Определить и записать основную мысль текста | Определяет и записывает основную мысль текста | (1)Это произошло в дни Великой Отечественной войны. (2)Сержант Виктор Данилин шёл осенней ночью на боевое задание по фронтовому шоссе. (3)Впереди у дома с высокой железной оградой он увидел каких-то людей. (4)«Свои», – решил сержант и продолжил путь, но он ошибся: это были фашисты. (5)Три дюжих солдата, которые первыми заметили, что за гость к ним пожаловал, набросились на советского воина. (6)Двое схватили его за руки, а третий прыгнул ему на спину. (7)Но Данилин молниеносным ударом ноги под коленку сбил первого фашиста, затем второго. (8)Высвободив руки, он принялся за третьего. (9)Схватил его за маскировочный халат и с размаху, словно тюк с тряпьём, отшвырнул в сторону. (10)Когда фашисты опомнились, сержанта и след простыл. (11)Выполнив боевое задание, Данилин вернулся в штаб. (12)За проявленное мужество его представили к награде. (13)Генерал, который вручал героическому сержанту орден, спросил: «Как Вам удалось, не прибегая к оружию, расправиться сразу с тремя фашистами?» (14)В ответ Данилин произнёс только одно слово: «Са́мбо!» (15)И военным сразу всё стало ясно. (16)С тех далёких пор ни один солдат не может обойтись без навыков владения приёмами самообороны. (17)Самбо – составное слово: САМ − это сокращённо САМозащита, Б − Без, О – Оружия, а всё вместе – Самозащита Без Оружия. (18)Так родилось слово «са́мбо». (19)Са́мбо является гордостью российского спорта. (20)Этот вид борьбы придумали именно в нашей стране, его создатели изучили десятки видов народной борьбы, которыми так богата Россия, и от каждого взяли для са́мбо самое ценное. (По Г. Юрмину) |
Раскрыть и записать основные микротемы текста | Раскрывает и записывает основные микротемы текста | Вопрос 1 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов |
Ответить на вопрос. Предложить свой вариант ответа. Приведите аргументы | Отвечает на поставленный вопрос и предлагает свой вариант ответа. Приводит аргументы | Вопрос 2 Почему, по мнению автора текста, самбо является гордостью российского спорта? |
Назвать стилистическую окраску слова. Найти синоним (синонимы) в словаре | Называют стилистическую окраску слова. Находят синоним (синонимы) в словаре | Вопрос 3 Определите стилистическую окраску слова «дюжий» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. |
Используя словарь фразеологизмов определите значение фразеологизма и описать ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма | Используя словарь фразеологизмов определяют значение фразеологизма и описывают жизненную ситуацию | Вопрос 4 Объясните значение фразеологизма «с гулькин нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите жизненную ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. |
Используя толковый словарь, определить лексическое значение слова. Предложить свой вариант предложения , в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. | Используя толковый словарь, определяют лексическое значение слова. Предлагают и записывают предложение. | Вопрос 5 Определите и запишите лексическое значение слова «пожаловал» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. |