СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модельная карта по формированию функциональной грамотности на уроках географии в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование урока с элементами заданий по формированию ФГ обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Модельная карта по формированию функциональной грамотности на уроках географии в 6 классе»

Форма модельной карты по формированию функциональной грамотности





Комплекс учебных заданий по _географии__ обучающихся _6_ класса



Планируемый результат

Примеры учебных заданий

Математическая грамотность

Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам


  • Используя топографическую карту определить расстояние на местности от города А до истока реки В. (Тема: «Масштаб»)



  • Расчитать амплитуду температур за сутки и предыдущую неделю, используя свой дневник наблюдений. (Тема: «Погода и климат»)



  • На каком расстоянии в градусах и километрах находятся друг от друга …? (Тема: «Георграфические координаты»)

Естественнонаучная грамотность

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;


  • Изменится ли климат города, при условии что наше озеро увеличится в размерах в 50 раз? (Тема: «Погода и климат»)

  • Как изменится качество воды в колодце, если рядом будет построена ферма? Почему?

  • Изменится ли качество воды в роднике? Почему?

  • (Тема: «Подземные и грунтовые воды»)


Читательская грамотность

Выпускник научится:

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;


Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

  • Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

  • Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

  • Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

  • Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

  • Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.


Креативное мышление

- обсуждать идеи с разных позиций,

- выдвигать, воплощать и оценивать разные идеи,

- предлагать оригинальные идеи,


  • Какие вопросы о звездах и галактиках возникли у вас после чтения параграфа? Попробуйте самостоятельно найти на них ответы и подготовить короткое сообщение.

  • На географических картах каждый объект или явление обозначается определенным условным знаком. Придумайте и изобразите 5 условных обозначений географических объектов или природных явлений. Зарисуйте и подпишите ваши знаки в тетради.

  • Что «заставило» викингов стать великими мореходами?

  • Может ли человек докопаться до мантии? Объясните почему?

Глобальные компетенции

Оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации и проблемы

Выявлять и анализировать различные мнения, подходы, перспективы

Осознавать различия в коммуникации (во взаимодействиях)

Оценивать действия и их последствия (результаты)

  • Может ли человек изменять рельеф Земли или отдельных ее участков? А будут ли в этом случае какие-то последствия?

  • Если вода на нашей планете никуда не исчезает, то откуда в таком случае возникла проблема уменьшения запасов пресной воды?