http://купитьвказани.рф

http://bor-odin.livejournal.com

http://www.podrugi.by/malenkie-cvety-zhizni-4598.html

http://www.radio-mir.su/?start=96