Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г.Ессентуки
Модель работы
с одаренными детьми
в начальной школе
театральный кружок
«Творчество»
Разработала учитель начальных классов
Шевченко Г.В.
Содержание
Введение:
Образовательная область и предмет изучения;
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность работы;
Организация работы театрального кружка «Творчество»
Этапы работы театрального кружка «Творчество»
Тематический план работы кружка «Творчество»
Результативность работы
Приложение
I.Введение
Образовательная область и предмет изучения
В наши дни никого не надо убеждать в необходимости и полезности театральной работы с детьми и подростками. Но, к сожалению, многих приходится убеждать в серьезности данной проблемы, особенно когда сокращаются учреждения дополнительного образования. Ребенок — участник создания театрального таинства — постигает мир и искусство как открытие и откровение. И духовное строительство, которое происходит в нем, трудно переоценить. Атмосфера театра влияет на формирование мировоззрения ребёнка, на его способность к эстетическому и образному постижению мира, служит инструментом социализации и психологической коррекции.
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников.
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” (Э.И.Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.
Эстетическое воспитание и художественное образование детей начинается с дошкольного возраста.
В дальнейшем эстафету приобщения молодого поколения к искусству и художественному творчеству принимает общеобразовательная школа… Школа предлагает, как правило, три предмета гуманитарного цикла: литературу, музыку, изобразительное искусство. Их роль в формировании личности, безусловно, высока. Но почему в образовательной школе столь долгое время отодвигался на второй план, а то и далее, такой вид искусства, как театр, хотя в дореволюционной России преподавание этого предмета широко практиковалось в системе образования.
Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.
Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона (Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева). Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя. И даже создания целого спектакля.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Ведение кружка «Творчество» в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательный процесс, так как, происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера- творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение , память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнение реализуют одновременно три цели:
погружают детей в присущую им стихию игры;
развивают психологические структуры (внимание, память, мышление, волю);
придают учебному дню привлекательные ля детей качества интересного и веселого труда.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произношением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия «Я» личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой. При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.
При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы, которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.
Принципиальным отличием работы кружка «Творчество» является то, что вся работа строится только на одном классе, начиная с момента, когда дети только что пришли в школу. Возрастная близость занимающихся в кружке детей позволяет использовать в работе методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. Также, отличительной особенностью программы кружка является то, что кроме основ театральной деятельности большое внимание уделяется режиссуре праздников, режиссуре эстрады, и постановке концертных программ.
Программа кружка «Творчество» вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью театра, также, предполагает и знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами. В составленной программе кружка «Творчество» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Кружок «Творчество» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.
Организация работы театрального кружка «Творчество»
В процессе работы в театральном кружке с детьми была поставлена следующая цель.
Цель – Приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности.
Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:
пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
освоить необходимые навыки актерской техники: ораторское искусство, сценическая речь, импровизация, работа с телом и голосом;
развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
развивать природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность;
побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, выразительных движений и интонации.
Свою работу с детьми в театральном кружке я разделила на три основных этапа
1.Этап «Открытие». Его задачи:
Выявить уровень эмоционального развития
Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребенка
Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.
Для решения поставленных задач на первом этапе, использовала набор многофункциональных упражнений, которые помогают “раскрепостить” детей, помочь обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Эти упражнения строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа, большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Например: “Знакомство– дразнилка”, “Кнопки ”, “Поводырь”, “Зеркало”, “Звучащие игрушки”, “Арлекин ”, “Поклонение солнцу ”и т.д.
На основе результатов диагностики, участников театральной студии и анкетирования родителей, производится подбор драматического репертуара.
Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретного театрального коллектива, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
2.Этап «Развитие». Его задачи:
Развивать внимание, воображение, силу голоса, речевое дыхание, выразительность речи, мимику и жесты, коммуникативные способности
воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.
Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа проходит как с подгруппой детей, так и индивидуально.
3
Развивать потребность в активной театральной деятельности.
Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности
.Этап «Творчество».
Его задачи:
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Программа рассчитана на 1 год и представляет собой систему творческих заданий, где участвуют все виды театрального творчества: пластика, техника речи, сценическое движение, тренинг актерского мастерства и т. д.
Учебный материал реализуется через «спектакль», «занятие-искусство», творческое задание, т. е. через игру, «игровую стихию театрального зрелища», игру-перевоплощение, образное воссоздание жизненных ситуаций.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, а процесс обучения строится по принципу цикличности: знания и умения совершенствуются и углубляются от занятия к занятию.
Совершенствование знаний, умений, навыков в выбранном направлении деятельности ведется в процессе подготовки спектаклей, концертных программ.
Логика построения учебного процесса в театре связана с практическим постижением предметной основы сценического искусства — действия, которое является выразительным языком актерского искусства.
Каждый этап работы над спектаклем включает следующие виды деятельности: театрально-игровую, художественно-речевую, ритмопластику.
Работа над спектаклем проходит в 4 этапа:
застольная работа ( распределение ролей, читка);
работа над спектаклем, ролями на сцене. Постановка мизансцен, решение сцены. Работа над ролью;
репетиция отдельных сцен;
генеральная репетиция. Генеральный прогон спектакля;
отчетный концерт с показом проделанной работы
Спектакль — это экзамен, итог годовой деятельности всего коллектива, показ теоретической и практической подготовленности каждого ребенка.
Содержание программы
Программа включает следующие разделы:
1 «Основы театрального искусства» - знакомство с театром как видом
искусства.
2 «Ритмопластика» - обеспечение развития психомоторных способностей
учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений через
ритмические, музыкальные, пластические игры.
3 «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.
4 «Подготовка спектакля» - вспомогательный раздел, базируется на разнообразных по содержанию сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Тематический план работы кружка «Творчество»
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Часы |
1 | Введение. Задачи кружка | Голосо – речевой тренинг(Упр. «Качели», «Лягушка», «Часики» Дыхательная гимнастика «Звукоподражатель» Мимические упр. «Снеговик», «Облака» Скороговорки «Мама мыла Милу с мылом» «Шла Саша по шоссе и сосала сушки» Беседа «Виды искусств» Импровизация стихотворения «Кузнечик» Ритмопластика «Гитарист», «Баянист», «Скри-пач», «Барабанщик» Придумать схему танца «Бабочек» муз.Грига Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета» | 1 |
2 | Искусство театра | Голосо – речевой тренинг(Упр. «Улыбка», «Лягушка», «Слон», «Лягушка-слон» Скороговорки «Купи кипу пик» (3 раза) «Петр – повар, Павел - повар» (3 раза) Чистоговорка «Ук-ук-ук-появился вдруг паук» Импровизация стихотворения С.Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» Игры по развитию внимания : «Адвокаты», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). Беседа «Зарождение театрального искусства на заре человечества» Исполнение частушек Импровизация «Гадкий утенок» - «Лебедь» | 1 |
3 | Искусство театра | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» Русские народные заклички Импровизационное упражнение « Глухая ба- бушка», «Дискотека кузнечиков» Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Игры по развитию внимания : «Имена», «Садовник и цветы» | 1 |
4 | Перевоплоще-ние | Практическое занятие № 1 «Искусство грима и макияжа» Импровизация стихотворения С.Михалкова «Бездельник - светофор» Чистоговорка «Ук-ук-ук-появился вдруг паук» Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш погладить белье, смотреть в зеркало и т.п.) | 1 |
5 | Перевоплоще-ние | Практическое занятие № 2 «Азы нанесения грима» Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Игры по развитию внимания : «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица» Скороговорка «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа» Дидактическая игра «Угадай кто?» Знакомство со сценарием «Первобытная школа» Проговаривание стихотворения О Высотской «Мы слепили снежный дом» | 1 |
6 | Миниатюра | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Распределение ролей для сценки «Первобытная школа» с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Дыхательные упражнения «Аромат цветов», «Как подул Дед Мороз» Танец – фантазия «Бал цветов» | 1 |
7 | Эмоции как средства выражения чувств | Этюд на выражение основных эмоций « У пчелки хвори», «Дождик, дождик, лей, лей!» Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов для «Первобытной школы». Упражнения на развитие координации. Голосо – речевой тренинг (Упр. «Иголочка», «Лопаточка», «Лопаточка – Иголочка ») | 1 |
8- 9 | Эмоции как средства выражения чувств | Мимическая игра «Передавалки» Дыхательная гимнастика: «Пильщики», «Грузинский хор», «Звонок» Этюд на выражение основных эмоций «Смотрим футбол», «Опоздал!», «Котенок» Игры по развитию внимания : «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 2 |
10 | Театральный костюм | Беседа «Костюм в театре и истории» Дыхательная гимнастика: «Мотоцикл» «Сорока – сплетница» Чистоговорка «Козлик» М,Катушина Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 1 |
11 | Театральная постановка | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 1 |
| Театральный костюм | Дыхательная гимнастика «Птичий двор», Анализ выступления учителем (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). Упражнение на координацию движения и речи «Васька – козел» Я. Аким Создай макет театрального костюма Театрализованная игра «Веселые превращения» | 1 |
12 | Искусство пантомимы | Дыхательная гимнастика «Звукоподражатель», «Насос», «Хохлатки» Этюд «На вещевом рынке» Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). Конкурсы «Мим» и «Походка» Беседа «Средства выразительности бессловесного поведения человека» Знакомство со сценарием «Магазин игрушек» Работа над образами героев, их настроение и характер Постановка танца «Куклы» | 1 |
13 | Искусство пантомимы | Беседа «Что значит пантомима?» Репетиция пантомимных движений. Создание сценических этюдов: «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие» Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Репетиция сценки «Магазин игрушек» | 1 |
14 | Искусство пантомимы | Дыхательная гимнастика «Победительницы», «Айда гулять», «Хохлатки» Имитация поведения животного Репетиция сценки «Магазин игрушек» Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?») Сценические этюды :поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор, поведение в магазине | 1 |
15 | Театральная постановка | Практическое занятие № 3 «Изготовление карнавальных масок» Выступление со сценкой перед учениками школы и родителями Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | 1 |
16 | Творческое взаимодейст- вие с партнером | Дикционные упражнения: «Команды», «От стона к лаю» Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Репетиция миниатюры «Новогодний каламбур».Распределение ролей с учетом пожеланий учащихся. Пластическая импровизация на ходу в задан-ном образе Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. | 1 |
17 | Речевое искусство | Показ миниатюры «Новогодний каламбур». Игры по развитию языковой догадки : «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 1 |
18 | Память человека, семьи, народа. | Игра на развитие памяти «В магазине зеркал» Творческая работа «Святая память» Тренировка ритмичности движений. Имитационное упражнение «Пойми меня» Упражнение «расскажи стихи А.Барто с помощью жестов и мимики Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С. Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 1 |
19 | Диалог | Дыхательная гимнастика «Звукоподражатель», «Гудок», «Дудочка» Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон,как в капюшоне кукушонок смешон» Диалог в вопросах и ответах: В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций к сказке С.Михалкова | 1 |
20- 21 | Имитация поведения животного | Дикционные упражнения: «Стон», «Две собаки» Тренировка ритмичности движений. Этюды на движение, характерное для заданного образа в пьесе С. Михалкова (дятел, медведь, волк, лиса) Репетиция сказки «Как медведь трубку нашел» Практическое занятие № 4 « Изготовление афиш». | 2 |
22 | Искусство звучащего слова | Сценические этюды на развитие у детей творческого воображения «Хорошая – плохая погода» .Генеральная репетиция Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | 1 |
23 | Театральная постановка | Премьера спектакля по сказке С. Михалкова «Как медведь трубку нашел». | 1 |
24 | Творческое действие в условиях сценического вымысла | Анализ выступления. (Положительные стороны, отрицательные). Упражнения на развитие актерского мастерства: «Переход», «Мимикрия», «Взрыв» Скороговорка «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня» Практическое занятие № 5 «Ролевое чтение» Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Упражнение на развитие воображения «Веселые завирательные истории» | 1 |
25 | Образ героя | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». Обыгрывание стихотворений С.Михалкова «Грибы», «Хрустальная ваза» Этюд на сопоставление разных характеров «Три характера» муз. Кабалевского Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. | 1 |
26 | Образ героя | Дыхательная гимнастика «Победительницы», «Айда гулять», «Буква У» Скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит» Отработка ролей в басне. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением Сценические этюды на выразительность жестов «Я обиделся», «Иди ко мне», «Уходи» «От мороза убежим» (речедвигательная игра), «Контрасты» (музыкальная игра). | 1 |
27 | Образ героя | Артикуляционная гимнастика «Курочка по зернышкам» Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» Дикционные упражнения: «Капризуля», «Больной зуб», «Колокольчики» Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. Инсценировка басни Крылова «Волк и ягненок». Пантомимический этюд – тень Имитационное упражнение «Пойми меня» | 1 |
28 | Искусство монолога | Дыхательная гимнастика «Птичий двор», «Хохлатки» Создание образа «Кот Леопольд» (музыка А.Резникова) Игры по развитию языковой догадки : «Наборщик», «Творческий подход», «Из нескольких – одна» Инсценировка А.Барто «Девочка чумазая». Сценические этюды на выражение эмоций «Капельки», «Под дождиком» | 1 |
29 | Искусство монолога | Беседа «Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния» Голосовые упражнения «Стон», «У зубного врача», «Две собаки» Дидактическая игра «Кого встретил Колобок» Танцевальные импровизации «Заводная кукла» «Снежинки и ветер» Чистоговорка «Ах, трава – мурава» | 1 |
30 | Сценарий и «секреты» его составления | Практическое занятие № 6 «Составление сценария» Дыхательная гимнастика «Птичий двор», Сценические этюды на развитие у детей образных представлений «Айболит в пути», «На рыбалке», «Как огурчик стал смелым» Инсценировка сказки «Теремок» Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 1 |
31 | Интонация, настроение, характер персонажа | Игры и упражнения на опору дыхания «Крэо-Кроу», «Дрессированные собачки» Создание сценических этюдов :«В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие» Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | 1 |
32 | Интонация, настроение, характер персонажа | Чтение стихотворения в определенном образе Практическое занятие № 6 «Ролевое чтение» Заучивание стихов способом зарисовки «Подснежник» В.Берестов Танцы – фантазии «Золушка на балу», « Дюймовочка и жук» Репетиция театрально - музыкальной постановки «Годы опаленные войной» | 1 |
33 | Этюд как основное средство воспитания актера. | Игры по развитию языковой догадки : «Рифма», «Ищем вторую половину», «По первой букве» Сценические этюды на выражение эмоций «Дождь идет», «Радость и грусть» Подготовка к театрализованному представлению «На солнечной полянке» | 1 |
34 | Творческий отчет | Анализ работы за год Заучивание стихов способом зарисовки «Балалайка» И.Лопухина Театрализованное представление «На солнечной полянке» | 1 |
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
На данном этапе программа является в основном развивающей, и поэтому не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами. Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена кружка, что выявляется благодаря наблюдениям педагога, работающего с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам школы на открытых уроках, утренниках, внеклассных мероприятиях.
Ожидаемые результаты
повышение нравственно-эстетической культуры;
коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости;
развитие у детей стремления вносить красоту в повседневную жизнь;
развитие коммуникативных и организаторских способностей, приобретение опыта самоорганизации детского коллектива;
устранение психологических барьеров между отдельными учащимися, усвоение ценностей равноправия и терпимости друг к другу;
развитие творческого потенциала каждого ребёнка;
расширить знания детей о культуре и искусстве;
показать неразрывность таких понятий как красота внешняя и внутренняя, красота природы, памятников архитектуры, красота здорового тела, красота труда;
развитие способностей, осознание собственной значимости и формирование потребностей в активной жизни.
Анкетирование
Достижения ребят в театральном кружке «Творчество» фиксировались на протяжении всего года обучения. В начале работы кружка детям была предложена анкета:
1.Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?
2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?
3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?
4. Хотел бы ты бывать там чаще?
5. Что ты знаешь о театральном искусстве?
6. Хотел бы ты больше узнать?
7. Нравятся ли тебе смотреть спектакли?
8.Какую роль ты бы хотел сыграть?
9. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об
искусстве?
Анкеты составлены по вопросам развития эстетической культуры в целом. Вопросы анкеты предусматривают диагностику знаний (система понятий эстетической направленности), эстетических предпочтений (эстетический вкус), системы эстетических и художественных умений.
Что я знаю о театральном искусстве?
Нужна ли красота в повседневной жизни?
Будете ли вы использовать знания, полученные в кружке, в повседневной жизни?
Результативность работы
Результативностью работы театрального кружка «Творчество», созданного на базе одного класса, является организация и проведение праздничных, игровых тематических, познавательных, развлекательных программ.
В 2009 году ребята театрального кружка приняли участие в городском фестивале «Призвание – творчество молодых», где стали победителями в двух номинациях «Театральный жанр» и «Миниатюра»
Перспективы развития
Театральная студия – живой организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. Данная программа соотнесена с имеющимся опытом работы и материально – технической базой. В перспективе при возникновении соответствующих условий желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра.
Планирую разработать программу на следующие 2 года обучения по углубленным занятиям по режиссуре праздников и основе игровой деятельности.
Приложение 1
Игры и упражнения на опору дыхания.
Дрессированные собачки.
Ход: Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям – цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав», соответствующее число раз.
Птичий двор.
Ход: дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис). Она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). курица зовет разбежавшихся цыплят.
Эхо.
Ведущий Дети
Собирайся детвора! Ра!Ра
Начинается игра! Ра!Ра!
Да ладошек не жалей! Лей!Лей!
Бей в ладошки веселей. Лей!Лей!
Сколько времени сейчас? Час!Час!
Сколько будет через час? Час!Час!
И неправда: будет два! Два!Два!
Дремлет ваша голова. Ва!Ва!
Как поет в селе петух? Ух!Ух!
Да не филин, а петух! Ух!Ух!
Вы уверены, что так? Так!Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.
Крэо-Кроу.
Все участники игры делятся на две команды. Одной команде присваивается имя «Крэо», а другой – «Кроу». На первом этапе игры команды должны запомнить название своей команды и научиться, как можно громче и азартнее кричать его, как боевой клич. Это поднимает тонус игры, укрепляет «Чувство команды». Затем пространство зала делится на три части: территория «Крэо», территория «Кроу», и самая большая нейтральная территория посередине. Стульями обозначаются «государственные границы». Противник не может переступить через эти границы. Педагог-ведущий в этой игре. Когда команда слышит от ведущего свое имя, она должна напасть на противника и взять как можно больше пленных. За счет пленных команда увеличивается. Они становятся гражданами захватившей их страны. По команде педагога жители разных стран выходят на прогулку на нейтральную территорию. Услышав неожиданно название одной из команд, одни должны удирать, а другие – захватывать. При этом педагог может шалить со звукосочетанием «кр». Он может тянуть его бесконечно долго, чтобы команды не знали, чье имя будет названо, и оставались в максимальной мобилизации. Ему позволяется обманывать и после долгого «кр» выкрикнуть «Крокодил», «Крупа», «Крокусы» и т.д. он может начать неторопливо рассказывать историю «Однажды жители двух государств вышли погулять Кр-р-р-расное (громко) солнце опустилось за тучу. Пролетающие птицы кричали (тихо) «Кроу»». Таких «обманок», тренирующих внимание и мобилизацию может быть очень много.
Поводырь.
На первом этапе упражнения группа разбивается на пары. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Он – «слепой» ,другой «поводырь». Задача, взявшись за руки, научиться двигаться в пространстве, не наталкиваясь на другие пары, на разных скоростях. Скоростей -10. опорно-ориентировочными являются – три – первая, пятая и десятая. Остальные – тонкие нюансы. Средняя – пятая – нормальный шаг. Первая – движение практически в замедленной съемке. На первом этапе упражнения сценка рук плотная, партнер держи партнера, поддерживает локтем. На последнем этапе упражнения сцепка рук едва уловимая. Партнеры держатся кончиками мизинцев.
Слепые и поводыри время от времени меняются ролями. Упражнение направлено прежде всего на воспитание чувства партнера. Задача заключается в том, чтобы слепой максимально доверился поводырю и в то же время научился улавливать малейший исходящий от него импульс.
Знакомство-дразнилики.
Дети знакомятся с возможностями своих инструментов , т.е. тела и голоса. Руководитель знакомится с группой – получает возможность увидеть – насколько дети контактны, гибки и подвижны в общении. Основной принцип игры – постепенное усложнение заданий и абсолютно точное их выполнение. Последнее способствует включению внимания и отработке координации. Сосредоточение на точном выполнении задания, кроме всего прочего, позволяет сразу переключить внимание группы с безмолвного вопроса «Как я выгляжу?» на рабочий настрой.
Все участники игры стоят в кругу. Важно, чтобы каждое действие точно фиксировалось. Первый участник игры делает приставной шаг в центр круга – первое действие. Называет свое имя – второе действие. Возвращается на свое место в круг – третье действие. Затем весь круг пытается точно повторить триаду. В идеале должны возникнуть абсолютная синхронность и абсолютная точность в манере подачи звука и энергии действия. Далее каждый участник проделывает то же самое, а группа вторит ему.
На следующем этапе в упражнение добавляются новые компоненты. Теперь участники круга вместо имени могут произносить вымышленные прозвища (театральные псевдонимы). После этого надо сделать самое немыслимое движение и зафиксировать его, а потом встать на место. Все участники круга точно повторяют все движения и звуки.
Упражнение усложняется по принципу нанизывания бусинок на основной стержень: можно добавлять после движения звук любой, какой родится (от детских дразнилок, до фиксированной высоты любого звука - тр-р-р, бе-бе-бе и др.). А потом этот звук можно переводить в коротенькие стишки или скороговорки.
На начальном этапе игра должна идти очень динамично, и, прежде всего, приносить радость. Поэтому скорпулезно следить за абсолютно успешным выполнением всех компонентов задания не стоит. А затем, на последующих занятиях, необходимо отрабатывать элементы все более и более тщательно, задерживаясь на них все дольше и дольше.
Звучащие игрушки.
Все участники игры равномерно распределяются по пространству зала и садятся на пол. Каждый берет в руки воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку. У каждого своя игрушка со своим звуком. Все участники упражнения-игры превращаются в маленьких детей и начинают играть с игрушками, активно озвучивая их: один тарахтит, другой пищит, третий рычит. Задача играющих заключается в том, чтобы добраться (доползти, как это делают малыши) и до своего ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками, т.е. точно воспроизвести звучание своего нового инструмента. В идеале, упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не проиграли во все игрушки.
Главная задача – развитие актерской смелости. Начать играть и действовать маленьким актерам, как правило, бывает легче, чем начать звучать. В этом упражнении снимается страх перед звукоизвлечением, а так же активизируются воо Игры на расширение диапазона голоса.
Чудо-лесенка.
Ход игры: Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю
Шаг-на-го-ры
Шаг-на-ту-чи
А-подъ-ем-все-вы-ше-кру-че…
Не-ро-бе-ю, пе-ть хо-чу,
Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!
Самолет
Ход игры: в правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются танцующим звуком ААААААА… или ЗЗЗЗЗЗЗ… Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
бражение, внимание, тренируется навык точного копирования партнера
Упражнения для развития координации слова с движением.
Раздается звон. Это Ванька – Встанька.
Педагог. Ванька – Встанька, Ванька – Встанька, Приседай-ка, приседай-ка, Непослушный, ишь какой, Нам не справиться с тобой. | Дети. Наклоняют туловище вправо – влево, руки на поясе. Выполняют полуприседания. Грозят указательным пальцем правой руки. То же левой рукой. |
Педагог: «Что помогает шить одежду?» (игла, нитки).
Педагог. Иголочка, иголка, ты остра и колка. Не колли мне пальчик, Сшей мне сарафанчик. | Дети. Вращают кисти рук. Грозят указательным пальцем. Хлопают в ладоши. |
Педагог. Мебель чистая, и пол чистый: его до блеска натер полотер.
Педагог. Я хороший полотер, Я до блеска пол натер. За мой труд и за мученье Заработал я печенье. | Дети. На каждый ударный слог делают движение ногой вперед. |
Педагог. Хлоп! Хлоп! Хлоп! Топ! Топ! Топ! А под елкой черный кот. Под елку он залез поспать. Нам мешает танцевать. | Дети. Хлопают в ладоши. Топают ногами. Приседают, пружиня коленями на каждый слог. Сгибают и разгибают кисти рук. Грозят пальцем на каждый слог. |
Педагог. Очень трудно так стоять, Руки в стороны держать. И не падать, не качаться, Друг за друга не держаться. | Дети. Стоят на одной ноге, Руки в стороны. |
Слышится лай. Кто это? Щенок.
Дети с педагогом. Бегал по двору щенок. Видит пирога кусок. Под крыло залез и съел. Развалился, засопел. | Дети. Бегают, сгибая и разгибая кисти правой и левой рук. Наклоняются вперед, руки отводят в стороны. Приседают, подносят руки ко рту. Опускают руки, голова набок, глаза закрыты. |
Педагог. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так! Медвежата мед искали Дружно кустик раскачали. Вот так! Вперевалочку ходили И из речку воду пили. Вот так! А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так! | Дети. Переступают с ноги на ногу, Вертят головой в разные стороны. Идут вперевалку, Раскачиваются. Идут вперевалку, Делают вид, что пьют воду. Пляшут, высоко поднимая колени. |
Педагог. Ходит по двору петух. Пролетел над полем жук. По цветку ползет паук. Обломился старый сук. | Дети. Высоко поднимают ноги. Отводит руки в стороны. Руки вперед и к груди. Приседают, хлопают в ладоши. |
Педагог. Свою маму я люблю, я ей дров наколю. Свою маму я люблю и всегда ей помогу Я стираю, полоскаю, с рук я воду отрясаю. Пол я чисто подметаю. Вот, так! Вот, так! | Дети. Прижимают руки к груди, Имитируют рубку дров Прижимают руки к груди Опускают и разводят в стороны Имитация движений Имитация движений. |
Педагог. Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку – бух! Будет знать петух, что впредь Надо под ноги смотреть. | Дети. Идут на месте, высоко поднимая ноги, руки за спиной. Делают круговые движения руками, приседают. Медленно поднимаются, грозя пальцем. Выполняют наклоны вперед. |
Под тревожную музыку.
Дети с педагогом. Ох! Ох! Что за гром!? Муха строит новый дом. Молоток стук- стук! Помогать идет петух. | Дети. Руки прижимают к щекам, покачивают головой. То же самое. Имитируют удары молотком. Взмахивают руками. |
Педагог: «Быстро в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?» (самолет)
Дети вместе с педагогом. Сам, сам, самолет. Тут и там самолет. Самолет летит близко – далеко. Самолет летит низко – высоко. | Дети. Три раза хлопают, затем руки разводят в разные стороны. То же Руки приближаются к груди, затем вытягиваются вперед. Руки разводят в стороны, приседают, встают, поднимают руки. |
Педагог. Тук, тук молотком. Строим, строим новый дом. Вырос дом, огромный дом. Будут жить игрушки в нем. | Дети. Ударяют на каждый слог одним кулаком по другому. По очереди поднимают руки. Поднимаются на цыпочках, руки вверх. Руки разводят в сторону. |
«Песня сороки». Дети под музыку проговаривают текст и одновременно выполняют движения.
Я летала, я летала (взмахивают руками)
Устали не зная (тоже)
Села, посидела (приседают на одно колено)
Опять полетела (поднимаются).
Упражнения на три вида выдыхания.
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – ССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШ….
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Игры и упражнения на свободу звучания
с мягкой атакой.
Больной зуб.
Детям предлагается представить, что у них болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
Капризуля.
Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
Колокольчики.
Дети распределяются на две группы, каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! Отзвук – мммм…
БУммм – Боммм! БУммм – Боммм! БУммм – Боммм!
ДИньнь – Донн! ДИньнь – Донн! ДИньнь – Донн!
Колыбельная.
Дети воображают, что они укачивают игрушку и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила – С! С! С! С! С!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл.
Заводим мотор: Р! Р! Р! Р! …РРРРРР! РРРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРРРРР…..
Игры и упражнения на речевое дыхание.
Игра со свечой.
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход: детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнения делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Мыльные пузыри.
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход: дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно - пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой - не лопнул дольше всех.
Упражнения для развития речевых и мимических движений.
1.
Педагог. Щенок проснулся, потянулся, Посидел и побежал. Набегался, устал, остановился, Тяжело задышал. Увидел сметану, съел ее, Облизывается. | Дети. Сидят на корточках, широко открывают глаза, тянутся, бегут по залу. Останавливаются, тяжело и часто дышат, высунув язык. Облизывает губы. |
Педагог. Ты будешь толстяком помидором, а Ты – худышкой петрушкой и т.д. Справа от меня овощи – худышки, Слева – овощи-толстяки. Встретились толстяки и худышки. Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! | Дети. Худышки втягивают щеки толстяки их надувают. Смотрят друг на друга. Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза. Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито. Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови. Вытягивают губы трубочкой, сводят брови. Морщат нос и произносят шепотом: «фу». Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф». |
2.Дети мимикой изображают : туфли жмут, порвалось платье, купили новое платье.
Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения. «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать».
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
«Деревья качаются». На музыку в высоком регистре дети имитируют трепание листьев на ветру (машут кистями рук), а в среднем регистре – покачивание веток (машут руками), в низком регистре – раскачивание стволов (движение корпусом).
Педагог: «Какая большая тряпичная кукла! И голова у нее отдельная. Это Шалтай - Болтай»
Педагог. Шалтай – Болтай сидел на диване. Шалтай – Болтай свалился во сне. И вся королевская конница, И вся королевская рать… Не могут Шалтая, Не могут Болтая, Шалтая – Болтая, Шалтая – Болтая, Шалтая – Болтая поднять. | Дети. Стоят на месте, поворачивают корпус вправо-влево, руки свободно висят. На последний слог наклоняют корпус вперед - вниз, руки свободно висят. Маршируют на месте. То же. Имитируют поднимание тяжести с пола: наклоняют корпус сначала вперед, потом назад, на последний слог наклоняют корпус вперед - вниз, руки висят. |
3.
Педагог: «На пути еще одно препятствие (дети идут вокруг обручей, лежащих на полу, на акцент в музыке прыгают в обруч и приседают на корточки - прячутся)».