СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модельные уроки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.

Просмотр содержимого документа
«Модельные уроки»

Модельные уроки


Модельный урок 1


«Язык как средство общения»

Вызов:

  • Запись пяти ключевых слов по теме “ЯЗЫК” (индивидуальная работа)

  • Создание поля ключевых слов по теме “ЯЗЫК” (коллективная работа)

  • Предъявление названия текста “ЯЗЫК”, прогноз по названию (Как вы думаете, о чем этот текст?)

Осмыслеие:

  • Чтение первой части текста, прогноз по содержанию (Как вы думаете, что ответил Эзоп?), обсуждение (Оправдался ли ваш прогноз?)

  • Чтение второй части, прогноз по содержанию (Как вы думаете, что самое худшее приобрел к обеду Эзоп?), прогноз по содержанию (Как объяснил Эзоп свой выбор?), обсуждение (Оправдался ли ваш прогноз?)

  • Чтение третьей части текста, прогноз по содержанию (Как вы думаете, объяснил свой выбор Эзоп?), обсуждение (Оправдался ли ваш прогноз?)

  • Индивидуальное повторное чтение с маркировкой (выделением пяти ключевых слов) второй части, запись ключевых слов в тетради

  • Обсуждение в парах, выбор одного ключевого слова (из совпавших в парах) с обоснованием для всего класса, расширение поля ключевых слов по теме “ЯЗЫК”

  • Индивидуальное повторное чтение с маркировкой (выделение пяти ключевых слов) третьей части, запись ключевых слов в тетради

  • Обсуждение в парах, выбор одного ключевого слова (из не совпавших в парах) с обоснованием для всего класса, расширение поля ключевых слов по теме “ЯЗЫК”

Рефлексия:

  • Письменная работа “Пять строк о языке” (синквейн; индивидуальная работа)

  • Чтение синквейнов “ЯЗЫК”

  • Письменная работа (пятиминутное эссе) по одной из предложенных тем: “Что автор хотел сказать этой притчей?”, “Язык - друг или враг?”, “Что такое эзопов язык?”

  • Чтение своих работ



Модельный урок 3

Заимствованные слова в русском языке

Вызов:

  • Задумывались ли вы когда-нибудь, как много слов в русском языке заимствованных?

  • На самом деле не так уж много, как может показаться на первый взгляд.

  • Приведите, пожалуйста, примеры (пять) заимствованных слов

  • А легко ли увидеть заимствованные слова среди исконно русских?

  • Сегодня мы с вами будем читать текст, который так и называется «Заимствованные слова». Каждый из вас прочитает лишь часть текста, но к концу занятия будет владеть всей информацией.

  • Инструкция по работе (прием «чтение/суммирование в парах»)

Осмысление:

  • Работа в парах: чтение своей части (первая пара-1часть, вторая – 2, третья – 3); общение в роли «учителя – ученика», смена ролей при прочтении второй половины данной части

  • Работа в группах, читавших одинаковые части, осмысление прочитанного, выделение основного и дополнительного, оформление графическими средствами полученной информации.

  • Презентация группами своих материалов.

Рефлексия:

  • Вопросы слушателей по содержанию выступления.

  • Подготовка вопроса от групп для слушателей.

  • Вопросы – ответы.

  • Подготовка благодарственного слова (в любом жанре).

  • Озвучивание благодарственного слова.


  • Вопросы слушателей на уточнение полученной информации и правильной интерпретации ее

  • Корректировка учителя (по уточнению разночтений) по необходимости

  • Подготовка вопросов от групп для слушателей (один самый главный, на их взгляд)

  • Ответы на вопросы

  • Возврат к ключевым словам, уточнение темы занятия

  • Благодарственное письмо

  • Чтение благодарственных писем


Модельный урок 3


И БЕРЁЗКА ЗЕМЛЕ ПОМОГАЕТ



  1. ВЫЗОВ:

НАСТРОЙ: Встаньте прямо, позвоночник ровно, глазки закройте. Представьте, что вы дерево: ноги ваши – это корни дерева. Тело – это ствол дерева. Руки – его ветки. Направьте свое внимание на ваши ноги-корни дерева. Корни тянутся глубоко в землю. Ощутите, как растет дерево вниз, тянется каждым корешочком вглубь земли, вбирая в себя влагу, питательные вещества и поднимая их вверх к стволу. НА вдохе представьте, что вы вбираете в себя силу земли, ее спокойствие, уверенность… и поднимаете эту силу по стволу вверх к кроне, питая каждую клеточку, каждую веточку, каждый листочек. Перенесите свою внимание на верх туловища – крону дерева. Ощутите, как дерево растет вверх, тянется к солнышку. Представьте, что каждый листик вашего дерева вбирает в себя солнечный свет, тепло, напитывается влагой дождя и прохладой ветерка. Ощутите, как вы вбираете в себя сверху силу неба, солнца, воздуха и на выдохе проводите ее по стволу вниз до корешков. Представьте, как дерево одновременно растет вверх и вниз. На вдохе вы вбираете силу земли, наполняетесь ею снизу доверху, а на выдохе вбираете силу неба и наполняетесь ею сверху донизу. Ощутите, как крепко вы стоите на земле, как надежно вас удерживают корни, несущие вам питание и влагу. Ощутите легкость, свободу и безбрежное пространство вокруг вас. Оно несет вам живительную силу и дает свет и тепло для роста.

Представьте, что вы смотрите на свое дерево со стороны. Какое оно? Высокое…? Низкое…? С листьями или иголочками? Какой цвет коры: темный или светлый? В какое время года вы видите дерево? Видите ли вы рядом другие деревья? Если, да, то какие? Мысленно поблагодарите дерево за красоту, за общение и поддержку. Попрощайтесь до следующих встреч. Не торопясь откройте глаза, потянитесь и улыбнитесь.

Сегодня мы прочитаем текст о дереве. Как вы думаете о каком?

Посмотрим - оправдается ли ваш прогноз.


  1. ОСМЫСЛЕНИЕ:

Чтение со стопом (учитель)


(И БЕРЁЗКА ЗЕМЛЕ ПОМОГАЕТ- название не давать пока)


Как-то ночью посмотрела вокруг себя маленькая Берёзка и видит: не спят деревья, в небо смотрят. Берёзка тоже поглядела в небо и увидела звёзды. От них летел к Земле свет, острый, колючий. Деревья ловили его зелёными ладошками листьев.

«Зачем это они?» - подумала Берёзка и догадалась: ......

О чем догадалась березка?

«Зачем это они?» - подумала Берёзка и догадалась: это чтобы не дать звёздному свету уколоть Землю.


Как вы думаете, что дальше сделала берёзка?

  • Я тоже могу помочь Земле, могу защитить её, - сказала Берёзка и подставила ладошки своих листьев под свет крошечной, но очень колючей звезды. Листочки её заблестели. Блестели листья и у других деревьев. Глядела на них Берёзка и думала:

Что подумала березка?

Глядела на них Берёзка и думала: «Теперь Земле не колко...» И гордилась, что выбрала себе звезду с самыми острыми лучиками.

(Братья Бондаренко)

Как вы думаете называется этот текст?

Это рассказ или сказка?

Какие слова подчеркивают трогательную хрупкость Березы? Подчеркните нужные слова.( чтение с маркировкой)

Что говорит о храбрости и «героизме» Березки? Подчеркните подходящие выражения. ( чтение с маркировкой)


Почему Березке свет звезд показался опасным?

А на самом деле опасны ли звезды Земле?

Как вы думаете, почему автор написал именно про Березку, а не про другое дерево? (Береза издавна считается символом России)


  1. РЕФЛЕКСИЯ:

Синквейн

  1. Березка

  2. Белая, пушистая

  3. Лечит, растет, шумит

  4. Нет роднее и любимее дерева

  5. Символ


  1. Берёзка

  2. Кудрявая, стройная

  3. Шелестит, растет, качается

  4. Очень красивое и любимое дерево

  5. Красавица


Эссе (тема по выбору)

  1. Маленькая защитница Земли.

  2. Почему Березка решила защищать Землю?

  3. Как бы вы поступили бы на месте Березки?

  4. Береза - одно из самых красивых на планете деревьев.



Модельный урок 4



Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс


Приём: "чтение с остановками", "прогноз"


Цель урока:
    1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка".
    2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий.
    3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.


Литература:
   Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г.
Автор:   И.Б. Соколова, гимназия 177, С-Пб
Оборудование:   кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой.



Ход урока:
   На стадии вызова
1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда.



2. Рассказ об авторе, выставка книг.
   Сказка литературная.
   Что это значит? (Сказку написал автор).
Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер".

3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет.

4. Презентация сказок (по группам).
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?

Смысловая стадия.
   Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.

I часть текста:Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.
   Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
   Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

   О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему?
   Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу?
   Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему?
   Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

II часть текста:Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

   Оправдался ли Ваш прогноз?
   Кто хочет уточнить значения слов?
   Кто может объяснить их?

Словарь:
галоп
- 1) бег лошади вскачь;
             2) очень быстро (разг.; неодобр.);
             3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме;
рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен;
дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука;
гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны;
колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже.

   Что может произойти дальше?

III часть текста:Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление.
   Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
   Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

   Предположение подтвердилось?

Словарь:
балаган
- это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.

   Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни?
   Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать?
   Что произвело впечатление на Осла? Какое?
   Как автор называет игру Пастуха? Почему?
   Как могут развернуться события дальше?

IV часть текста:С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
   Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
   Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать,
   Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

   Что же произошло со Скрипкой?
   Почему это случилось? Как?
   На что решился Пастух?

Словарь:
лад
- сочетание звуков и созвучий.

   Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча?

V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

- Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

- Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся.

- Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются.

   Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала:

- как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее.

   Что могла предложить Скрипка?

VI часть текста:Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
   Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку.
   Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
   Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
   Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей:

-Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

- Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

   Благодаря чему удался план "похищения"?
   Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему?
   Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли?
   Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора?
   Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения.

Чтение диалога по ролям.

   Почему все так случилось? Как думаете?
   А может что-то измениться?
   Зазвучит ли Скрипка вновь?

VII часть текста:Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием.
   Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
   Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. I
   Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
   Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее.
- Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки.

   И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему?
   Навсегда?
   Что же произошло?
   Что вернуло Скрипку к жизни?
   А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни?
   А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?

Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее.

На стадии размышления учащиеся работают в парах.

Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души".

       Чтение Синквейнов.




Модельный урок 5


ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

 

ПРИЁМЫ РКМЧП: Стратегия «Подумай и запиши, посовещайся с партнёром, обсуди в малой группе», концептуальная таблица « ЗХУ», ИНСЕРТ, свободное письмо

ЦЕЛИ:   1. Сформировать представление об орфограмме « Ь после шипящих на конце

                   наречий».

2.      Развивать мышление обучающихся, логику.

3.      Повышать мотивацию к изучению русского языка, осознанность выполнения заданий.

4.      Формировать компетентности: индивидуальная работа, работа в парах и группах, составление концептуальной таблицы, самостоятельная творческая работа, интерактивное чтение текста, использование различных типов словарей, работа с адаптированными научными текстами, сравнение текстов правил по параметру функциональности использования.

5.      Воспитывать интерес к истории языка, к современным процессам в языке, к проблеме реформирования правописания.

ВЫЗОВ.

1)Подводящая к теме беседа:

 Учитель:  

-В наши дни много говорят о реформировании современного русского правописания, о необходимости упрощения орфографии, об отмене некоторых исключений из правил.  Последним  большим вмешательством  в языковую систему была отмена в 1918 году трёх букв дореволюционного алфавита: ъ, ь, i. Это повлекло за собой изменение традиционного правописания. Помешало ли это пониманию нами смысла слов? Стало ли это барьером для постижения читателями, например, классики 19 века? (Дети отвечают, что ничего не изменилось.)

Учитель:

- А можно ли без ущерба изъять букву Ь? Вспомним, для чего служит Ь в русском языке.

Варианты ответов учеников:

   - Когда Ь разделительный, он необходим в словах для передачи произношения: веселье, шьёт.

   - Ещё Ь служит для обозначения мягкости согласных. Иногда лишь эта буква помогает при различении смысла слов: угол – уголь.

   - После шипящих, я считаю, Ь вообще не нужен. Ничего страшного бы не произошло, если бы его просто не писали. Ведь что изменится, если станем писать не РОЖЬ, а  РОЖ, не СЛЫШИШЬ, а СЛЫШИШ!

   - Возражу тебе по поводу твоего же примера. Из контекста ясно, что «спелая рожь» - это хлебный злак, а увидеть можно несколько хохочущих рож. Но смысл этих слов, взятых по отдельности, удаётся различить только с помощью Ь.

 - А о чём идёт речь, когда мы  произносим  слова  ПЛАЧЬ и ПЛАЧ? Ведь здесь Ь – средство разграничения грамматических форм различных частей речи.

2)Составление таблицы

Учитель:

-Интересно, а какую роль играет Ь в наречиях на шипящий. Но прежде вспомним, в каких случаях Ь после шипящих в разных частях речи служит для обозначения грамматических форм. Составим таблицу «З-Х-У» (примерно на страницу):

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель:

- В первую колонку кратко запишем правила об употреблении Ь после шипящих, уже известные нам. Приведите также 1-2 примера (каждый делает это самостоятельно в течение 4 минут).

   После этого посовещаемся в парах, дополним 1 колонку тем, что считаем верным в записях партнёра, скорректируем свои (3 минуты).

   Наконец, обсудим все вместе (высказываются пары, учитель дублирует записи на доске).

 

   

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. сущ. 3 скл., И.п.(молодёжь, брошь)

 

 

2. глаг. в неопр.ф.(беречь, стричь)

 

 

3. глаг. 2л. ед. ч. наст. или буд.вр.(поёшь, едешь)

 

 

4. глаг. повел. накл.(мажься, режьте)

 

 

 

    Учитель:

-Обратившись ко 2 колонке, запишем, что нам хотелось бы узнать о наречиях на шипящий (Фронтальная работа. Учитель и ученики записывают во 2 колонку все предложения, прозвучавшие в классе).

 

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. сущ. 3 скл., И.п.(молодёжь, брошь)

1.Когда употребляется Ь после шипящих в наречиях?

 

2. глаг. в неопр.ф.(беречь, стричь)

2.Есть ли исключения?

 

3. глаг. 2л. ед. ч. наст. или буд.вр.(поёшь, едешь)

3.Каковы опознавательные признаки орфограммы?

 

4. глаг. повел. накл.(мажься, режьте)

4.Как орфограмма обозначается графически?

 

 

5.Почему и с какого времени стали писать Ь после шипящих?

 

 

6.Является ли Ь на конце наречий средством различения грамматических форм?

 

 

7.Можно ли без ущерба упразднить Ь на конце наречий после шипящих?

 

 

ОСМЫСЛЕНИЕ

1) Изучение параграфа учебника «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ»:

- чтение с заданием найти ответы на поставленные вопросы

- обсуждение

- заполнение 3 колонки таблицы (краткие, но ёмкие переформулированные сведения из

параграфа)

2) Работа с адаптированным научно-популярным текстом по истории орфограммы (инсерт, беседа).

 

                          Из истории орфограммы «Ь после шипящих в наречиях»

 

Чередование звуков является серьёзным отступлением от основного принципа устройства языка – строгого соблюдения соответствия между однозначным значением и звучанием. Объяснение этому уходит в глубокие слои истории русского языка – в эпоху общеславянского существования языка.

 Звуки Ж, Ш, Ч, Ц возникли в русском языке как новые намного позднее, чем все другие.

 С их появлением связаны многие случаи их исторических чередований с исконными согласными.

 Первоначально они были только мягкими.  Потом Ж,Ш,Ц отвердели, а Ч и Щ сохранили первоначальную мягкость.

     Сложная судьба этих согласных отразилась на трудностях, связанных с написанием слов.

 В настоящее время наличие или отсутствие Ь после шипящих на концах слов и их грамматических форм регулируется правилами, никак не согласованными с произношением. Это подлежит запоминанию.

 В современном русском языке наречий с Ь на конце не так много: вскачь, напрочь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь, точь- в -точь, лишь, настежь(9).

 Но ещё в Х1Х веке Владимир Иванович Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» зафиксировал существование таких наречий, как НАОТКРЫШЬ («открыто, не скрывая ничего»), НАОТПАШЬ(«нараспашку»), НАОПАШЬ(о верхней одежде: «набросив на плечи, не надевая в рукава»), НИЧЬ(«вниз»), ВЗНИЧЬ(«ничком, вниз»), ИНОПЛОШЬ(«беспрерывно»).

 Наличие трёх наречий- исключений объясняется многовековой традицией правописания.

 Нередкие попытки реформировать, упростить орфографию русского языка неудачны, так как обществом, носителями языка не принимаются кардинальные изменения, тем более такого живого и саморегулирующегося организма, как язык.

 

3) Заполнение 3 графы «Узнал» в таблице «З-Х-У» (с переформулированием)

 

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. сущ. 3 скл., И.п.(молодёжь, брошь)

1.Когда употребляется Ь после шипящих в наречиях?

1.Чаще всего в наречиях после шипящих пишется Ь

2. глаг. в неопр.ф.(беречь, стричь)

2.Есть ли исключения?

2.Есть исключения: уж, замуж, невтерпёж, допреж(устар.)

3. глаг. 2л. ед. ч. наст. или буд.вр.(поёшь, едешь)

3.Каковы опознавательные признаки орфограммы?

3.Опознавательный признак орфограммы – наличие шипящих на конце наречий

4. глаг. повел. накл.(мажься, режьте)

4.Как орфограмма обозначается графически?

4. Название орфограммы – Ь неразделительный

 

5.Почему и с какого времени стали писать Ь после шипящих?

5. Ь не служит показателем формы слова, его употребление на конце наречий - это дань традиции

 

6.Является ли Ь на конце наречий средством различения грамматических форм?

6.Наречия на шипящий употребляются преимущественно в разговорном и художественном стилях

 

7.Можно ли без ущерба упразднить Ь на конце наречий после шипящих?

7. Есть уникальное наречие, пишущееся с двумя дефисами, -  ТОЧЬ-В-ТОЧЬ

 

 

8. Лексическое значение некоторых наречий на шипящий изменилось

 

 

9. В древности наречий на шипящий было гораздо больше, чем в современном русском языке, и писались они как с Ь, так и без него

 

РЕФЛЕКСИЯ

 1). Свободное письмо членам воображаемой комиссии по реформированию орфографии русского языка ( 7- 10 мин.)

2) Зачитывание и обсуждение писем учеников и учителя

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

                                           РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

№1

                                     Здравствуйте, уважаемые члены комиссии!

Хочу обратиться к Вам с просьбой ничего не менять в нашем правописании. Представим на минуту, что утверждены изменения в орфографии, например, отменён Ь на конце наречий после шипящих. Помимо путаницы с омонимами возникнет проблема общения между родителями и детьми хотя бы в тот момент, когда взрослые попытаются помочь своим детям в учёбе. Традиции надо хранить.

                                               

                                                   РАБОТА УЧИТЕЛЯ

                                           Уважаемые члены комиссии!

   Пишет Вам учитель русского языка с 25-летним стажем.

Зная о проводимой Вами подготовительной работе по реформированию орфографии русского языка, хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями о проблеме унификации языка и его упрощения.

 Опыт работы с учениками показывает, что зачастую дети максималистски выступают за устранение многочисленных трудностей, связанных с изучением языка, его законов и отступлений от них. Прежде всего это касается исключений из правил.

 На первый взгляд, деиствительно, значительно упростится процесс усвоения «трудных»

тем, повысится грамотность населения. Чего же медлить? Нужно одним указом ликвидировать многовековые трудности!

 Но что-то всё же останавливает нас. На фоне кардинальных перемен в жизни России чуть ли не единственным, что объединяет  разные поколения наших соотечественников и всю нацию, является традиционная русская орфография, уходящая своими корнями в древнейшие времена и отражающая историю развития наших предков. Ведь последнее историческое изменение орфографии произошло в 1918 году, когда был отменён Ъ для обозначения концов слов на согласный, Ь и I (кстати, психологи утверждают, что общество способно принять не более трёх крупных изменений).

Подобных «революционных переворотов» в языке, к счастью, пока удаётся избегать, хотя попытки регулярно предпринимаются. Слишком часто люди забывают, что имеют дело с языком как живым, саморегулирующимся и развивающимся организмом.

                                                                   С уважением Т.П.Стребкова.

 

Модельный урок 6



Тема: Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс.


Приём: "чтение с остановками".


Цель урока:
    познакомить с рассказом В.Драгунского, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.


Литература:
    учебник Бунеевых "Капельки солнца"
Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб


Ход урока:
   На стадии вызова учащимся предлагается подумать над названием рассказа.
-Прочитайте название.
-О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения .

На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками".
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации) Дети читают текст.

Текст рассказа:
   Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:
- Папа, купи мне грушу!
- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.
Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
- Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
   Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.
   И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

1 остановка
:- Кем хотел стать мальчик?
- А кем вы хотели бы быть? Почему?

   На доске появляется "список": астроном, капитан, спортсмен...

   Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что придумала мама? (1-2 версии)
- Что будет дальше?
- Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах)
- Чем может закончиться этот рассказ?

   После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа
   Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках "концовку")

На стадии размышления возвращаем учащихся к первоначальным версиям, затем просим прочитать, как заканчивает рассказ автор - Виктор Драгунский.

   Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
   Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...
   И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.
- Ты что? - сказала мама.
- Что с тобой?
   А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

На стадии размышления задаем вопросы классу:
- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: " О чем рассказ?"
Если останется время- можно сочинить синквейн:


Модельный урок 7



Тема: "Жила- была баклуша"


Приём: "зигзаг-2".


Цель урока:
    Уточнить и расширить представления учащихся о значении фразеологизма "бить баклуши", используя различные приемы КМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.


Литература:
   по сказке "Жила - была баклуша" (Синицына Е.И."Умные занятия".М.:"Лист",1999 г.)
Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб


Ход урока:
Учащиеся сидят по группам 5 человек (5 групп), это "рабочие группы".
   На стадии вызова учитель вопросами стимулирует учащегося вспомнить, что ему известно по изучаемой теме, делать предположения:

- В разговорной речи есть такое русское выражение " бить баклуши".
- Как вы его понимаете? ( выслушиваются 2-3 ответа)
- Пофантазируйте и объясните это выражение с помощью рисунков. Каждый сейчас работает самостоятельно.
- А теперь рассмотрите рисунки в своей "родной" группе, обсудите.
- Представьте, что авторы книги попросили вашу творческую группу сделать иллюстрацию к выражению "бить баклуши ".

   Обсуждение заканчивается выступлениями, каждой группе дается время для объяснения своего варианта. Учитель подводит итог:

- Все вы по-своему правы, но сейчас вы прочитаете историю о том, откуда пошло выражение "бить баклуши" и что такое баклуша на самом деле.

Смысловая стадия. Каждая "рабочая" группа получает тексты и конверт с вопросами. Дети читают текст 2-3 минуты. Учитель готовит их к переформированию в группы "экспертов":

- Достаньте из конверта карточки с вопросами. Прочитайте их в группе.
- Переверните карточки и теперь возьмите каждый себе один вопрос.
- Прочитайте свой вопрос.
- Перечитайте текст, если найдете ответ на свой вопрос подчеркните его простым карандашом. На эту работу вам всего 1 минута.
- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу.
- Объединитесь в " экспертные" группы по цвету карточек с вопросами.
- За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной (синей, оранжевой, желтой,фиолетовой) карточке.

   На столы ставятся цветовые карточки и дети рассаживаются в новые группы, прикалывают цветовые символы.

- Теперь ваша задача- обменяться мнениями и утвердиться в правильности ответа на ваш вопрос.

   Дети обсуждают в " экспертных" группах ответ на вопрос, приходят к общему мнению.
   По окончании работы в "экспертных" группах учащиеся возвращаются в свои "рабочие" группы и делятся полученной информацией, каждый должен рассказать ответ на "свой" вопрос (5 минут).
   Работа заканчивается ответами на вопросы желающих перед всем классом.
Вопросы:
1    Почему именно березовые баклуши любил бить Иван Васильевич?
2    С чего начиналась работа по битью баклуш?
3    Как делали чурочки, которые в народе называют баклушами?
4    Что чаще всего изгготавливали из баклуш ?
5    Какой новый смысл приобрело выражение "бить баклуши" ?

Учитель подводит итог работы стадии осмысления:

- Да, действительно, по сравнению с очень тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась легкой. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Но далеко не у каждого получится сейчас баклуши бить.
- Посмотрите- какой сюрприз вас ожидает...( в специально отведенном месте - выставка деревянных ложек, плошек ...)
- Разве пустячное дело - баклуши бить? Ведь без этой работы нечем было бы русским людям щи, да кашу хлебать!

На стадии размышления учащиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие практические задания на основе изученной информации. Дети рисуют, чертят, делают аппликацию, затем представляют свои работы.( защищают свои работы по-очереди у доски. Постепенно все рисунки вывешиваются на доску).

Домашнее задание - любое из трех заданий:
1- Написать СИНКВЕЙН со словами: работа, безделье, труд, баклуши, ложки, мастер...
2- Подобрать пословицы о труде и лени.
3- Сочинить историю о том как герои " баклуши били" и чем эта история закончилась?

Текст:
   Жил-был в одном селе Иван. Все уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши.
   Начиналась его работа с того, что он брал в одну руку топор, в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он рубил и подпиливал облюбованную заранее березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван любил именно березовые - самые для его дела подходящие.
- Береза, - говорил Иван, дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела - случая.
Затем он непременно добавлял:
- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, мгрушии и ложки!
    После чего принимался Иван напиленные чурбаки разбивать топором на чурочки, которые в народе называют баклушами. Все баклуши он бил заданных размеров: большая баклуша - большая ложка, маленькая - маленькая ложечка.
    Из баклуш Иван начинал делать ложки. Теслом выдалбливал углубленную часть, ручку аккуратно вытачивал пилкою. Остальное доделывал острым как бритва ножиком. Затем готовую ложку покрывал олифой - вареным льняным маслом, чтобы она была ни для чего жидкого непроницаемой. Танюшка и Василек, дети Ивана, занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки ложки. Все они получались разными, не очень ровными.
    Что же до выражения «бить баклуши», в ту пору означавшего раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них деревянных изделий, то оно со временем приобрело новый смысл. Ведь «бить баклуши» означает сегодня еще и бездельничать, ничего не делать. Да, действительно, по сравнению с тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась пустячной. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
    Хотя битье баклуш, как мы теперь знаем, требовало и тонкого расчета, и умелых рук, и немалого усердия. За это и уважали Ивана односельчане.


Модельный урок 8



Тема: Даниил Хармс "Про собаку Бубубу"


Приём: "чтение с остановками".


Цель урока:
   Изучение произведения.


Литература:
    Даниил Хармс "Про собаку Бубубу"
Авторы: Е.А. Трифонова, гимназия №70, Санкт-Петербург


Ход урока:
   На стадии вызова проводим небольшую беседу с классом. Учитель просит ребят подумать и предположить, о чем мог бы быть этот рассказ. Версии ребят учитель уточняет вопросом: почему ты так думаешь, поясни.

Смысловая стадия: проводим поэтапное чтение текста. После каждого отрывка учитель задает вопросы:

Текст
"Про собаку Бубубу".

      Жила-была очень умная собака. Звали ее Бубубу. .

- Что вы теперь думаете? О героях? Как будут развиваться события?
- Какие "умные" поступки совершит собака?
- Какого героя мы называем умным?
Посмотрим, как развернутся события дальше.

      Она была такая умная, что умела даже рисовать.
И вот однажды она нарисовала картину. Но никто не мог понять, что было на картине нарисовано.
Прибежала мышка малышка, посмотрела на картину, понюхала рамы и сказала:
- Нет; я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, сыр, пи-пи-пи! А может быть, свечка, пю-пю-пю!
- Пришел петух Ерофей. Встал на цепочки, посмотрел на картину и сказал: .

- Что же сказал Петух?
Почему вы так думаете?
-Что же произойдет дальше? Почему вы так думаете?
Давайте продолжим чтение.

      -Нет, я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, это пшенная каша, ку-ка-ре-ку! А может быть, это деревянное корыто, ре-ку-ка-ре!
Пришла уточка Анюточка, посмотрела на картину с одного бока и сказала:
-Кря-кря-кря! Это завитушка.
Кря-кря-кря! Может быть, лягушка?
А потом посмотрела на картину с другого бока и сказала:
-Бал-бал-бал-бал. Бол-бол-бол-бол.
- Эй,- крикнули обезьяне, - говори понятнее!
А она опять:
- Док! Вок! Мок! Рок!
-Дук! Лак! Лик! Лем!
-А ну тебя! - крикнули обезьяне.
-Непонятно ты говоришь! .

- Как вы думаете, что сказала Обезьяна?
- Переведи с обезьяньего языка: Док! Вок! Мок! Рок!
Дук! Лак! Лик! Лем!
- Поясни, почему ты перевел именно так?
Продолжим чтение:

      -А обезьяна почесала ногой затылок и убежала.
Наконец пришел знаменитый художник Иван Иванович Пнев. Он долго ерошил волосы, смотрел на картину и наконец сказал:
- Нет, никто не знает, что нарисовано на картине, и я не знаю. Тут вышла умная собака Бубубу, взглянула на свою картину и закричала:
- Ах-ах! Ав-ав! да ведь картина-то повернута к вам не той стороной. Ведь вы смотрите на заднюю сторону картины. Вот смотрите!
И с этими словами собака Бубубу повернула картину.

-Как ты думаешь, что могла нарисовать собака Бубубу? Только не произноси ответ, а нарисуй его. Учащиеся рисуют ответ. Рисунки учитель вывешивает на доску, учащиеся поясняют, почему нарисовали так.
Чтение рассказа до конца. ( На картине была нарисована очень аппетитная косточка).

Стадия рефлексии. Беседа с классом по вопросам:
- Как бы вы себя чувствовали, если бы нарисовали картину, а ее никто бы не понял?
- Чему может научить эта история?
- Смешная она или грустная?
- Попробуй, сочинить свою историю "непонимания".


Модельный урок 9



Тема: В.Бианки "Мышонок Пик", 2 класс.


Приём: "зигзаг-2".


Цель урока:
   используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.


Литература:
    сказка В.Бианки "Мышонок Пик" (глава "Постройка дома") Л.: Детская литература, 1989 г.
Автор:   М.В. Данильцина, гимназия 177, С-Пб


Ход урока:
   На стадии вызова можно предложить учащимся следующее задание:
Сделайте предположение, как может выглядеть домик маленького мышонка.
Учащиеся рисуют домики на небольших индивидуальных листах, сравнивают свои рисунки в команде, рисуют один рисунок на большом листе, затем проходит презентация.
Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков. Работа ведется индивидуально - в парах - в группах.

Смысловая стадия. Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде - по количеству вопросов к тексту.
Вопросы могут быть следующими:
1. На какой остров попал Мышонок Пик?
2. Как Мышонок Пик строил себе дом?
3. Какой домик получился у Мышонка Пика?
4. Как Мышонок Пик устроил себе спаленку?
5. Для чего Мышонок Пик строил дом?
   Каждый вопрос записан на карточке определенного цвета. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст рассказа в "родной" группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в "экспертные" группы, обсуждают, приходят к общему мнению.

На стадии размышления идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.
Вернувшись в "родную" группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят "родную" группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
Стадию размышления можно усилить творческим заданием. Например, попросив ваших учеников вернуться к первоначальным рисункам - предположениям и нарисовать "новый" дом Мышонка Пика (Ученики рисуют, как выглядит дом мышонка, затем проходит презентация).